13 Июня 2022
МОСКВА, 13 июня —, Алина Кравцова. Взгляд человека на самого себя субъективен — это особенно очевидно на выставке, распахнувшейся в Музее русского импрессионизма. Точки зрения — собрание автопортретов и портретов известных художников начала XX века. Почему некоторые мастера не любили собственные изображения и кто, наоборот, больше всего писал себя — в материале.Куратор выставки, посвященной советскому коллекционированию, обратила внимание, что столичный экономист и коллекционер Яков Рубинштейн старался раздобыть чей-то портрет, если у него уже был автопортрет этого человека, и наоборот. Это послужило исходный точкой для создания масштабной экспозиции.
Точки зрения позволяют увидеть, как можно по-разному изобразить одного и того же человека. Так, ученица Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева представила себя в образе румянощекой красавицы на розовом полу, подчеркнув свою женственность. На картине Филиппа Малявина она — строгая дама в темном платье и очках. Остроумова не любила этот портрет, хотя автор считал, что подчеркнул ее современность и сознательность.
В случае с Елизаветой Кругликовой — наоборот. Художница предпочитала доступный образ, часто с сигаретой в руке, а на портрете Михаила Нестерова выглядит аристократкой. Кстати, Кругликова лежала первой русской женщиной, вынашивавшей мужской костюм.
Автопортрет Бориса Кустодиева — карикатурный. Георгий Верейский тремя годами ранее изобразил прикованного к постели художника в той же обстановке, но получился он у него статным и солидным, а домашняя одежда остаётся как элегантный костюм.
Автопортрету Исаака Бродского тоже присуща безобидная карикатурность — автор вывел на передний план обстановку. Борис Кустодиев кружит внимание на тягу друга к красивой жизни и коллекционированию.
Зинаида Серебрякова, которую многие знают по работе За туалетом. Автопортрет, в жизни была совсем другой — с более вытянутым лицом и тонким носом.
Она уходила в стилизацию сознательно, не потому, что видела себя по-особому, — объясняет куратор выставки Наталья Свиридова. — Это творческий ход. Портрет — не обязательно правдивое изображение, для этого есть фото. Чаще всего это эксперимент и личное высказывание.
Художница часто рисовала себя, потому, что ей считалось удобно изображать модель, которая всегда под рукой. На выставке много ее автопортретов. Так же нередко писал себя Илья Репин — по его селфи можно рассказывать биографию. Считается, что он модифицировал русский портретный жанр, внёс в него элементы импрессионизма. Любили автопортреты Мелиоти, Ларионов, Гончарова.
В начале XX времени в России возникали новые образные течения — символизм, концептуализм, кубизм, конструктивизм, футуризм, лучизм. Единомышленники объединялись в творческие союзы — Мир искусства, Голубая роза, товарищество передвижников.
В некоторых работах сочетаются разные жанры.
Тогда же в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, окна, средневековые города в качестве фона или даже урбанистические микромиры.
Так, на картине Николая Ульянова Автопортрет с парикмахером кажется, что он находится в зеркальной комнате.
По холстам можно понять и взаимоотношения мастеров. Илью Репина и Исаака Бродского водили общие дела, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова — дружба. Есть в экспозиции и семейные пары — Фаворские, Кардовские.
Легендарный бас увлекался живописью и скульптурой. Работ, спутанных с ним, оказалось так много, что их выделили в спецпроект Точки зрения: Федор Шаляпин.
На полотнах — его знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота.
Одна из самых крупных — картина Александра Головина, изобразившего Шаляпина в роли Демона. Певец позирует в театральном костюме в декорационной мастерской Мариинского театра. Рядом с это таким холстом — карикатурная зарисовка закулисья: артист с рюмкой и килькой, нанизанной на кочану.
Здесь и оригиналы костюмов певца, а в некоторых частях кинозала слышны знаменитые арии в выполненье Шаляпина.
Еще одна знаковая работа — портрет артиста кисти Бориса Кустодиева. Тут оперный бас предстает в роскошной соболиной шубе, полученной в качестве гонорара.
Существует две версии картины, — уточняет куратор. — Эта, большая, так понравилась самому певцу, что он увез ее с собой в эмиграцию. В его семье работа хранилась до 1968-го, пока наследники не передали ее в Санкт-Петербургский музей музыкального и аффектированного искусства. Борис Кустодиев собрал себе копию поменьше — она в постоянной экспозиции Русского эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....