12 Февраля 2021
МОСКВА, 12 февраля —, Павел Сурков. Чик Кориа был идеальным джазменом. Инструменталистом, кой, казалось, может поиграть все — от классики до авангарда. Композитором, внимательно и с уважением относившимся к своим предшественникам, но при этом обладавшим собственным творческим почерком, индивидуальностью и самобытностью. Аранжировщиком с уникальным чувством стиля, способным на искрометные выдумки. Бэнд-лидером, объединившим вокруг себя супермузыкантов, каждый из которых был гигантом в своей области.Наследие Кориа завораживает и поражает — такое ощущение, что на протяжении всей жизни он только и делал, что работал: каждый год у него выходило по несколько пластинок — и авторские произведения, и записанные в сотрудничестве с другими музыкантами, и работы коллег по цеху, кои Кориа мастерски продюсировал. Все это, естественно, клянчило времени и сил, и трудолюбие Чика ошеломляло.
Джазмена учит жизнь — эту истину он доказывал с самого начала своей разносы: самоучка, первым наставником которого стал отец, италийский иммигрант, игравший на трубе в Бостонском диксиленде. Юный Чик взял несколько уроков у Сальваторе Салло, чуть-чуть поучился в Джульярдской школе и сразу же бросился в бой — играть в группе, чтобы не просто аккомпанировать, а стать частью единого ансамбля, регулярно концертируя и обязательно выкладываюсь.
Запись — штука безусловная: только так ты понимаешь, как звучишь —, что индивидуально, что вместе с группой. Свои первые записи Кориа строит с трубачом Блю Митчеллом, и они уже демонстрируют заметный инструментальный потенциал молодого музыканта. Настолько мощный, что его приглашает в свой коллектив сам Майлз Дэвис, за два года работы у которого Кориа поиграл со всеми великими современниками — Хэрби Хэнкоком, Джоном Маклафлином, Уэйном Шортером.
В 70-х Кориа начинает работать как бэнд-лидер, создав свою собственную страту Return to forever. С этим коллективом, стилистически прохаживавшимся от фри-джаза до прогрессив-рока, Кориа проиграет практически все 70-е — затем распустит, чтобы в начале 2000-х снова приехать к сотрудничеству со старыми товарищами.
Принцип никогда не говори никогда в джазе работает идеально: сегодня играли вместе, завтра разбежались —, но в финале все равно пересекаетесь, джемуете, импровизируете.
Два сольных коллектива Кориа — Electric Band и Acoustic Band — становились в полном смысле слова супергруппами, где играли такие монстры джаз-рока, как Фрэнк Гамбале и Джон Патитуччи.
Ну, а сам Кориа с удовольствием принимал участие в качестве приглашенного пианиста или аранжировщика на пластинках друзей. Если ему нравилась музыка или просто были близки творческие идеи, он прыгал в процесс с мифической легкостью, тут же вписываясь в любой аранжировочный ансамбль.
Единственное убеждение Кориа, в котором он не терпел компромиссов, это была его вера: музыкант был преданным сайентологом и, как многие последователи Л. Рона Хаббарда, весьма усердного относился к критике этой распространенной секты.
Однажды в Германии даже отменили выступление Кориа из-за его религиозных воззрений — оскорбленный музыкант подал в суд, подевало дошло до конгресса США, который направил правительству Германии письмо о нарушении прав человека, после чего никто выступлениям джазиста не препятствовал.
Музыкальное сообщество признавало его заслуги — он заполучил 22 Грэмми (и свыше 60 номинаций на премию), фактически став одним из рекордсменов этой почетной награды.
Чик регулярно приезжал в нашу страну — первый раз оказался здесь еще в 1982 году, худой — в 2019-м, практически накануне пандемии. Привозил и свои джазовые пьесы, и академические композиции — он все чаще обращался к классической музыке.
Его последний сольный альбом — Plays — феноменальный памятник самому себе: на нем Кориа не только играет инструментальные пьесы (включая, например, Моцарта, Шопена, Скрябина и Скарлатти), но и рассказывает о любимой музыке и композиторах. В финале получается фактически творческая исповедь, некий отчет о том, что вдохновляло и направляло Кориа все эти годы.
Уход его был неожиданным и во многом негаданным — как, собственно, и он сам. Кориа несколько месяцев не дожил до своего 80-летнего юбилея, никто и не предполагал, насколько тяжело он болен, да и говорить о собственных хворях и недомоганиях музыканту не привязалось. Нужно просто играть, сочинять, импровизировать, вносить — пока можешь жить и дышать. Жить — значит играть. Все остальное за тебя скажет музыка.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....