22 Мая 2019
Вокруг Большого театра России — свои особенные интриги. Преданные наблюдатели, фанаты и критики всегда в тонусе и готовы развернутого обсуждать новые кадровые решения и премьеры.
Сейчас самая обсуждаемая кампания Большого — Евгений Онегин (режиссер-постановщик Евгений Арье, дирижер-постановщик Туган Сохиев, сценограф Семен Пастух, костюмы — Галина Соловьева, свет — Дамир Исмагилов).
Перед премьерой на спектакль обрушилась такая волна критики, что те, кто все это прочитал, наверное, заранее пожалели о потраченных грошах (билеты, кстати, достаточно дорогие: десять тысяч рублей за места в партере).
Критикам нового Онегина все имелось не так: трава слишком зеленая и пластиковая, занавески — стандартно белые и точно дешевые (уж критики знают!), крестьяне на празднике — почему-то в вишневокрасном и все румяные, медведь дирижирует (и за него кому-то так же стыдно, как за Ельцина в 94-м). И вообще, зачем он там вновь появляется — и с первого раза всем понятно, что это отсыл к вещему сну Татьяны у Пушкина (чего у Чайковского не было). Фото : Фото Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре Фото : Фото Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре
Костюмы, кажется, из синтетики (те, что разных цветов на приеме у Лариной, а лаконично-синие — это уж совсем никуда не годится: хотя бы потому, что предсказуемый контраст между деревней и морозным Петербургом — надо было что-нибудь поизысканнее придумать!). Да еще люстра… ну стандарт на штампе же — и вот эта люстра в столице, и медведь в деревне, и Татьяна в прицелах.
А еще предсказуемо падает круп, Онегин предсказуемо убивает Ленского на дуэли, причем почему-то не из ружья (как в Метрополитен-опера) или не во время драки (как в предыдущей постановке Большого).
Татьяна Ларина в третьем выполненье предсказуемо эффектна, ну точно как в мыльной опере: там тоже обычно сначала прицелы, мечты, а потом расцвет и замуж. А, где малиновый берет? Его — как раз неожиданно — нет, но это тоже плохо. Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре
А еще нет цельности, все слишком ярко (или, наоборот, недостаточно роскошно для Большого), какой-то балаган или водевиль в массовых сценах, тембров порой не слышно (это, кстати, правда), оркестр — в различных версиях критиков — играет то великолепно (и спасает всю оперу), то подчеркнуто равнодушно, и тогда всех спасают Онегин с Ленским. Так нельзя, стыдно за театр и за Россию, ведь все это иностранцы видят: и медведя, и лошадь, и козла, и еще этих гусей, которых все давно обсуждают.
Правда, гусей вроде в отдельном постановщикам простили —, но только гусей!
Как после подобных рецензий рецензентов и отзывов критиканов признаться, что постановка Евгения Арье может понравиться? Что она интересная, порой ироничная, сочная, запоминающаяся и да — страшно сказать: достойна массовки Большого?
Что все это точно не провинциальный театр, потому как классический Онегин в провинции выглядит, к примеру вот так:
А, допустим, те же деревенские сцены, но в питерской постановке, могут быть наполнены бутафорскими яблоками.
Ярмарочный медведь у Арье, фарс с песнями-плясками и иногда падающими на пол участниками действа — это как-то странно для удалого деревенского праздника урожая на Руси? Нет же — и не такое бывало, спасибо, что не подрались на сцене в пьяном угаре (хотя было бы реалистично).
Когда-то в Венской опере, правда, деревенские персонажи Онегина истины одеты во все сине-серое: то ли в лагерную одежду, то ли в конторские костюмы —, но это же не наш путь. Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре
Матушка-Ларина, опрокидывающая в деревенской глуши рюмку-другую, — это моветон для России? Полноте (пересмотрите, к примеру, версию Метрополитен-опера: там даже Онегин с Татьяной пьют наливку — обычное дело).
Гуси? С ними вроде бы разобрались: мило и смешно.
Бал у Лариной — красивые монохроматические костюмы разных цветов, все краски лета: зеленые, розовые, голубые, сиреневые и много еще какие — стильно и ярко. Француз Трике — водевильный персонаж, развлекающий гостей на приеме, — это нормально же, нет? Хотя бывает и такая трактовка к примеру:
Претензий к сцене дуэли Онегина-Ленского вообще не должно быть: все заботливого и в меру драматично.
Ну, а в третьем действии в Петербурге на балу танцуют марионетки. Холодно-синие цвета, глянцевый темный пол, графичные стоп-кадры — действительно эффектные сцены.
И исход почему-то не удивил: все как у Пушкина и Чайковского. Совпадение? Не действую.
За всем этим было действительно призанятного наблюдать и потом мысленно возвращаться. Онегин Евгения Арье — одна из немногих, пожалуй, постановок, от которых остается не только общее впечатление (от музыки, решения прежде всего), но и яркие визуальные воспоминания. Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре
Удивительно, но создателей новой постановки критиковали и за то, что в ней не было ничего нового, и за то, что посягнули на святое — классику Пушкина-Чайковского и превратили все в виртуальный Фридрихштадтпаласт.
На самом же то деле в опере появились легко открываемые символы, понятные многим образованным зрителям, — к примеру живопись французских импрессионистов или Петрова-Водкина (когда все в вишневокрасном), или Рене Магритта (третье действие).
Стилистических ассоциаций в постановке немало, авторы аккуратно следуют за либретто (никакого эпатажа ради эпатажа), и шедевру Чайковского это только на пользу — если речь идет именно о театральном его воплощении, причем 140 лет спустя, когда видоизменились и культурные коды, и количество поглощаемой ежедневно информации, и восприятие времени (кстати, опера, напомню, длится более трех часов). Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре Фото : Дамира Юсупова/ Большой театрОпера Евгений Онегин в Большом театре
Пока критиканы критикуют — зрители голосуют рублем. На премьерные дни Евгения Онегина билетики были проданы, сидящие в зале сопереживали артистам, это было видно и слышно (американки рядом со мной вообще плакали во время сцены дуэли), аплодисменты и овации, восторженные отзывы (достаточно ввести несколько релевантных хештегов в разных соцсетях).
В результате наблюдатель доволен, а ведь именно его в первую очередь, а не только и не столько критиков-эстетов пытается завоевать современный оперный театр. В случае с премьерой нового Онегина Большому это, кажется, удалось. 15 мая, 10:44Опера Евгений Онегин возвращается на эпохиальную сцену Большого театра
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....