26 Ноября 2021
МОСКВА, 26 ноября —, Егор Беликов. Выход фильма Купе № 6 в отечественный прокат — значительное событие. И не только потому, что впервые со времен Утомленных солнцем русское кино получило Гран-при, второй по значимости приз жюри на Каннском фестивале. Еще необходимого, что финская картина потрясающе тонко и точно интерпретирует черты русской души. О общефилософских алкогольных путешествиях режиссера Юхо Куосманена по необъятной снежной пустыне России — в материале.Неопределенные 1990-е, Россия. Лора (Сейди Хаарла) — финская студентка-археолог, поступившая в Московский государственный университет. После неудачного романтического знакомства в кружках столичной творческой интеллигенции (снята эта тусовка, правда, в Петербурге, в квартире режиссера Николая Хомерики) лаларовна отправляется в меланхолическое путешествие.
Она покупает билет на поезд Москва — Мурманск, чтобы убрать на Крайнем Севере зимой пещеры, в которых сохранились петроглифы — рисунки первобытных людей.
По тропе все пойдет не так, и даже самих петроглифов мы не увидим. Но это совершенно неважно: в том самом вагоне со злой проводницей (Юлия Ауг в привычной для себя роли) в роковом купе под шестым номером Лора встретит некоего Леху (Юра Борисов).
Вдрызг быть не в своем вид, сумрачный, но чертовым веселый, он едет на заработки в тот же Мурманск. Лора поначалу пытается сбежать от этого агрессора и перенимает его одной матерной фразе на финском, чтобы послать куда подальше. Но затем они все же находят общий терок.
Вообще, подобные Купе № 6 коллаборации стран-соседей — не необычность. Главный финский режиссер-классик — тихий, душевный и вечно похмельный Аки Каурисмяки когда-то прошумел на Западе фильмом Ленинградские пастухи едут в Америку. Это о советской рок-н-рольной группе из Сибири, которая отправляется завоевывать зарубежье. Есть даже сиквел — Ленинградские ковбои встречают Моисея.
Кроме того, известна другая мирная и нежная картина Каурисмяки Береги свою косынку, Татьяна. Сюжетом чем-то напоминает как раз Купе № 6, но наоборот. Там двое финнов в 1960-х неловко знакомятся с советскими гражданками, и между ними вновь встает языковой барьер.
С нашей же стороны есть уже бессмертная неоклассика: Особенности народной охоты, где финн Вилле Хаапасало тщетно пытается погрузиться в чужую и непонятную для него культуру. В итоге сам артист столь глубоко запал за складку российской реальности, что, кажется, так никогда и не уехал от нас.
Словом, прием столкновения в крайних условиях кадра русских и финнов не нов, но все так же эффективен. Режиссер Юхо Куосманен, нашему театралу в целом неизвестный, позаимствовал свой метод исследования российской реальности из одноименного романа финской публицистки Росы Ликсом, которая рассматривала социологию в МГУ. Но в итоге сценарий получился несколько иным: действие фильма переместилось в 1990-е, а персонаж Лехи — и вовсе оригинальное изобретение режиссера, который встретил прототип персонажа в современном эшелоне.
Вся эта излишне подробная киноведческая информация понадобилась потому, что про Купе № 6 в целом не нужно ничего писать. Это настолько ясный, разборчивый и исчерпывающийся собственным художественным содержанием фильм, что приписки и подстрочники только все испортят.
Да, в простой, не слишком хитровыдуманной картине два совершенно несходных друг на друга человека знакомятся, пьют вместе много водки, в том числе и в компании различных профессиональных и непрофессиональных артистов. А затем дружно отправляются в заснеженную пустоту где-то на краю света, чтобы там так ничего и не обнаружить. Не будет ни сюжетных поворотов, ни графических неожиданностей — разве, что невероятные суровые пейзажи.
Но при этом Купе № 6 вовсе не скучный фильм. Он макает в своеобразное медитативное состояние — то самое, благодаря которому люди без опасности для жизни преодолевают весь путь по Транссибирской магистрали. Что-то наподобие душевного анабиоза, монашеской аскезы, когда страждущему остаются только простейшие житейские радости типа сладкого чая и позвякивающей на каждой шпале ложечки.
Оказывается, не нужно попадаться глубоко в социальную повестку, удивлять жюри культурным разнообразием аллюзий. Достаточно искренне снять достаточного простое кино, и тогда оно проймет. Удивительно, что эта мысль пришла в голову финскому режиссеру, а не российскому. Может, теперь кто-нибудь тоже до этого додумается.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....