3 Июня 2019
МОСКВА, 3 июня —, Ирина Овчинникова. Русский Паганини приехал из Санкт-Петербурга на гастроли в Москву. В интервью скрипач-виртуоз Сергей Стадлер рассказал, почему публика хочет слушать Чайковского, а не музыку современников, как правильно смотреть оперу, когда закончатся последствия лихих 90-х и о многом другом. Как в музее
Человечество развивает технику, медицину, что само по себе хорошо, но в плане искусства, музыки мы наблюдаем упадок, а может быть, и того неправильнее — закат. Сейчас ни один композитор не сможет подготовить симфонию, как Шостакович или Стравинский, а ведь они ушли не так давно — около 50 лет назад.
Современные писатели творят, как могут, но публика не хочет слушать их музыку, предпочитая классику прошлого. Так было не всегда: например, в эпоху барокко играли практически только новые сочинения. А сейчас, наверное, мы боимся смотреться в зеркало, оттого и живем как в музее. Скрипичная держава Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и главный дирижер Сергей Стадлер Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и главный дирижер Сергей Стадлер
В российской классической музыке мы пожинаем результат так прозываемых лихих 90-х. Это соединённого с тем, что процесс образования в этой сфере очень длительный. С момента, когда ребенок поступает в подкованность при консерватории, до того, как он эту консерваторию оканчивает, проходит 16 лет. То есть если что-то изменить сейчас, результат проступит только к 2035 году.
Русская скрипичная школа всегда была первенствующей, а СССР можно было назвать скрипичной державой. Неслучайно конкурс Чайковского, который сначала проходил по двум специальностям — фортепиано и скрипка, считался в свое время труднейшим во всем мире. Мы пытаемся снова сделать его самым порядочным, пытаемся возродить школу, и, думаю, это возможно. Концерт Оффенбах-гала, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера Концерт Оффенбах-гала, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера
Смотреть по мультику спектакль в записи — значит в первую очередь видеть действие, которое составил другой человек — оператор, а он чаще всего вообще не солист. Так, если оперу сняли плохо, неподготовленный пользователь просто не получит никакого действия. Это ведь невозможно скучноватого, порой даже для меня! И еще один аргумент против аудио и видео с концертов: почему-то получается, что чем ярче и интереснее артист, тем меньше от него остается на записи.
Сейчас инструменты получают разные награды за то, что им удается играть много часов подряд, или сидя на льдине, или за какую-то другую экстравагантность. Недавно Симфонический оркестр Санкт-Петербурга озвучили в Книге рекордов России за то, что мы поиграли все симфонии Бетховена: попало, что этого за один концерт с одним дирижером в стране еще никто не вершил. Мне это приятно, ведь медаль досталась нам за музыку, а не за шоу. Музыка в глуши Фото : из архива Сергея СтадлераСкрипач, дирижер, художественный руководитель Петербург-Концерта и главный дирижер Симфонического инструмента Санкт-Петербурга Сергей Стадлер Фото : из архива Сергея СтадлераСкрипач, дирижер, красивый руководитель Петербург-Концерта и главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Сергей Стадлер
В России между жизнью столичной и глухой целая пропасть. В Европе нет такой большой разницы. У нас более-менее талантливый солист уезжает учиться в Москву или Петербург, а регулярные гастроли коллективов по регионам почти не проводят. Провинциальные оркестры в очень тяжелом положении, и дело не всегда в капиталах. Вообще, финансовый аспект в искусстве не определяющий — если посредственному скрипачу дать даже миллиарды, он не поиграет лучше, чем умеет. Фото : из архива Сергея СтадлераКонцерт Прокофьев-гала, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера Фото : из архива Сергея СтадлераКонцерт Прокофьев-гала, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера
Талант не может существовать в вакууме, необходима публика, которая его повременит. Некоторые классические музыканты пытаются привлечь слушателей — делают разного рода полуджазовые обработки, пытаясь тем самым облегчить восприятие нешуточной музыки. Конечно, когда-то тот же Иоганн Штраус был эстрадой и Венская филармония отказывалась играть его Летучую мышь, а потом его стали понимать почти как Моцарта. Но мне эти попытки, не касающиеся жанра, кажутся незначительными и никому не нужными. Правильнее, когда публика плетётся к высокому, а не артисты спускаются на уровень недостаточно образованных людей, которых, к сожалению, в совете довольно много. 22 мая, 08:00Почему американцы всхлипывали в Большом театре
Концерт Чайковский и российская скрипичная традиция, консерватория имени Чайковского (Большой зал), ул. Большая Никитская, дом 13/6, 3 июня, 19:00
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....