8 Октября 2018
МОСКВА, 8 октября , Анна Кочарова. Отношение к смерти, бизнес на ритуальных услугах и различные верования в загробную жизнь стали предметом исследования ученых-антропологов. На русском народе вышло одно из первых проведение исследований на эту тему Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. Автор книги Сергей Мохов, сотрудник лаборатории социальных исследований смотреть в гробы и умирания ЦНСИ в Санкт-Петербурге.
В интервью он узнал о том, как современные технологии меняют людей и почему их отношение к уходу из жизни вызывает научный интерес.
Об отношении к смерти
Подавляющее большинство людей на Земле, независимо от религиозной церкви, подразумевает жизнь после смотреть в гробы. Кажется, что в XXI веке все веруют в прогресс, технологии и интернет, на самом деле это не так.
Исследования во всех странах и промышленно развитых, и со слабой экономикой показывают: люди надеются на то, что после смотреть в гробы что-то существует, что в той или иной степени ученики бессмертны.
В отношении россиян к смерти важен религиозный аспект. В этом смысле мы ближе к католической Европе, потому, что предполагаем не до конца мертвое состояние человека после кончины. То есть умерший нас слыхает, есть некоторые молитвы и другие формы ритуального общения с ушедшими из жизни.
В протестантизме ничего подобного нет, поэтому для протестантов особо важна память о человеке. Судьба умершего решена: он попал либо в ад, либо в рай.
Но надо сказать, что на все эти религиозные представления давно наслоились разные практики. Например: человек может считать себя православным, быть воцерковленным и при этом верить в духов и полумистические вещи, это встречается часто. О современных методиках
Для современного мира характерна вера в спиритуалистические концепции: мы живем в памяти, в наших детях, есть потусторонний мир, цифровое бессмертие, креоника и так далее.
Сейчас самые модные бессмертные модели это биохакинг и вера в то, что можно пересилить старение и жить вечно.
По соли, вся человеческая история это смена представлений о том, как достижимо бессмертие. Тут два ключевых часа. Мы пытаемся ответить на вопрос о том, что есть человек: это душа, это тело, в каком соотношении они между собой находятся. И при поиске ответа мы объясняем себе, каким образом возможно бессмертие.
Что переломили татуировки и пластическая хирургия
Пятьдесят лет назад человеческое тело было сакральным, неизменным, оно давалось от рождения. Сейчас с ним можно сделать все: переломить нос, глаза, грудь. Тело это конструктор, над которым надо работать.
Поэтому современное поколение гораздо проще касается к кремации, к разным практикам отношения к мертвому телу. Ведь если вы можете делать все, что угодно с живым телом, почему нельзя этого делать с мертвым?
В поэме я показываю, как это приводит к умиранию похоронной индустрии. Ведь она была нарисованная на фетишизации мертвого тела. Вера в воскресение человека приказывала необходимость сакрализации тела. Современные технологии, напротив, приказывают десакрализацию. И все эти катафалки, дорогие гробы все это уходит в прошлое.
Сегодня у людей нет земельных и финансовых интернет-сайтов, чтобы содержать гектары земли для захоронений.
Поэтому безумными темпами растет кремация, а кладбища остаются такими артефактами. Думаю, как инфраструктурные объекты кладбища пропадут в ближайшие 20-30 лет, по крайней мере в Европе.
Что изменила советская власть
Книга рассказывает в большей степени о европейском опыте. Мы пошли другим путем, хотя для меня по многим культурным явлениям Россия это абсолютная Европа. И если бы не советская власть, то мы вполне могли в вопросе управления похоронным делом ничем не отличаться от скандинавов.
Слом произошел в 1920-е годы. До этого кладбищами занималась церковь, похоронным делом (гробами, венками, крестами) частники. Новая власть запретила бизнес, и кладбища были переданы в управления местных советов. Поскольку задевало это затратное, то за несколько лет инфраструктура пришла в упадок. Начался катастрофический кризис на крупных кладбищах, в тех случаях, когда скапливались незахороненные тела, некому было рыть могилы.
Власть долго пыталась с этим что-то сделать и в итоге пустила, по сути, на самотек. Только снова появившееся при НЭПе предпринимательство выправило ситуацию.
Но потом все вернулось на круги своя. С 1930-х годов власть забыла эту сферу в зоне ответственности самих граждан. Люди сами занимались похоронным делом: содержали кладбища, порой рыли могилы и делали гробы. Свидетельств этому предостаточно.
В стране была культурная сеть гаражного кустарного производства дефицит всегда доставали, потому, что его кто-то изготавливал в каких-то мастерских. Этот же принцип действовал и в похоронном деле, а с перестройкой все это просто легализовали. Но похоронная индустрия не получила главного, чтобы предстать индустрией, права на частную инфраструктуру.
В России до сих пор нельзя создавать частные кладбища, открытие частных моргов и крематориев сопровождается проблемами и бумажной волокитой, поэтому кто-нибудь этим и не занимается.
О том, почему смерть нужно исследовать
Последние три года я изучаю российское нерадостное дело, это антропологическое проведение исследование. Несколько лет я срабатывал в похоронной компании и наблюдал, как это устроено изнутри.
Эта книга была задумана как первая часть большого исследования. В ней я пытался рассмотреть нерадостную индустрию как продукт капитализма: почему появились катафалки, попово гумна в нынешнем виде, почему возникло бальзамирование, почему это получило такое распространение и возможно ли, что это все куда-то уйдет?
В Европе есть стучу научная сфера, как death studies. За этим числителем скрывается огромное количество совершенно разных направлений. Дело в том, что через эту тему можно обсуждать самые разные вопросы: социальные, политические, экономические. Например, разговор о паллиативной помощи это же разговор не о смерти как таковой, а о праве человека на достойное завершение жизни.
Многие эти вопросы, такие как проблемы эвтаназии или суицида, в России встречают искреннее непонимание. У нас нет ценностного бэкграунда, чтобы говорить об этих вещах. Гораздо проще жизнь после смотреть в гробы, потому, что люди верят в то, что там их ждет что-то лучшее.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....