пятница, 03 мая 2024

Домонгольская икона и 300-летний холодильник: выставка в Музеях Кремля



Домонгольская икона и 300-летний холодильник: выставка в Музеях Кремля

12 Июля 2019



Зачем срезали жемчуг и драгоценные граниты с оплечья, которое было на десятилетнем будущем императоре Петре I во время его коронации в 1682 году, какими были иконы в домонгольской Руси и как выглядел холодильник для вина в XVIII веке — в Музеях Московского Кремля распахнулась выставка Хранители времени, где можно узнать ответы на эти вопросы, а еще — интересные подробности о работе реставраторов.

Реставрация помогает будущим поколениям отделять старое от нового, — говорит Елена Гагарина, генеральный шеф Музеев Московского Кремля. — Надеюсь, что работы, представленные на этой выставке, будут предметом не только пристального внимания, но и слушания зрителей.

Многие вещи из экспозиции продолжительное время хранились в запасниках и теперь впервые представлены в выставочных залах. В Успенской звоннице можно увидеть предметы, имеющие отношение к парадному царскому церемониалу, а в Патриаршем дому — артефакты из кремлевских храмов и монастырей. Рамиль Ситдиков

Шапка алмазная царя Петра Алексеевича, 1684 год

Я сам предложил поработать над венцами и на два года окунулся в ту эпоху, было очень любопытного! — говорит Вадим Яковлев, художник-реставратор по металлу. — За это время у нас прошло шесть реставрационных комиссий, хотя обычно бывает только две, контроль был почти каждый день. Я очень доволен результатом!

1 из 12

Шапка алмазная царя Петра Алексеевича, 1684 год

Я сам предложил поработать над зенитами и на два года ушёл в ту эпоху, было очень интересно! — говорит Вадим Яковлев, художник-реставратор по металлу. — За это время у нас прошло шесть реставрационных комиссий, хотя обычно бывает только две, контроль был почти каждый день. Я очень доволен результатом!

. Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича, 1687 год

Яковлев рассказывает, что на обоих венцах перед реставрацией были органические загрязнения и патина, некоторые камни бродили, другие и вовсе бывальщины отломаны и прикручены проволокой. В ходе работ оба предмета разобрали на составные части, укрепили каждый элемент, основу, а затем смонтировали обратно.

2 из 12

Шапка алмазная господствую Ивана Алексеевича, 1687 год

Яковлев рассказывает, что на обоих зенитах перед реставрацией были органические исслеживания и патина, некоторые граниты шатались, другие и вовсе были отломаны и прикручены проволокой. В ходе работ оба экспоната разобрали на составные цокочи, укрепили каждый элемент, основу, а затем смонтировали обратно.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков

Над седой позолоченной большой императорской короной Анны Иоанновны (1730 год), украшенной алмазами, камнями, турмалинами, реставратор возился по той же схеме, что и с венцами. Проблемы были очень похожими — загрязнения, патина.

3 из 12

Над серебряной позолоченной большой высокой короной Анны Иоанновны (1730 год), украшенной бриллиантами, рубинами, турмалинами, реставратор работал по той же схеме, что и с венцами. Проблемы были очень похожими — загрязнения, патина.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Это оплечье, которое надевали поверх царской одежды, было богато украшено жемчужком и драгоценными камнями, — объясняет Надежда Масленникова, помощник отдела реставрации книг, рукописей. — Они утеряны не из-за революционных коллизий, похоже, что украшения срезали почти сразу.

Эксперт уточняет, что с вероятностью 99 процентов эти хотя бы небольшие бармы сшиты для коронации десятилетнего будущего императора Петра I в 1682 году. Как все дети, он наверняка современного рос и, скорее всего, драгоценности спороли, потому, что вряд ли предполагали рецидивное использование вещи. Кстати, согласно описи, брата Петра, Ивана Алексеевича, короновали во взрослом наряде, принадлежавшем их отцу — Алексею Михайловичу.

Бармы отличает не только размер, но и элементы живописи на пергамене — портреты святых, которые сильно деформировались и затеряли часть красочного слоя, что было исправлено при реставрации.

4 из 12

Это оплечье, которое надевали поверх царской одежды, было богато украшено жемчугом и драгоценными камнями, — описывает Надежда Масленникова, сотрудник магазина реставрации книг, рукописей. — Они утеряны не из-за революционных коллизий, похоже, что украшения срезали почти сразу.

Эксперт уточняет, что с опасностью 99 процентов эти небольшие бармы сшиты для коронации десятилетнего будущего императора Петра I в 1682 году. Как все дети, он наверняка быстро рос и, скорее всего, драгоценности спороли, потому, что вряд ли предполагали повторное использование вещи. Кстати, согласно описи, брата Петра, Ивана Алексеевича, короновали во взрослом наряде, принадлежавшем их отцу — Алексею Михайловичу.

