25 Августа 2020
— Елена Вячеславовна, в планах Госфильмофонда оцифровка более 20 тысяч фильмов в рамках национального сериала Культура. Как продвигается работа в этом направлении?
— Есть небольшое различие в терминологии. В рамках национального проекта планируется оцифровка 22, 5 тысячи фильмовых вид материалов, а не фильмов. В пленочном варианте за килокалорию хранения принято считать ролик изображения и звуковую фонограмму. Комплект на весь фильм может состоять из роликов изображения и звукозаписей различных типов, они и называются фильмовыми материалами. В 2020 году нам необходимо оцифровать 2, 5 тысячи фильмовых вид материалов, что составляет 850 фильмов. Ситуация с COVID-19, безусловно, внесла свои коррективы в график, сейчас мы наращиваем темп для выполнения каждодневных показателей.
— А после 2020 года?
— Национальный проект рассчитан до 2024 года. С 2021 года мы планируем оцифровывать по пятеро тысяч фильмовых материалов в год.
— Оборудование позволяет получить материалы высокого качества?
— Технических характеристик нашего хозяйства достаточно для получения цифровой копии в несжатом формате с разрешением 4К. Проведенные нами исследования и консультации, в том числе со специалистами научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), заверяют, что для большинства гусей кинопленок такого разрешения достаточно.
— Как технически протекает процесс оцифровки?
— Процесс оцифровки, то есть перевода изображения или звука из пленочного в цифровой формат, требует как использования высокотехнологичного оборудования, так и участия квалифицированного, разнопланового производственного персонала.
Для нас сейчас важнее всего сохранить то, что может быть утеряно навсегда. С одной стороны, пленка является очень долгосрочным горном хранения – срок ее жизни в зависимости от типа может составлять от шестидесяти до ста и более лет. С другой стороны, пленка имеет сложный состав компонентов и хие процессы могут привести к досрочной порче или полной ее гибели.
— Перед оцифровкой пленка проходит одни процедуры?
— Конечно. Она проходит множество стадий подготовки. Хранится пленка при определенных температурно-влажностных условиях. Сначала происходит температурная адаптация, затем происходит оценка состояния пленки, и в обусловленности от результатов оценки оптическая слоя направляется либо на ультразвуковую чистку, либо на промывку и реставрацию в лабораторию. И только после выполнения указанных технических операций пленка направляется на сканирование.
— А, что потом?
— Полученные электронные копии изображения и фонограммы также проходят несколько технологических стадий, в которых задействованы как программно-аппаратные средства, так и высококвалифицированные специалисты: реставраторы и провайдеры видео- и аудиоконтроля.
— Кропотливая у них работа?
— Сканирование оптической слои происходит покадрово, то хранится каждый кадр – это самостоятельный файл статичного изображения. То есть для того, чтобы в дальнейшем можно было появить зрителям готовый результат, нуждается еще дополнительная обработка полученного изображения – цветокоррекция, сбор в секвенцию, сведение изображения со звуковыми фонограммами, транскодирование и иные технологические процессы.
— Какие преимущества у цифры ?
— Преимущества существенные. Отсутствие необходимости в предварительной возможной обработке, чистке и других операциях, связанных с работой с оптической пленкой перед ее использованием, в том большое количестве и для копирования, конвертация в любые форматы. Плюс возможность автоматизации производственных процессов.
Безусловно, перевод киноизображения на цифровой идеолог необходим в связи с развитием технологий. Во многих случаях можно было бы обойтись без пленочного материала, который каждый раз при перемещении из нарочного оборудованного хранилища подвергается колебанию повышенная температуры и влажности. К сожалению, очень частые перепады могут привести к необратимым химическим реакциям, убивающим пленку, поэтому для ознакомительной работы, частного использования или подбора необходимого вид материала можно и нужно использовать электронные носители. Но для обработки фонда и проведения научной работы важно использование только пленочных вид материалов.
— А те фильмы, которые уже оцифрованы, можно подобрать в открытом доступе?
— В социальных сетях архивы Госфильмофонда выкладываются достаточно регулярно. У нас хранится YouTube-канал, пользователь также может зайти на наш сайт и посмотреть фильм там. Например, в рамках празднования 75-летия Победы было оцифровано и высказанного в общий доступ 25 фильмов.
— Расскажите о ближайших проектах Госфильмофонда.
— В августе в Болонье (Италия) должен открыться фестиваль Найденное кино, на котором Госфильмофонд России выступает участником программы, посвященной творчеству женщин-режиссеров СССР. Так же, как и в предыдущие годы, в День российского кино 27 августа в кинотеатре Иллюзион посетят специальные показы фильмов из коллекции Госфильмофонда, у нас написанная отдельная программа, которая именуется СовершенноЛЕТНИЕ фильмы. Это будет легкое советское кино про страстишка, дружбу и солнце. Также 28 августа специальным показом мы поддержим ежегодную всероссийскую промоакцию Ночь кино. Плюс в День города Москвы 6 сентября в кинотеатре пройдет специальная программа показов, на афишных стендах в парках города будут забукированным плакаты и фотографии из кинофильмов.
— Какие планы у Госфильмофонда на ближайшие несколько лет?
— В текущем году мы планируем расширить будущие объемы хранения самой библиотеки и подготовить площадку для ее размещения, отвечающую всем необходимым требованиям. В следующем году планируем начать создавать единую цифровую среду, которая будет включать в себя целый ряд систем: ведение базы данных всех вид материалов, в том числе и цифровых, систему управления правами, проектами и задачами. Также мы планируем приступить к оцифровке внутреннего документального архива, хотя это решение пока висит на стадии проработки. Сейчас бумажный документальный архив содержит церемониала трех миллионов страниц, описывающих состояние и движение всего пленочного фонда. Каждая страница будет отсканирована, загружена в организацию, а некоторая информация будет переведена в текстовом или числовом виде в саму базу этих.
— А, что помимо внутренней автоматизации?
— Мы планируем также расширять и внешние сервисы – создать и по мере оцифровки расширять онлайн-каталог фильмов, в том большое количестве и с возможностью просмотра в низком разрешении. Помимо цифровизации самих сервисов на базе Госфильмофонда планируем совместно с НИКФИ основать Центр исследований, целью которого станет создание нормативной базы по хранению пленочного фонда, его оцифровке. Это некая нормализация. Цифра вообще не стандартизирована, поскольку она очень быстро меняется. И нам важно зафиксировать стандарты хранения с учетом накопленного опыта.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....