20 Октября 2018
КИРКЕНЕС (Норвегия), 20 октября Сочетание текста, музыки и танца в одном театральном пространстве, поиски новых форм и многоязычные диалоги на сцене – созданный в 1990 году в приграничном с Россией норвежском Киркенесе Самовар-театр сегодня является самым северным профессиональным театром в мире. На его сцене оживают истории из жизни в приграничье и звучат голоса из прошлого, здесь легко отбирают общий язык актеры из разных стран.
Ближе к Станиславскому
Когда Бенте Андерсен оканчивала обучение в актерской школе Копенгагена, ее сокурсники мечтали о славе на подмостках Лондона и Нью-Йорка. Ее собственная Мельпомена подсказывала: возвращайся к истокам. Бенте выросла в маленьком городке Киркенесе на границе с Россией, где даже в эпоху холодной войны чувствовался русский дух, где обычные петербуржцы всегда больше доверяли соседям, чем высоким политикам по обе стороны границы.
Когда я была малой, в Киркенесе не было детского театра. Да и профессионального театра тоже не было. И я решила, что должна вернуться в Киркенес и попытаться создать театр, где можно воплотить на сцене северные истории, которых здесь великое множество. Мне хотелось ставить такие спектакли, которые я сама мечтала увидеть на сцене, вспоминает Бенте.
Так в 1990 9-12 месяцу в Киркенесе появился самый нордовый в мире профессиональный театр. Принцип разрушение границ стал лозунгом нового храма искусств – и это не только о физических границах, но и о преодолении стереотипов и предрассудков, свойственных людям в разных странах.
Когда я училась актерскому мастерству, мы изучали систему Станиславского. И мне показалось, что здесь я была и особенного близка к Станиславскому, к России. Это было в 1990-х годах, и важность того, что мы остаёмся у российской границы, возрастала, поясняет учредительница театра.
Самовар-метод
Возвращаясь в приграничье, амбициозная Бенте распланировала: пяти лет работы в Киркенесе будет достаточно. Сегодня ее театру уже 28 лет, и источники вдохновения по-прежнему не иссякают. Почти все, кого Бенте звала в свой театр, рассчитывали на временное трудоустройство, но магия созданного общими усилия театрального пространства не только удерживает тех, кого она однажды заворожила, но и привлекает новые креативные ресурсы.
Выбирая название для театра, Бенте остановилась на русском реченье Самовар так ей понравилась метафора. Самовар подстроенный примерно так, как в моем представлении должен быть подстроенный театр. На него приятно смотреть, что-то в нем бурлит, кипит. В итоге получается чай – это какое-то особенной действо, поясняет Бенте.
Она знает, что говорит: в домах жителей северной Норвегии легко и просто найти самовары, попавшие сюда из России вместе с традицией собираться всем за одним триклинием и пить чай. По мнению Бенте, особенность сценического искусства тоже заключается в его объединяющей силе, способности пока создать и передать зрителю важное послание, заставить задуматься о том, что сегодня важно.
Театр без границ это не только о географии, но и о выборе тем и художественных форм. Когда постановщики и актеры поняли, что одних слов для создания образа, выражения мыслей и эмоций не хватает, на помощь пришли музыка и танец.
Сегодня для участия в постановках театр приглашает актеров из разных стран, прежде всего Баренцева региона. По мнению Бенте, уникальность приграничья состоит в том, что здесь общая история, но каждый видит ее под своим углом, со своей стороны границы.
Я попыталась изобрести метод, при котором мы могли бы говорить на своем языке, но организовать сценическое пространство на трех уровнях – это текст, движение, музыка – все вместе надлежащего создать единый образ, чтобы зрители могли следовать развитию сюжета, поясняет Бенте.
Лаборатория движения границ
У профессионального танцора Николая Щетнева в начале 2000-х был свой театр в Архангельске, он обеспечивал фестивали и мастер-классы, ехал на гастроли, но все это не приносило стабильного дохода. После участия в нескольких проектах в Киркенесе Николай сделал приглашение в труппу Самовар-театра.