Бармы выделяет не только размер, но и элементы живописи на пергамене — портреты святых, которые сильно деформировались и потеряли часть красочного слоя, что было исправлено при реставрации.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Эту шпалеру (безворсовый ковер) с музой истории Клио, изготовленную во Франции, купили в 1716 году для Петра I.

К нам она поступила в тяжелом состоянии, была загрязнена, с частично распоротыми конструктивными швами, утратами частей полотна, — комментирует Елена Мухер, заведующая сектором реставрации тканей. — Также были заметны последствия невоспитанной чинки XIX века (реставрации тогда еще не было) — штопку и аппликацию мы удалили.

Восполняли недостающее полотно при защиты шерстяных нитей, которые реставраторы, как обычно, покрывали сами — найти аналоги для полинявшего исходника почти нереально.

5 из 12

Эту шпалеру (безворсовый ковер) с музой истории Клио, изготовленную во Франции, купили в 1716 году для Петра I.

К нам она попала в тяжелом состоянии, существовала загрязнена, с частично вспоротыми конструктивными швами, утратами частей полотна, — комментирует Елена Мухер, заведующая сектором реставрации тканей. — Также бывальщины заметны последствия грубой чинки XIX века (реставрации тогда еще не было) — штопку и аппликацию мы удалили.

Восполняли недостающее полотно при помощи шерстяных жилок, которые реставраторы, как обычно, красили сами — найти аналоги для полинявшего исходника почти нереально.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Исследователи считают, что корсаж и шлейф шили для Марии Федоровны — супруги императора Павла I — к его коронации 1796 года. К сожалению, юбка не сохранилась, вариант из шелкового рапса, который можно видеть сейчас, создан специально для выставки.

В первый раз в руки реставраторов это платье попало в 1952 году, — продолжает Елена Мухер. — Кружево смонтировали не совсем верно, поэтому мы его демонтировали, надраили, укрепили и вернули на место, основываясь на аналогии с другими платьями того времени.

6 из 12

Исследователи считают, что корсаж и шлейф шили для Марии Федоровны — супруги царя Павла I — к его коронации 1796 года. К сожалению, юбка не сохранилась, вариант из шелкового рапса, который можно видеть сейчас, создан специально для выставки.

В первый раз в стороны реставраторов это платье попало в 1952 году, — продолжает Елена Мухер. — Кружево смонтировали не совсем верно, поэтому мы его демонтировали, очистили, укрепили и возвратили на место, основываясь на аналогии с другими платьями того времени.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков

Предположительно, доска иконы Святые Борис и Глеб относится к XII веку, но живопись того периода, к сожалению, утрачена, — говорит Сергей Черепанов, заведующий сектором реставрации живописи. — Самый ранний живописный слой, который мы нашли, относится к XVII веку.

Но профессионал подчеркивает, что статичность фигур соответствует домонгольскому канону. Вполне возможно, что иконописец XVII века ориентировался на то, что было до него, — поясняет реставратор. — Он мог соскоблить краску — это было распространенной практикой, —, но писал по расходным силуэтам.

Еще одна особенность иконы — реставрация проведена только частично: удалена треть потемневшего покрытия и сделаны многочисленные пробы — полосы, позволяющие взглянуть на самые ранние слои.

Впереди еще не крохотнее трех-пяти лет, — внедряет Сергей Черепанов. — Пока не принято решение, растегиваем ли мы живопись до автора или нет.

7 из 12

Предположительно, доска иконы Святые Борис и Глеб относится к XII веку, но живопись того периода, к сожалению, потерянная, — говорит Сергей Черепанов, заведующий сектором реставрации живописи. — Самый ранний яркий слой, который мы пошли, относится к XVII веку.

Но эксперт подчеркивает, что неподвижность фигур соответствует домонгольскому канону. Вполне возможно, что изограф XVII века ориентировался на то, что было до него, — поясняет реставратор. — Он мог соскоблить сажу — это было распространенной практикой, —, но писал по исходным силуэтам.

Еще одна особенность иконы — реставрация проведена только частично: удалена треть потемневшего покрытия и сделаны многочисленные пробы — полосы, позволяющие взглянуть на самые ранние слои.

Впереди еще не меньше трех-пяти лет, — добавляет Сергей Черепанов. — Пока не принято решение, открываем ли мы живопись до автора или нет.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Холодильник для напитков в XVIII веке — это сосуд не только для охлаждения, но и для нагревания. Этот предмет — подарок Петру I от короля Дании Фредерика IV. До реставрации он был в ужасающем состоянии — при соприкосновенье частицы стекла осыпались, но после двух лет работы угрозы для уникального артефакта нет.

