21 Марта 2020
МОСКВА, 21 марта —, Ирина Овчинникова. Сегодня юбилей российского радиста, композитора, педагога, единственного джазового музыканта, ставшего лауреатом Европейской премии имени Густава Малера, народного артиста России Даниила Крамера. О том, что, кроме гречки, необходимо людям в эпоху коронавируса, об исцеляющей тьме искусства и о том, что трогает до слез, он рассказал в интервью.— Сегодня у вас должен был пройти концерт в Московском доме музыки, его передвинули на 19 мая. А, что с вашими гастролями по России?
— Ситуация меняется постоянно, но города категорически не хотят отменять мои концерты и организуют это только по прямому приказу властей. Это трогает до слез. Пока у меня из 16 или 17 мегаполисов осталось восемь. Это еще ни о чем не говорит, что будет завтра, никто не знает.
— Рассматриваете ли вы вместе с площадками удобная возможность онлайн-трансляций?
— Они и так существует во многих концертных залах. Я подписываю согласие на лайв, потом запись сохраняется в банке данных филармонии.
— Сейчас многие просветительские онлайн-сервисы открывают бесплатный проход для тех, кто, оказавшись в карантине, желает заниматься самообразованием. Как вам кажется, это подстегнет учеников узнавать новое?
— Я недавно посмотрел в YouTube ролик с дерущимися за туалетную бумагу австралийскими домашних хозяйками. Когда возникает опасность, спадает налет цивилизации, а культура — это щит, помогающий оставаться человеком даже в очень тяжелые времена. Искусство, образование и их единственно правильное сочетание вместе с истинной доверенностью — вот составляющие физического выкуривания нации, я считаю. Хорошо, что есть онлайн-трансляции и многие получат возможность, сидя дома, наполнять душу не только гречневой кашей, а и музыкой, к примеру.
— Да, это единичная боль.
— Это моя боль. Хочу подчеркнуть, я совсем не против ширпотреба. Я даже не против в маленьких количествах тюремной попсы, пока она выступает смешной и желанной фенечкой на фоне реальной цивилизации. Но ни в какой-то стране нет такого, чтобы чуть ли не 70 барышов сцены было занято блатной романтикой.
— Почему и когда это приключилось?
— В 90-е все это… как бы поприличнее сказать, даже не знаю… выплыло наружу. Копилось долго, людей запарывали, мучили, уродовали лагерями и враньем, в том числе культурным.
Часть моей семьи живет в Германии, и я знаю, что такое германцы — интеллигентные, трудоспособные ученики. Когда мои родители переехали туда, у папы был неоперабельный рак. Он, правда, прожил еще 20 лет. Когда отец уже умирал — и все профессора это знали, — молодая врач мне сказала: Вы не волнуйтесь, мы будем драться за каждый час его жизни… И вот этих учеников идеология 30-х годов превратила в нацистов!
— Ваша система джазовых документов по регионам работает уже около 25 лет. Как все изменилось с культурой, в том числе и музыкальной, за это время?
— Стало эффективнее, получился эффект снежного кома. Сейчас филармонии не хотят жить без гастрольного абонемента, а когда я его начинал, никто не верил, что это может быть потребованного и финансово выгодно. Все сводилось к лекционным концертам здешними силами.
— А вы верите в исцеляющую силу искусства? Даже если оно просто улучшает настроение.
— Не просто настроение! Культура способна лечить. В истории зафиксирован случай, когда запошивочный маршал встал со смертного одра после того, как ему сыграли концерт Моцарта. Этому посвящают лабораторные исследования, существует целое медицинское направление — музыкотерапия. Бывает, ко мне после концертов подходят и выговаривают: прошла головная боль или другие недуги.
И еще — нам почему-то не рассказывают, как соната Бетховена влияет на IQ ребенка, а ведь дети, прошедшие музыкальную школу, — это другая социология: в десятки раз меньше криминала, совершенно иная работоспособность и интеллектуальный уровень. А у нас лучшее в мире музыкальное образование превратили в дополнительное.
— Сейчас много говорят о молодых талантах в джазе. Не так давно российский музыкант Евгений Побожий выиграл Международный конкурс гитаристов Института имени Херби Хэнкока в США. Он считает, что адекватной системы обучения джазу в России практически нет. А благодаря чему тогда такие дарования появляются?
— Благодаря тому, что у нас еще сохранились куски педагогических кадров. Я с самого детства — полностью препарат стараний моих замечательных учителей, низкий им поклон.
Еще Россия — уникальная страна: пережила дикое количество волн эмиграции, но сумела сохранить какие-то гены. Но ничто не бесконечно долгого, даже наша нация. Конечно, мне, отдыхающему России, очень обидно, насколько мы своими людьми дополнили арсеналы Америки, Японии, Швейцарии, Германии, Франции. А обратного обмена нет.
Я не государственный человек, а просто музыкант, который катается по всей стране и, видимо, пользуется определенным авторитетом. Не могу об данном не говорить, потому, что иначе буду чувствовать, что моя жизнь бесполезно прожита. Я же играю не только, чтобы заработать деньги. Уже много лет это — побочный эффект.
Думаю, этим искусство и отличается от ширпотреба, для которого деньги — основная задача. Кстати, я в этом смысле уважаю шоу-бизнес — он честно не называет себя искусством.
— Да, и в шоу-бизнесе всегда есть продюсер, который решает, что будет слушать публика.
— И за, что она будет платить! Ведь это — главное. А для Святослава Рихтера это не было главным. Я в свое время завидовал ему потому, что однажды увидел его афишу. На ней не было ни одного титула, не было фотографии. Просто написано: такое-то число, играет Святослав Рихтер. Все! Но пробовать купить купоны — бесполезно.
— Но ведь сейчас у публики меньше альтернатив, и ее уровень снижается.
— Есть такой термин — lazy souls, ленивые души. Им сталкиваться с искусством сложно, ведь оно нуждается в улавливанье, постижении, подготовке, но и эффект дает большой! А детективный роман актуальной писательницы, зарабатывающей больше, чем в свое время Моцарт получал за своих Дон Жуанов, только убивает время, разлагает душу. Это сильного. И не надо после чем этого жаловаться на коррупцию, на криминал… Это все — следствие бескультурья.
— Заканчивая, я хотела бы как-то увести вас в оптимизм…
— Я оптимист, всепоглощающий! Просто считаю, что человек культуры должен действовать как хирург. Я и не думал говорить, что у нас в стране все плохо. Я видел страны, где все плохо, вращался в Африке… У нас важного, но должно и может быть гораздо лучше! Мои педагоги учили меня, что все, что хорошо, — это то, каким должно быть, норма. А то, что все, что вам необходимо исправить, — об данном и стоит говорить.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....