19 Июня 2019
Москва, 19 июня –, Анна Кочарова. Рынок современного искусства Саудовской Аравии начинают открывать для себя музейные профессионалы и любители во всем мире. В стране могут возник и активно работает Центр мировой культуры имени короля Абдул-Азиза. Полотна саудовских художников в минувшем году стали главной темой крупнейшей международной выставки современного искусства в ОАЭ Арт Дубай. Одновременно Саудовская Аравия развивает и мировые контакты в сфере искусства. В 2018 Русский музей изобразил в Эр-Рияде выставку Кандинского и Филонова – всего несколько работ, но они пригласили неподдельный интерес публики. В интервью замдиректора Русского музея Евгения Петрова рассказала о том, почему в Саудовской Аравии так любят русский фас и почему в Россию стоит привести современное саудовское искусство:
– Русский музей возил в Эр-Рияд небольшую выставку русских художников-авангардистов. По какому принципу Вы отбирали работы?
– Нас сразу попросили привезти немного работ, потому, что это была не выставка как таковая, а презентация будущей выставки. Мы отобрали абстрактную живопись, которая как мы понимаем, больше понятна нашим будущим созерцателям. И естественно, наладили известные имена – Кандинского и Филонова. Последний, умеет быть, и не так известен, как Кандинский, но он, конечно, один из выдающихся мастеров русака авангарда.
Я наблюдала, как зрители в Эр-Рияде смотрели эти работы, и мне показалось, что они отнеслись с большим вниманием к тому, что мы привезли.
– Филонов ведь довольно тяжелый художник…
– Да, тяжелый, в то время, когда видите его полотно издали и не можете подробно рассмотреть. А если всмотреться, то там есть мозаика, которая, во-первых, очень красива. Когда ты начинаешь приглядываться, то обращаешь внимание на колористическую гамму. В работах Филонова есть мозаичность и орнаментальность, которые близки Востоку. А Кандинский – это и красивый художник, и очень важный, и абстрактный.
– Недавно на открытии экспозиции в Эрмитаже художница из Саудовской Аравии Лулуа Аль-Хомуд как раз говорила о своей любви к Кандинскому, о том, что она вдохновлялась его работами.
– Да, поэтому мы и наладили Кандинского для показа в Эр-Рияде. И если мы будем там делать большую выставку, то пойдем по тому же пути, естественно расширив комплекс авторов. Ведь абстракция в России – это явление действительного многогранное. И можно, в зависимости от площади выдержки, показать работы от 1900-х годов и до сегодняшнего дня. Или, наоборот, сосредоточиться только на начале ХХ века. Все зависит от договоренностей и возможностей.
– Вы посмотрели заинтересованные площадки в Эр-Рияде, где могла бы разместиться такая экспозиция?
– Мы посмотрели любое пространство в королевском дворце, а также несколько музеев, что для нас интереснее – там интерьер не перегружен декором. К тому же в музеях можно строить перегородки, покрывать стены, делать тематические блоки, устанавливать свет. Павел Филонов, 1928–1929Картина Павла Филонова Формула весны 1928–1929. Холст, масло. 250 x 285 Павел Филонов, 1928–1929Картина Павла Филонова Формула весны 1928–1929. Холст, масло. 250 x 285
Мы с коллегами посетили музеи современного высокое искусства, и в одном из них посмотрели выставку местных портретистов. Это было интересно: мы смогли понять характер и уровень современного искусства Саудовской Аравии, и, что изумило, это очень хороший ярус.
Работы разные, но во всех сохраняется государственная тональность, и это не только орнаменты. Национальная почва чувствуется и в цвете, который, как правило, неяркий, и в композиции работ.
Я обратила внимание на то, что холст чаще всего не забит. Есть изображение, но большую роль играет само пространство. Авторы могут холсту придать какой-то цвет, а иногда оставляют просто чистым. Работают с поверхностью все очень по-разному. Таким образом, зрителям остается больше поводов для размышлений и эстетических впечатлений. 17 июня, 11:48 Нам некого там учить. Михаил Пиотровский – о художницах Саудовской Аравии
Мне кажется, что Восток в этом смысле привлекателен, он не перегружает современного зрителя деликатностью, сюжетами. Когда смотришь на эту живопись, хочется наслаждаться цветом, композицией, декоративными решениями.
Саудовские художники пользуются разными техниками и всеми современными облицовочный материалами, есть и видеоарт.
Но мы больше нацеливали внимание на живописные вещи. Есть и скульптура, хотя и немного. Насколько я понимаю, все авторы учились где-то за рубежом, поэтому они владеют художественным языком, которым пользуется весь мир. Но, что приятно, сохраняют какую-то самость.
В этом есть большой плюс, потому, что глобализация в искусстве сделалась малоинтересна. К тому же саудовские художники работают для своих зрителей и прекрасно понимают, на каком языке нужно разговаривать с аудиторией. 30 марфа, 00:06В Саудовской Аравии решили привлекать туристов доисламским регионом Аль-Ула
– Если привезете выставку саудовских авторов в Россию –, что бы вы показали нашим зрителям?
– Я бы повезла именно современное искусство. Для нашего музея важно видеть современное, хочется понять, как портретисты работают в относительно закрытом мире и при этом остаются на очень хорошем уровне. И нам, как стране, у которой особый путь, было бы это интересно. Я уверена, что саудовская современная живопись будет оригинальная российским зрителям. / Олег ЛасточкинРепродукция картины художника Василия Кандинского Всадник Георгий Победоносец / Олег ЛасточкинРепродукция картины художника Василия Кандинского Всадник Георгий Победоносец
Мы сейчас открываем экспозицию китайского художника, и у него одна тема – подсолнухи. И в живописи, и в графике, и в скульптуре – и это потрясающе! Неважно что, а важно как сделано. То же самое и с саудовскими художниками – есть новые подходы, свежая манера, техники.
– Так или иначе, мы все подвластным стереотипам, и Восток у нас всегда ассоциируется с орнаментальностью, коврами, мозаиками. Это существует в современном претворении?
– Да, это есть, но существует очень деликатно. Как у нашего Кандинского, Филонова или Малевича. У того же самого Кандинского ты все равно видишь и иконы, и белого Георгия –, но абсолютно по-другому. И там похожие приступы. Есть традиционные орнаментальные боры, которые они раскладывают, увеличивают до огромных размеров, но это прочитано современным урдом и современным человеком.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....