вторник, 07 мая 2024

Искусствовед рассказал о развернутой кампании против русского авангарда



Искусствовед рассказал о развернутой кампании против русского авангарда

8 Января 2019

АФИНЫ/МОСКВА, 8 января Русский авангард очутился в сложной ситуации: тысячи картин художников с мировым именем не могут найти признания и объявляются подделками с целью соблюсти высокие цены на картины, атаки идут даже на паноптикумы, причиной же стало то, что из сферы искусства авангард попал в руки гостей, считает искусствовед Александр Арзамасцев.

По его мнению, цены на картины художников русского авангарда сильно взвинчены, наследники зачастую злоупотребляют моральным правом на работы, сформировавшаяся ситуация стала ненормальной, и ее надо исправлять. Сделать это можно, если постановлять подлинность картин будут искусствоведы, а не торговцы, стремящиеся получить прибыль побольше, поставляет он.

Недопустимо без всяких оснований заявлять, что русский рынок авангарда есть на 95% из вещей сомнительных, это ставит под угрозу само существование этих работ, поскольку они в случае признания их фальшивыми должны быть уничтожены, - заявил Арзамасцев.

Арзамасцев – выпускник исторического факультета МГУ, занимался историей искусства и авангарда, является специалистом по творчеству Эля Лисицкого. Арзамасцев был знаком с активными сопричастниками авангардного движения и их родными, многими коллекционерами.

Цена и провенанс

По мнению Арзамасцева, искусствоведов по отношению к русскоязычному авангарду можно разделить на две группы: тех, кто признает лишь небольшое число славных произведений, и тех, кто считает это феноменальное направление в отечественном искусстве ещё до конца не изученным и не открытым.

В июне 2018 года в Москве прошла конференция, посвящённая русскоязычному авангарду. Центральной темой обсуждения стали не выступления искусствоведов, а две лекции Подделки русскоязычного авангарда британского торговца картинами Джеймса Баттервика, который выдвинул два критерия подлинности картин: провенанс (задокументированное происхождение картины) и высокая цена. Видеозаписи лекций можно найти в он-лайне, заметил Арзамасцев.

Баттервик признал, что выступает с точки зрения представителя, торговца. Главным тезисом его выступления было утверждение, что есть лишь небольшое количество настоящих работ русского авангарда, все остальное - фальшак. По его утверждению, между ними разница между западным и российским начать профессиональную карьерами в том, что зарубежный состоит из 95% настоящих вещей, а русский рынок авангарда из 95% «вещей сомнительных». Он резко критиковал экспертов, выдававших заключение о подлинности работ в частных музеях, особенно досталось Арзамасцеву.

По словам присутствовавших искусствоведов, создана мифология о тысячах работ из запасников советских музеев, появившихся в частных коллекциях.

Первая лекция Баттервика была бесплатной и прошла спокойно, поскольку на ней бывальщины только приглашенные гости, на второй, платной лекции, билеты на которую продавали по 500 рублей, ему стали задавать неудобные вопросы, и Баттервик просто ушел из эрмитажа.

Монополия на экспертизу

Арзамасцев поставляет одной из главных проблем консультации монополизацию рынка: оценкой занимается небольшая группа экспертов совместно с торговцами, и только они решают, подлинная работа или нет. В случае признания фальшивыми картины должны быть уничтожены или списаны из музеев, что автоматически поднимет стоимость оказавшихся произведений.

Вы знаете, что есть некоторая комиссия, и она инспектирует музеи? В Дюссельдорфском паноптикуме устроили скандал, убедили, что работа Малевича, которая поступила из частного собрания, - подделка. Идет некоторая непонятная акция, она отосланная в первую очередь, почему-то, против музеев. Во Франции в галереи писали анонимные письма на выставки, где пытался кто-то выставлять что-то. С угрозой, с шантажом, анонимные письма устроителям – мы приведем полицию, мы вашу лавочку разорим, - рассказал Арзамасцев.

Сам он, по его словам, оценкой работ не занимается, но свое мировоззрение по просьбе владельцев картин говорит.

