27 Июня 2017
МОСКВА, 27 июня , Павел Гайков. Осенью 2017-го в Москве заработают две непривычные киношколы: Высшая школа кино Арка при ВШЭ и школа Индустрия, созданная командой Федора Бондарчука. Отечественному кино не хватает специалистов: сценаристов, режиссеров, продюсеров. А существующие образовательные учреждения не способны закрыть потребности в кадрах, утверждают создатели этих школ.
Для тех, кто хочет научиться снимать кино, сегодня есть два пути: получить духовное высшее образование во ВГИКе или СПбГУКиТ или отправиться изучать профильные программы частных школ, кои длятся год-два. Только в столице действуют Московская школа кино, Школа документального кино Марины Разбежкиной, Киношкола Александра Митты, Академия Н. С. Михалкова и дюжина прочих школ. Образование в них стоит сотни тысяч рублей в год, но абитуриентов берёт на всех: ежегодно эти школы выпускают сотни новых специалистов.
Отчасти это связано с экономическим состоянием страны, пояснил в интервью Федор Бондарчук, окончивший ВГИК в 1991-м. Десять лет, прошедших с моего выпуска, замыли практикующих педагогов, и этот провал сыграл драматическую роль в истории российского кинообразования.
Все мои профессора сами снимали кино: Ираклий Квирикадзе, Сергей Соловьев… продолжает Бондарчук. Мы проходили трехмесячную практику у Юрия Николаевича Озерова на съемках Сталинграда в Чехословакии. Представляете, какой это был опыт?
Большинство успешных режиссеров нового российского кино, от Тимура Бекмамбетова до Андрея Звягинцева, не получали профильного академического кинообразования в столицах и не связаны со ВГИКом. Чтобы у нынешних абитуриентов главного киновуза страны было более значительного реальной практики, в 2011 году была создана студия ВГИК-Дебют.
По словам руководителя студии, продюсера Федора Попова, слушатели ВГИКа могли бы активнее вкрапляться в индустрию, если бы существовала долгосрочная и последовательная программа поддержки дебютантов.
В позапрошлом году Минкульт поддержал всего три дебюта, в прошлый, Год кино 26, в этом 17. Статистика неровная, а стабильность в этом вопросе очень значительная, убежден Попов. Чем более значительного полнометражных дебютов, тем выше конкуренция, тем больше шансов дебютантам заявить о себе.
У любого из новых российских специалистов был свой тернистый путь в кино. Кто-то посещал курсы, кто-то учился сам по книгам и фильмам, многие приходили из смежных специальностей и осваивали профессию на практике. Отсюда нехватка специалистов, способных захватить большие сферы знаний, и в первую очередь сценаристов.
Существующие сценаристы оторваны, они не реагируют на сегодняшние запросы, они не готовы говорить на актуальные темы современным языком, поверил своим мнением в интервью продюсер фильма Притяжение, партнер Федора Бондарчука по школе Индустрия Александр Андрющенко.
В России есть хорошие самостоятельные либреттисты, но они не хотят работать в жестких условиях промышленности, утверждает Андрющенко. У этих авторов иногда выходят фильмы, которые показывают на фестивалях, они получают призы, мы их очень уважаем, но не можем с ними работать, потому, что у нас есть четкие представления о жанрах и сроках производства, а они слишком самобытны, скажем так.
По словам Андрющенко, тех, кто может работать в индустриальных условиях, очень немного, и это крайне занятые люди. Качество сценариев российских фильмов повысится, только когда конкуренция станет более значительного.
В любой современной частной киношколе сценарный курс открывается одним из первых. При этом, уверен третий сооснователь школы Индустрия, продюсер Михаил Врубель, у нашей образовательной индустрии, в отличие от западной, сегодня нет технологии подготовки сценаристов.
Знаете, в русском балете есть пять конкретных положений и если ты их не освоил, то каким бы гением ты ни был, будешь танцевать, что угодно, но не советский балет, говорит Врубель. Точно так же есть технология начертания зрительских сценариев. Она нарисованная, например, в недавно вышедшем в России учебнике Университета Южной Калифорнии. Осталось только внедрить эту систему в наше образование, что мы и намерены сделать.
Молодые Андрющенко и Врубель те пожалуй самые талантливые самоучки, дошедшие до всего сами. И они первыми признают, что данный метод в современной киноиндустрии работает плохо. Кинообразование должно отвечать запросам индустрии, преподаватели должны быть практикующими специалистами, снимающими большие и популярные проекты, у студентов должна быть практика в реальных рыночных условиях. Только в этом случае у российского кино есть шанс на то, что его будут смотреть.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....