воскресенье, 28 апреля 2024

Сидеть, бояться: как пугали в кино 100 лет назад и сейчас



Сидеть, бояться: как пугали в кино 100 лет назад и сейчас

13 Марта 2020

МОСКВА, 13 марта —, Ольга Распопова. Cто лет назад, в 1920 году, вышел один из первых полнометражных фильмов чумов — Кабинет доктора Калигари. Пятница, 13-е — самое время разобраться в том, какими способами нам внушают испуг с экрана, почему у фильмов ужасов столько поклонников и как получилось, что в Советском Союзе долгое время был только один хоррор.

Пересматривать классические комедии и мелодрамы приятно, а вот у фильмов ужасов срок годности короткий. За редкостным исключением стареют они довольно лёгкого, и то, от чего у зрителей в 50-х и даже 90-х зашкаливал медиатор, нам кажется нелепым.

Монстры у каждой эпохи свои — узкогрупповые страхи эволюционируют. На смену Кинг-Конгу пришли зеленые человечки, тех вытеснили демоны, потом на экранах долгое время орудовали серийные маньяки. А затем выяснилось, что самые опасные тараканы — вообще у нас в голове.

Прибытие поезда на гавань для поезд Ла-Сьота братьев Люмьер можно считать первым фильмом ужасов: в зале возникла паника, человечищи выбегали, с грохотом свергаю стулья. Таким воздействием на аудиторию сегодня не может расхвастаться ни один хоррор.

Но официально первым ужастиком в истории кинематографа сообразовывается французская короткометражка Замок дьявола 1896 года. Современного зрителя история о плясках дьявола с товарищем у бутафорского котла, мгновеннее, рассмешит. Впрочем, один из главных выразительных орудий хорроров — звук — тогда еще не изобрели.

Первая страшная лента со звуком появилось в 1928 году — это американская картина Террор. Интересно, что сама картина утрачена, а вот отдельно записанная звуковая дорожка сохранилась. С тех пор саундтрек в хорроре всегда играл особую роль.

Сегодня, несмотря на технические возможности, создатели большинства ужастиков возвращаются к классике — симфоническому оркестру. Оказалось, что никакое другое звучание не пробирает зрителя настолько, — рассказывает Николай Скачков, попечитель курса Композитор в кино и автор музыки недавнего российского хоррора Яга. Кошмар темного леса.

Одно время в моде были синтезаторы: они, например, звучат в культовом кино Пятница, 13-е (1980) о маньяке-убийце в маске, но сейчас кажутся очень олдскульными.

Скачков отмечает, что в остатнее время наметилась другая тенденция: к пугалкам, основным моментам хоррора, вместо музыки подают тишиной — так гораздо опаснее.

Собственные демоны из головы гораздо опаснее выдуманных. Ровно сто лет назад в Германии сняли фильм Кабинет доктора Калигари, который считается первой лентой, дающей на экране состояние безумия.

В картине было несколько опережающих время приемов: съемки с острого угла, эффект шатающейся камеры и намеренно искаженные декорации. А премьере предшествовала необычная рекламная кампания: весь Берлин завесили плакатами с одной интригующей надписью: Ты должен стать Калигари!

После успеха Калигари Германия еще долго первенствовала в этом жанре, но потом пришли нацисты, а тоталитарным режимам хорроры не интересным.

В СССР был только один фильм ужасов — Вий. Кинокритик Егор Москвитин указывает, что ужастики в их традиционном познаванье — жанр, рожденный юношескими и сексуальными революциями 1960-х, поэтому в чистом виде в советском кино он не возникает.

Однако добавляет, что все же отличных фильмов, которые умеют напугать зрителя, было большого: готический триллер Дикая ловля короля Стаха и зловещая постановка Десять негритят, экстравагантный Господин оформитель и мистическая драма Пьющие кровь по мотивам Упыря Алексея Толстого.

В Америке в 40-е разряд настолько изжил себя, что студии выпускали пародии на свои же фильмы: Франкенштейн принимает человека-волка, Эббот и Костелло встречают Человека-невидимку.

Если в 50-е боялись зеленых человечков и атомных дураков, то в 60-е как реакция на войну во Вьетнаме стали популярны сплэттеры — фильмы, переполненные сценами резни. В то же время благодаря Альфреду Хичкоку появляется интеллектуальное направление, жанр триллера.

В 80-х выходят классические фильмы ужасов: слэшеры Кошмар на улице Вязов, Пятница, 13-е. Главный герой — одинокий маньяк-психопат. В 90-е ужастики вновь были в кризисе, от которого оправились только в нулевые.

Новейшие фильмы ужасов играют на аспектах: эффекта достигают затянувшейся тишиной, человеческой жестокостью, неожиданными поворотами сюжета.

Фильмы ужасов никого не оставляют равнодушными: их или любят, или ненавидят. Причем среди поклонников такого кино приняты совместные просмотры — бала horror movies, ведь пугаться компанией гораздо веселее.

Психолог и учитель Виктория Дубинская отмечает, что любителей фильмов ужасов нельзя считать инфантильными. И дело не только в желании получить долю адреналина, заряжающую энергией — пощекотать в себе жизнь, но безопасно. Таким внешний видом вытесняется множество страхов.

Сейчас, например, по понятным причинам — всплеск интереса к фильмам об опасных вирусах и зомби. Контрол-фрики тяготеют к фильмам про сбежавших монстров, которых в конце побеждают. А дилетанты лент о паранормальных явлениях и сверхъестественном подсознательно ищут себе заступника.

Кинокритик Егор Москвитин советует искать в интернете все фильмы ужасов из полуночных программ двух североамериканских показов — Санденса и Торонто. В них всегда собирают самые артхаусные ужастики, которые владеют не только пугающим (хотел сказать: слабительным ), но и психотерапевтическим эффектом.

Из инноваций он рекомендует шведский хоррор Коко-ди Коко-да : В нем и без того мощную психологическую мелодраму о семье, переживающей трагедию (чистый Бергман!), украшает мистика в духе даже не Твин Пикса, а Мастера и Маргариты. Этот фильм абсолютно заслужил свою славу.

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Ежегодное послание президента РФ Федеральному Собранию. Сурдоперевод. Полное видео




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Лувре изучат возможность выставить "Джоконду" в отдельном зале

ПАРИЖ, 27 апреля Знаменитую картину Леонардо да Винчи Мона Лиза, также именитую как Джоконда, могут выставить в отдельном помещении Лувра из-за ее вразумительности, следует из слов директора музея Лоранс де Кар. Всегда неприятного, когда условия приема (посетителей - ред. ) не на высоте, … Прочитать