Проблема характеристики работ в России существует давно, это касается и авангарда, хотя и были врачи, отметил искусствовед.

В советское время это было очень сложно, у нас не было подготовленных врачей. Авангардом искусствоведы и музейные работники практически не занимались. В Советском Союзе была школа, которая занималась авангардом, началось это в 60-е годы. При журнале Техническая эстетика – он появился в теплую погода, так назывался дизайн – сложилась целая группа исследователей. В Советском Союзе в принципе работы оценивали коллекционеры. Они знали, где-то покупали, было известно происхождение, - сказал он.

Фальшак

Рассказы о тысячах поддельных работ искусствовед назвал сказками.  

Известно, откуда это все выдалось – из публикации в 2000 году в газете Совершенно секретно. Статья называлась Фальшак, это было интервью, взятое у Мильды Виктуриной. Она создала отдел технической экспертизы в Пушкинском музее и все драгоценное время была в среде реставраторов. В 2000 году она уже на пенсию вышла и преподнесла журналистке все байки, которые ходили в среде реставраторов, непризнанных гениев и так далее. И это взято на вооружение всеми, - заметил Арзамасцев.

При этом он подчеркнул, что случаи подделок и замены картин в музеях были, но массовыми их назвать нельзя.

Это, к сожалению, происходило, но это никак не касалось авангарда. Авангард никому не был нужен. Это, например, касалось Левитана, славных художников. Отправляли на реставрацию работу, а возвращалась ксерокопия. Было такое, чего греха таить, - обнаружил он.

Арзамасцев отметил, что суд в Висбадене по громкому делу о подделках сотен картин русского авангарда закончился ничем.

По его мнению, родственная ситуация и с так нарекаемой гентской коллекцией. В бельгийском Генте в октябре 2017 года в музее изящных искусств раскрылась экспозиция ранее неизвестных работ Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Любови Поповой, Василия Кандинского, Павла Филонова, Александра Родченко и других художников русскоязычного авангарда. Владельцем коллекции является бизнесмен Игорь Топоровский. Муниципальные власти закрыли выставку после ряда публикаций и письма группы европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров о том, что работы на ней сомнительные.

По мировоззрению Арзамасцева, с этой коллекцией надо разбираться специалистам, регулировать вопрос о подлинности работ незаменимым не товароведы.

Эти товароведы уже разоряли паноптикумы. Сейчас они продолжают, - сказал Арзамасцев.

Госмонополия

У работ русского авангарда происхождения нет, потому, что с 1918 года по 1991 год в Стране Советов была введена национальная монополия на продажу произведений искусств. Западные торговцы как работники нерусские и несоветские, не знают этого. Любая покупка непосредственно у художника или у кого-то каралась сроком. Это было преступление, и звалось оно спекуляция. Потому, что вся интеллектуальная собственность и создания искусства принадлежали нашей советской власти, - пояснил Арзамасцев отсутствие провенанса у большинства картин.

По его понятиям, за границу картину можно было вывезти, заплатив таможенную пошлину - от 80 до 90% от оценочной стоимости.

Все продавалось и покупалось государственными учреждениями. Незаконным считалось, если частное лицо пришло к художнику или наследнику художника и купил что-то. А еще, не дай бог, перепродал. А еще хуже, если по завышенной цене продал музею через госкомиссионторг. Вот знаменитый столичный коллекционер Грибанов Борис Николаевич, у которого одна из лучших коллекций авангарда, получил 10 лет за то, что продал через госкомиссионторг работу в какой-то провинциальный музей. Грибанова обвинили в том, что у него был с председателем комиссионного магазина сговор, - рассказал искусствовед.

Чистки и спецхранилища

В руки коллекционеров русский авангард, как и другое искусство, попал несколькими путями, рассказал Арзамасцев.

В частности, в 1936 году была создана межведомственная забота, которая стала чистить паноптикумы по идеологическим соображениям.

Перед войной картины из музеев вывозили вглубь страны, но все эвакуировать не успели, и часть работ попала в руки фашистов, которые отправляли их в Прибалтику. В Латвии, судя по всему, многие произведения попали в руки местного населения, - сказал Арзамасцев.

