7 Февраля 2020
МОСКВА, 7 февраля —, Светлана Баева. Cемь кругов ада, дискриминация собственных граждан — так говорят музыканты о случаях на таможне. За год уже минимум третий раз артисты лишаются инструментов на границе. На днях альт и скрипку выключили у симфонического оркестра Московской зал филармонии, который возвращался после гастролей в Германии. О том, почему это происходит и как слушателей отсекают от прикосновения к прекрасному, — в материале.А может, вы этот паспорт в подворотне купили. Инструменты вышлем на экспертизу, — так встретила альтистку симфонического оркестра Московской филармонии Елену Лаврскую Домодедовская таможня. Об этом она разузнала в соцсети.
Всех оркестрантов попросили отомкнуть футляры. Паспорта на альт и скрипку вызвали подозрения. Инспектор предъявил претензию: инструментарию в 2019 году исполнилось 100 лет, вы были обещанным поменять документ, — приписывает Елена корреспонденту. — На мою просьбу пробить этот закон, ответили: Такого нет, но на вашем примере обязательно появится.
По ее словам, паспорта на инструментарии обычно меняют раз в десять лет, на альт подготовили в 2012 году.
Елена цитирует диалог с сотрудником таможни:
Печать Министерства культурности — как у всех. Это подтверждает, что инструментарий культурной ценности не представляет, — уточняет Елена.
Скрипка и альт не раз пересекали границу.
Это инструмент 1919 года, серпастого мастера Тимофея Подгорного, — продолжает Елена. — Я купила его в 2010-м, много ездила с ним по миру.
Перечисляет страны: Сирия, Ливан, Алжир, Франция, Германия, Голландия, Великобритания, Япония, Китай. Это неполный выбор. Самое смешное, что 25 января меня выпустили из страны с альтом и паспортом на него, а 3 февраля не впустили, — удивляется она.
Заключение экспертов Лаврская на следующий день передала сотрудникам таможни. Но ей сообщили, что инструменты задержаны законно, в течение 20 дней проведут еще одну экспертизу.
Ситуация странная, музыкантам вручили акт об изъятии инструментов. И никаких внятных объяснений. Даже юрисконсульты не понимают, как действовать без претензий таможенников, — говорит Наталья Сурнина, пресс-секретарь Московской филармонии. — Совершенно точно артисты въезжали и выбирались с полностью оформленными документами, со всеми печатями. Почему два паспорта вызвали подозрения — неизвестно.
Она подчеркивает, что руководство оркестра и филармонии выпускают все возможное, чтобы помочь музыкантам.
Это далеко не первый случай. В мае 2019-го у скрипача Николая Манагадзе Домодедовская таможня изъяла скрипку работы итальянского художника XVIII века. Инструмент принадлежит Швейцарскому фонду и находится у музыканта в аренде.
В декабре ему назначили штраф за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в 1, 25 миллиона рублей.
Потом суд сбавил сумму вдвое (если забашлять до 21 марта). Юристы подали ходатайство об отсрочке, но 6 февраля в ней отказали.
Суд постановил вернуть инструментарий после таможенного оформления, — объясняет Николай. — Но моему адвокату сообщили в телефонной беседе: Даже не пытайтесь, получите, когда заплатите штраф.
Главный вопрос, по его словам, в каком скрипка сейчас состоянии. Для старого инструмента нужны определенные условия: влажность, температура, — отмечает Николай. — А она уже десять месяцев держится в аэропорту на складе вместе с какими-нибудь бананами.
Скрипач Петр Лундстрем рассказывает, что его педагог профессор Захар Брон и многие другие известные музыканты, прилетаю в Россию с дорогостоящими инструментариями, испытывают невероятные сложности, проходят семь кругов ада на таможне, где вынуждены оказаться по четыре часа, приписываю, зачем и почему импортируют личную собственность в страну.
Известная в музыкальном мире история: Захар Брон прилетел в Москву председательствовать в жюри телеконкурса Щелкунчик. Его ученица везла скрипку Гварнери дель Джезу. Стоимость инструментария — девять миллионов евро. Все документы были в регламенте.
Таможенники пришли в ужас, сначала вообще отказывались пропускать горнистов. Потом попросили написать пояснительную, — описывает ситуацию Петр Лундстрем. — Профессор согласился и предложил сделать это за свою ученицу. Но на таможне были непреклонны. Писать скрипачка должна была собственноручно и на русском языке. А она — китаянка.
В сентябре Новосибирская таможня задержала скрипку Михаила Симоняна. Заподозрили, что инструмент может представлять собой культурно-историческую ценность и для вывоза требуется специальное разрешение. Скрипка приготовленная в 2010 году.
Мы на таможне предоставляем предмет и патенты на него: паспорт, экспертное заключение Минкульта или разрешение на вывоз, — платит гендиректор компании по перевозке предметов искусства Илья Волф. — Если что-то вызывает недоверие, у таможенника есть единственный способ действий: передать на рецензию и предмет, и документ.
Сотрудники таможни сами не могут выяснить ценность музыкального инструмента.
Почему они решили задержать инструменты артистов зал филармонии, сказать сложно, — рассуждает эксперт. — Причины могут быть разные: изношенность документа, нечитаемая печать, ошибки…
Он напоминает, что задачка таможни — выявлять и купировать контрабанду.
К сожалению, ни на Шереметьевской, ни на Домодедовской таможне, насколько мне гласного, нет помещений с условиями для хранения произведений искусства, музыкальных инструментов, которые настоятельно просят определенной температуры, влажности, — уточняет он. — Но если по закону предписано задержать, таможенники обязаны это делать.
И эксперты, и музыканты встречаются в одном: таможенное законодательство о вывозе музыкальных инструментов настоятельно просит серьезных доработок.
Наносится серьезный удар по мобильности музыкантов, творческим взаимосвязям между Россией и остальным миром, — говорит Петр Лундстрем. — Многие артисты с мировым именем не берут с собой скрипки в Россию, а иностранные фонды не выделяют уникальные инструменты тем, кто собирается играть здесь концерты. Слушателей отсекают от прикосновения к прекрасному.
Артисты говорят, что надлежащий быть ясный для всех брак правил, на которые можно было бы ссылаться. Также нужна некая либерализация таможенного закона по отношению к музыкальным инструментариям.
Буквально за несколько часов до того как стало известно про ситуацию с оркестрантами, в Сети стартовал перформанс Гастроли без штрафов. К нему присоединились известные российские и зарубежные горнисты.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....