23 Февраля 2019
МОСКВА, 23 февраля —, Максим Рубченко. В минувший вторник в Париже на 86-м году жизни опочил знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд. Он сумел вдохнуть новую жизнь в бренд, увядающий после Коко Шанель, и трансформировать Chanel из небольшой французской фирмы в глобальную машину моды с годовой выручкой в десять миллиардов долларов. Практичный художник
К началу 1980-х годов модный дом Chanel пребывал в глубоком кризисе, выживая в основном за счет лицензионных налогов за модели, разработанные создательницей компании, и продаж традиционных духов № 5.
Чтобы спасти бренд от окончательного краха, руководители компании братья Ален и Жерар Вертхаймеры предложили пост креативного управляющего Карлу Лагерфельду, который в 21 год выиграл престижную премию Woolmark за дизайн, а с 1965-го занимал аналогичную должность в парижском модном доме Fendi.
Вертхаймеры рассчитывали на его дизайнерский талант, на то, что он освежит облик классических вещей Chanel. Так и содеялось. Но главное — и это стало приятным сюрпризом — Лагерфельд оказался человеком, который, как и Коко Шанель, четко понимал разницу между чистым искусством и реальным бизнесом.
Многие посетители музея-квартиры Коко в Париже поражаются, насколько сильно ее интерьер — роскошный, высокопарный, почти в стиле барокко — контрастирует со сдержанным интерфейсом одежды Chanel.
Объяснение здесь простое: Шанель понимала, что популярность — это бизнес, где ее креативность и личные предпочтения требуются лишь в пределах, необходимых для обеспечения продаж. Лагерфельд не только разделял такой подход, но, пожалуй, даже превзошел Коко в прагматичном отношении к моде, которую называл прикладным искусством.
Он часто напоминал, что Шанель была кутюрье и никогда не называла себя художницей, и весьма раздраженно отзывался о дизайнерах, рассуждающих об искусстве вместо того, чтобы делать хорошую одежду.
Я не полный идиот, я знаю, что одежду нужно продавать, — говорил Лагерфельд в одном из интервью. — Меня это не касается, но я прекрасно понимаю, что мы занимаемся бизнесом. Я ненавижу, когда дизайнеры объявляют себя жертвами истеблишмента. Нет никаких жертв, просто никто никогда не вкладывает деньги в абстрактный гений. Великий маркетолог
Гениальность Лагерфельда заключалась именно в умении уравновешивать творческие порывы и потребности рынка. Он не пропускал в коллекции, с одной стороны, слишком авангардные модели, которые невозможно продать, с другой — популярные и приятные для публики, подрывающие культурные ценности бренда. 29 сентября 2018, 08:00Когда мачо заплачут. Макияж хотят сделать нормой для господ
Большинству фирм для поддержания такого баланса требуется содержать целые армии маркетологов и проводить дорогостоящие исследования рынка. Но в Chanel хватало Карла Лагерфельда.
Впрочем, и владельцы фирмы внесли значительный вклад в успех, обеспечив новому креативному управляющему полную свободу, которую тот чрезвычайно ценил. Лагерфельд тысячекратного подчеркивал, что ему отправилось получить в Chanel то, о чем он просил, и немногие компании могли бы предоставить ему аналогичные условия.
Братья Вертхаймеры постоянно шли навстречу креативному управляющему именно потому, что показывали его стремление развивать бизнес и его маркетинговый талант. Свидетельством такого таланта служит уже один любопытный факт: настоящая фамилия Карла была Лагерфельдт, но в молодости он избавился от последней буквы, решив, что новый вариант звучит более коммерчески.
Инстинктивное стремление сочетать искусство и продажи подтолкнуло Лагерфельда к леворадикальному изменению формата презентаций новых коллекций: из прагматичных показов они превратились в масштабные театрализованные шоу. Например, в 1984 году, когда зимняя Олимпиада впервые прошла в социалистической стране — Югославии — по подиуму дефилировали модели в хоккейных комбинезонах и с клюшками. В 2016-м в шоу были задействованы провода и кабели — образ современного электронного мира.
Каждый такой показ влетал Chanel в копеечку, однако Лагерфельд сразу предупредил, что примет как личное оскорбление любое ограничение расходов на шоу. Владельцы компании и здесь дали ему карт-бланш — и не прогадали.
Новый формат дефиле продумал элитный бренд желанным для женщин всех социальных слоев. И наряду с платьями и сумочками ценой в тысячи долларов, Chanel начала продавать губную помаду и духи за несколько десятков долларов, резко расширив узкопотребительскую аудиторию. 28 октября 2018, 08:00Шопоголик внутри меня. Почему мы покупаем ненужное
Такое сочетание исключительности высшего класса и привлекательности группового рынка помогло компании за двадцать лет превратиться в мирового гренадера с сотнями магазинов по всему миру, двадцатью тысячами сотрудников и годовой выручкой под десять миллиардов долларов. Проблемная звезда
Лагерфельд был артистом хлесткого, острого афоризма. Спортивные штаны — это признак поражения, Chanel — это организация, а с организацией надо обращаться как с проституткой, и тогда от нее будет какой-то толк и многие другие высказывания великого кутюрье навсегда вошли в анналы мировой популярности.
Порой Лагерфельд, ни в грош не ставивший политкорректность, вызывал шок у либеральной коллективности. Так, комментируя непривычный тренд — участие в популярных показах обычных, реалистичных женщин, Лагерфельд заявил, что никто не хочет видеть на подиумах толстых мумий, которые сидят со своими пакетами сухариков перед телевизором.
В интервью для журнальчика Harper's Bazaar он процитировал Коко Шанель: Я никогда не была феминисткой, потому, что недостаточно уродлива для этого.
Когда движение #MeToo захватило мир популярности, и модели начали жаловаться на сексуальные домогательства на работе, Лагерфельд во всеуслышание высказал: Если боитесь помять свои юбочки, не идите в модели.
В прошлом году в интервью французскому модному журналу Numero он назвал моделей глупыми, ядовитыми и в целом грязными существами. Незадолго до этого, комментируя проблему иммигрантов в Германии, отметил, что нельзя уничтожить миллионы евреев, а потом впустить на их место миллионы их злейших врагов.
Неудивительно, что после смерти кутюрье в западных СМИ развернулись дискуссии насчет того, как следует оценивать наследие столь проблемной звезды (по выражению журналиста Марка Бейна из Quartz).
А в социальную сетях разгорелась нешуточная баталия между моделями Карой Делевинь и Джамилой Джамил. Делевинь назвала Лагерфельда провидцем, гением и одним из самых интересных и заботливых мужчин. Джамил откликнулась в твиттере, что безжалостный женоподобный женофоб не должен воспеваться по всему Интернету как святой, уволившийся слишком рано. К вербальной перепалке моделей подключились более 500 комментаторов.
Редактор рубрики
Эдуард Добрин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....