По его словам, после войны все советские собиратели ездили в Прибалтику. Все паслись там. Это был центр торговли антиквариатом. И авангардом, - сказал Арзамасцев.

Однако главная часть работа оказалась в спецхранилище.

В 1953 году после смерти Сталина забота по делам культуры при выводе министров СССР начала активно выручать из центральных районов и из центральных музеев все, так сказать, идеологически чуждое искусство в спецхранилища. Находились они в основном в Средней Азии. Я знаю Карагандинское, Душанбинское, Бакинское. С ними я работал. Вероятно, было еще спецхранилище в Ташкенте, - сказал Арзамасцев, добавив, что у него есть копии части сертификатов спецхранилища в Душанбе.

Тысячи работ. Малевич, Кандинский, огромные работы, из московских хранилищ, из ленинградских хранилищ. Что самое пикантное, интересное – из музея нового западного искусства, из собрания купцов Щукина и Морозова. Вот представляете мое удивление – мне в руки дают Таможенника Руссо из собрания Щукина. Картину Хуана Миро из собрания Щукина. Картину Франца Марка из собрания Щукина. Я таращу глаза, говорю - не может такого быть, вот собрание Щукина, Морозова. На оборотах – переслать в Туркестан. Очень много ушло в эти хранилища, - заметил Арзамасцев.

Забытое искусство

К концу советской эпохи был создан единый государственный музейный фонд, но после развала Советского Союза про него почему-то забыли.

Все, что находится в этих спецхранилищах, остается в бывших союзных республиках. Ничего не возвращается. Никто не требовал, - заметил Арзамасцев.

Однако работы стали появляться на Западе, и он столкнулся с потоком работ, когда прилетал работать за рубежом. По его словам, он очень удивился, когда увидел такое количество работ в одной из коллекций.

Я говорю: вы с ума сошли! Смотрите – здесь же государственная регистрация, вот инвентарный номер, вот регистрация Отдел живописи. Это работы из музейных фондов. Откуда они? Идет поток этих работ. В основном это в двух больших собраниях и есть несколько поменьше. Думаю, тысячи три работ. Там в основном модернисты и авангардисты, - рассказал галерист.

Цена искусства

Политической составляющей в отношении к русскому авангарду Арзамасцев не видит.

Я не думаю, что здесь есть политика, хотя отношение к русским и русскоязычному искусству изменилось очень сильно в худшую сторону. Представьте - в Париже нет ни одной галереи, которая сейчас бы занималась русским искусством. Ни одной. Это общее отношение в последние годы, - заметил Арзамасцев.

Цены на русский авангард взвинчены безумно, и если на рынок выйдут тысячи работ, стоимость резко упадет, поставляет Арзамасцев.

Русский авангард - это часть прекрасного искусства, и первый раз, когда оно встало рядом с европейским и американским. Мне казалось, что правильно было бы ориентироваться на столь же значимые фигуры. Например, для французского авангарда такой фигурой является Марсель Дюшан. Пит Мондриан. Это фигура, равнозначная Малевичу и Лисицкому, - считает он.

Картины Дюшана постаивают сотни тысяч долларов, валюта работ Мондриана доходит до десятков миллионов.

По его мнению, не может работа Малевича стоить 80 десять миллионов долларов.

Это совершенно спекулятивная ситуация. Вывод у меня один – идет битва за товар и за торговлю, - сказал он.

Арзамасцев поставляет, что изменить ситуацию можно.

Я думаю, нужно поменять только одно:, чтобы искусствоведы и товароведы выясняли свои отношения без выкрика, а просто профессионально, - заключил он.

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Президент РФ: цифровые платформы нужно создать во всех ключевых отраслях экономики




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Уникальный архив военкора Халдея представят в Еврейском музее в Москве

МОСКВА, 7 мая оригинальный архив военкора Великой отечественной войны Евгения Халдея впервые представят на выставке Здесь ни одной персональной участи. Все участи в единую слиты, приуроченной ко Дню Победы, экспозиция откроется во вторник в иудейском музее и эпицентре толерантности … Прочитать