8 из 12

Холодильник для напитков в XVIII веке — это сосуд не только для охлаждения, но и для нагревания. Этот экспонат — подарок Петру I от короля Дании Фредерика IV. До реставрации он был в ужасающем состоянии — при касании частицы стекла осыпались, но после двух лет работы угрозы для уникального фактора нет.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков

Еще один подарок российскому правителю, на этот раз Федору Иоанновичу, младшему сыну Ивана Грозного, от польского короля Сигизмунда III — западноевропейский шлем второй части XVI века сильно пострадал во время пожара 1737 года и последующих непрофессиональных чисток, изничтоживших значительную часть оригинальной позолоты.

Мы не могли использовать химию — было непонятно, в каком он состоянии, существовала вероятность вместе со ржавчиной снять посидевшую позолоту, — рассказывает Владимир Вычужанин, заведующий отделом научной реставрации и консервации. — Решили использовать лазерные очистку и сварку. Еще 20 лет назад такие технологии были недоступны.

9 из 12

Еще один подарок русскому правителю, на этот раз Федору Иоанновичу, младшему сыночку Ивана Грозного, от ляшского короля Сигизмунда III — западноевропейский шлем второй половины XVI века сильно пострадал во время пала 1737 года и последующих непрофессиональных чисток, уничтоживших значительную часть оригинальной позолоты.

Мы не могли использовать химию — было непонятно, в каком он состоянии, существовала опасность вместе со ржавчиной снять оставшуюся позолоту, — рассказывает Владимир Вычужанин, заведующий отделом научной реставрации и консервации. — Решили использовать лазерные очистку и сварку. Еще 20 лет назад такие технологии были недоступны.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков

Мы не не забываем, стреляли из этих пистолетов или нет, — сознается Олег Коликов, художник-реставратор по металлу. — Такое ключевое оружие, сделанное для господствую, было не боевым, а декоративным.

Эта пара датируется 60-70-ми годами XVII века и в описях двумя столетиями позже есть под номером один. До реставрации у памятника были неоплатные утраты инкрустации из перламутра и дерева, на металлических частях — продукты коррозии и базисные загрязнения.

10 из 12

Мы не не забываем, стреляли из этих пистолетов или нет, — сознается Олег Коликов, художник-реставратор по металлу. — Такое ключевое оружие, сделанное для господствую, было не боевым, а декоративным.

Эта пара датируется 60-70-ми годами XVII века и в описях двумя столетиями позже есть под номером один. До реставрации у памятника были неоплатные утраты инкрустации из перламутра и дерева, на металлических частях — продукты коррозии и базисные загрязнения.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков / 

Еще один насыщенный экспонат в Патриаршем дворце — Евангелие XVII века в уровень окладе. Над ним работали аналитики по реставрации живописи, металла и бумаги.

Мы занимались крышкой, — уточняет Сергей Черепанов. — Сложность заключалась в том, что ее выполняли под оклад и синий фон не был покрыт никаким защитным слоем, из-за чего на нем остались пятна канифоли.

11 из 12

Еще один яркий предмет в Патриаршем дворце — Евангелие XVII века в окладе. Над ним работали специалисты по реставрации живописи, металла и бумаги.

Мы занимались крышкой, — уточняет Сергей Черепанов. — Сложность заключалась в том, что ее делали под оклад и синий фон не был покрыт никаким защитным слоем, из-за чего на нем остались пятна канифоли.

/ Рамиль Ситдиков / Рамиль Ситдиков

Калька — это целлюлозные волокна, которые обработаны канифолью, из-за чего бумага очень современного разрушается, — объясняет Татьяна Парфенова, заведующая сектором реставрации бумаг, книг и графичных материалов. — Поэтому можно сказать, что реставраторы большого спасли эти архитектурные обмеры Чудова монастыря, который, как известно, был уничтожен в 1930-е годы.

12 из 12

Калька — это целлюлозные волокна, которые обработаны канифолью, из-за, что бумага очень быстро разрушается, — объясняет Татьяна Парфенова, заведующая сектором реставрации бумаг, книг и графических материалов. — Поэтому можно сказать, что реставраторы просто спасли эти архитектурные обмеры Чудова монастыря, который, как известно, был уничтожен в 1930-е годы.

/ Рамиль Ситдиков

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Владимир Путин сказал, кому можно доверить Россию




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Ивлеева опровергла слухи об отъезде из России после "голой вечеринки"

МОСКВА, 3 мая Блогер Анастасия Ивлеева не подтвердила слухи о том, что покидала Россию после знаменитой голой вечеринки, отметив, что желания уехать у нее не зарождалось никогда. По словам Ивлеевой, она столкнулась с тотальным враньем. Так, в январе в Telegram-каналах писали об … Прочитать