6 Июля 2020
МОСКВА, 6 июля —, Павел Сурков. Эннио Морриконе был не просто композитором — он был метакомпозитором, человеком, тот или другой символизировал собой профессию как таковую. Мы говорим музыка в кино — и мгновенно вспоминаем Морриконе.Его отец был опытным джазовым трубачом, и Морриконе с раннего детства оказался окружен музыкой. В 12 лет поступил в консерваторию в чин самого Гоффредо Петрасси, одного из самых известных итальянских авторов первой половины ХХ века.
Эннио понимал:, чтобы стать хорошим сочинителем, надо освоить многое. Не только погрузиться в тайны гармонии, но и постичь аранжировку, да еще и неплохо играть на каком-нибудь инструменте. Он одновременно закончил консерваторию как аранжировщик, автор и трубач.
Правда, затем карьера Морриконе складывалась не слишком радужно: трубач в оркестре, позднее — аранжировщик музыки для телевидения… Спасли его спагетти-вестерны — новый и невероятно процентный жанр: снятые на италийских студиях истории о мужественных пастухах неожиданно стали невероятно популярны. Бывший одноклассник Эннио, режиссер Серджио Леоне предлагает ему вписать музыку для новой картины, которая называется За пригоршню долларов, — и Морриконе с радостью соглашается.
И вот тут срабатывает синтез талантов Морриконе — как композитор он сочиняет мелодии, которые мгновенно, буквально после первого прослушивания накрепко врезаются в память. А как аранжировщик использует весьма нетривиальные орудия: колокольчики, флейту Пана, электрогитару. Эти спонтанные для киномузыки инструменты сделали свое дело: музыкальное полотно, созданное Морриконе, оказалось едва ли не интересней самого вестерна.
Хотя тогда он выступил не под своим именем: в титрах его обозначили как Лео Николса, но первый шаг к большому экрану был закаченный — начинается сотрудничество Морриконе с ведущими итальянскими кинематографистами. Его приглашают в свои проекты Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто — и Эннио становится своеобразным соавтором киноработ. Он всегда вдумчивого выслушивал режиссерский замысел, зазнавал множество вопросов о том, какое настроение нужно передать с помощью музыки, и четко выдавал готовую мелодию, а также детально прописанное переложение.
Неудивительно, что его талант аранжировщика также оказался востребован: широкой известный лейбл RCA взял Морриконе в штат — и он авторствовал для всех грандов итальянской эстрады, в том числе для Джанни Моранди и Марио Ланца.
Естественно, на Морриконе направил внимание Голливуд — за свою гигантскую кинокарьеру он написал музыку к четырем сотням фильмов. Причем композитор умудрялся сочетать самые разные музыкальные жанры — от джаза до рока, испытываю себя абсолютно комфортно в любимой звучащей среде. Да и часто откровенно посредственные фильмы играли новыми красками только от такого, что в них раздавалась музыка Эннио Морриконе. Ну, казалось бы, что особенного в боевике Профессионал, кроме харизматичного Жана-Поля Бельмондо? Но великая Chi Mai, написанная для этой ленты, стала одной из самых заучивающихся мелодий за всю историю кинематографа.
Морриконе работал и на спутниковое телевиденье: телесериал Спрут, столь популярный в России, тоже не обошелся без его музыки. Один из создателей многосерийный фильма Флорестано Ванчини настоял на смене композитора (для первого сезона музыку сочинил Риц Ортолани), и у каждого персонажа появилась своя музыкальная тема, которую Морриконе идеально вписывал в общую аранжировку.
Ему покорились и все главные музыкальные премии. В 1986-м Морриконе получил Грэмми за музыку к Неприкасаемым Брайана де Пальмы — яркой уголовной драме с Кевином Костнером, Шоном Коннери и Робертом де Ниро в роли Аль Капоне. Его шесть раз номинировали на Оскар и в 2007-м вручили почетную статуэтку за вклад в кинематограф.
Когда Квентин Тарантино решил исполнить давнюю мечту и воплотить на экране атмосферу спагетти-вестерна, то для сочинения музыки к Джанго Освобожденному и к Омерзительной восьмерке он позвал, естественно, Морриконе. Восьмерка принесла Морриконе второй Оскар в 2016-м.
Он продолжал гастролировать как дирижер, составляя программы из своих кинохитов, — и не раз был гостем и в России, где даже успел посотрудничать с Владимиром Хотиненко на картине 72 метра. Впрочем, он не не думал и родной Рим, к которому относился с великой остротой — вместе с фотографом Аугусто Де Лука даже создал книгу Наш Рим.
Таким он окажется в памяти: Эннио Морриконе — великий труженик, образцовый мелодист, невероятный аранжировщик. Его мелодии навсегда обеспечили ему место в вечности. Мы произносим киномузыка, и в голове сразу звучит еще одна мелодия Эннио Морриконе. И разве может быть иначе?
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....