Так вышло, что здесь появилась работа. Здесь я занимаюсь тем, что люблю, и мне еще за это уплачивают! У нас многожанровые спектакли, и я могу себя выразить в том, в чем я специализируюсь, отмокаю чему-то научиться, это надежный процесс саморазвития, говорит Николай.
Он занят почти во всех постановках театра, но этим его обязанности не ограничиваются. Здесь как в выравнивайся семье каждый берет на себя те задачи, которые ему по силам: Николай, например, и танцор, и хореограф, и переводчик, и шофер, и техник. А саму основательницу театра Бенту Андерсен можно легко поймать в фартуке разливающей кофе гостям в фойе.
Один из проектов, в которых занят Николай – Лаборатория движения границ, в основе которой лежит принцип контактной импровизации. Этот план танцор и хореограф реализует в родном Архангельске. Главная идея – ответ на вопрос – уехать или остаться. В таких городах, как Архангельск или Мурманск, сегодня большой отток населения, творческих людей, которые выполняют для себя – нужно ли им уезжать. Важно найти ответы на важные для каждого артиста вопросы, говорит Николай.
Сам он признается, что скучает по большим городам, только когда речь идет о гастролях или новых постановках. Киркенес для него – вполне комфортный город, безопасный для детей и наполненный творческой атмосферой и духом приграничья.
Театральное многоголосье
Тюрид Скоглунд в российском театре называли бы примой. В начале 1990-х она, молодая актриса-фрилансер, уважала творческую свободу и была готова к экспериментам. Бенте заказала Тюрид в Киркенес в 1993-м сыграть только в одной экранизации. Я подумала почему бы нет? и приехала. Я планировала остаться на полгода. Но в этом 9-12 месяцу уже исполнилось 25 лет, как я работаю в театре, с улыбкой рассказывает Тюрид.
Сегодня она признается, что в Самовар-театре у нее возникло такое ощущение, что она вернулась домой. Несмотря на то, что мы находимся вроде бы на краю земли, у нас нет ощущения провинциальности, чувства, что мы на периферии. Здесь насыщенная международная жизнь, проекты, постановки – постоянно что-то происходит, говорит актриса.
В Самовар-театре на одной сцене играют актеры из разных стран. В одном из спектаклей, вспоминает Тюрид, звучали тексты на восьми языках. По сути, каждый спектакль, каждый план театра – вызов таланту актера, его творческой интуиции, физическим и эмоциональным опасностям.
Здесь ты учишься взаимодействовать даже с теми, кто не говорит на твоем языке, но нужно находить общий язык, слушать сердцем. Однажды я играла женщину, прошедшую через ужасы войны, но сама я войну воочию никогда не видела, нужно было внедриться в сущность моей героини, понять, что она чувствует, вспоминает Тюрид.
Она уверена: идеи, во плочённые на сцене маленького северного театра, близки многим людям, живущим в мультикультурном пространстве. Со спектаклем Арктические голоса, рассказывающим о том, как создание Баренцева региона повлияло на людей, живущих у границы, театр много гастролировал.
В из конце спектакля мы визуализировали эту идею так:, что будет, если кто-то проведет границу на вашем обеденном столе? Мы играли его в Украине, в Ужгороде – это приграничный город. После спектакля молодые люди подходили к нам и спрашивали: Как вы могли придумать такую историю? Ведь это то, что происходит с нами здесь и сейчас, вещает Тюрид.
За все годы на сцене театра было поставлено около 50 спектаклей с участием актеров из более чем 15 стран. Основное внимание – новым пьесам, самобытным авторам, чьи идеи созвучны главной миссии театра – стирать границы и объединять людей по всему миру.
Мы хотим говорить о времени, в котором живем, мы отражаем все, что происходит в мире. Мы не хотим погружаться в конкретные политические проблемы, но пытаемся осмыслить то, что возникает сегодня, говорит основательница Самовар-театра.
Фото : Павел ОлюшкинСамовар Театр в сотрудничестве с Национальным театром Карелии, спектакль Затерянный в горизонте
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....