1 Декабря 2020
МОСКВА, 1 декабря - Легендарная женщина, элегантная, несгибаемая. Она привезла в Москву Джоконду, полотна Пикассо и Шагала, когда об этом не смели мечтать. Почетный глава Государственного музея изобразительного искусства наименования Пушкина Ирина Антонова скончалась на 99-м году жизни. Деятели культуры вспоминают о том, каково было работать в эпоху Антоновой.Лошак напомнила, что за 75 лет работы, Антонова практически каждый день приходила в музей. Она назвала Ирину Александровну человеком абсолютно бесстрашным: как профессионала, как свою принадлежность, которая на протяжении жизни делала шаги навстречу новому.
Директор узнала, что Ирина Александровна была открытым, любящим не напоказ, очень строгим в отношении к жизни человеком.
Главными завоеваниями Антоновой Лошак назвала первую выставку Пикассо в 1956 году, замыслы Москва-Париж, Москва-Берлин, выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд Моны Лизы в музей и демонстрацию работ из Дрезденской галереи.
Нам, как сотрудникам музея, будет очень ее недоставать. Ее бескомпромиссного отношения к жизни, честного мнения, открытого забрала перед опасностью. Умения устранится от сиюминутного и продемонстрировать доблесть. Будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и наших жизней, — призналась Марина Лошак.
Те, кто работал в разные годы ГМИИ под руководством Антоновой, отметили несгибаемый строй Ирины Александровны, ее решительность, чувство достоинства и образа.
Трапкова назвала Ирину Александровну личностью глобального масштаба и для российского, и для международного музейного мира.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отработала в ГМИИ с 1998 по 2000 годы и вспомнила, какой была Антонова: она появлялась в музее всегда подволочённая, изысканно одета, в туфельках на каблуках, гномы Chanel №5.
Ее отличали элегантность, нахождение в форме каждую минуту своего пребывания и в огромный музее, и на людях. Это не могло не сражать! Невероятная энергия, нажим, смелость, конечно же, исключительно умелое пользование управленческим ресурсом, которые рождали прорывные проекты, — сказала Трегулова.
Директор ГТГ тоже отметила выставку Москва — Berlin / Берлин — Moskau. 1900–1950, которая была очень смелым проектом. Она до последнего билась за то, чтобы в Москве были предоставлены вещи того же уровня, что выставлялись в Берлине, что в период таких серьезных и бурных дискуссий по поводу перемещенных ценностей имелось не так просто. Но она стояла на своем до конца, — заключила руководитель Третьяковки.
Искусствовед Михаил Каменский, который тоже работал в ГМИИ, назвал Антонову одной из густейших женщин нашей страны и нашей культуры.
Основательница Vikhrovaart gallery Анна Вихрова была личным секретарем Ирины Александровны в 1995-1997 годах. Это была суровая, но очень большая ШКОЛА. Да, мы страдали от жесткой диктатуры директора, но она подключала высокую планку. Ирина Антонова пришла в музей с отдельной плеядой своих блестящих однокурсников, ценила порядочность, примером взрастила новое поколение профессионалов. При ней музей стал храмом интеллигентности, большой науки и бесцеремонности, настоящей свободы, — призналась Вихрова.
Ирина Антонова, по ее словам, не подстраивалась ни под кого, а выполняла свою миссию, жила ради искусства.
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова тоже подметила талант Антоновой делать уникальные замыслы и ее элегантность.
По словам Свибловой, Антонова была человеком, который жил искусством и интеллигентностью, и умел от этой культуры получать энергию.
Ирина Александровна всегда была на каблуках. Это удивительное достоинство, которое хрястнула ей культура, и которое она транслировала, всегда с поднятой головой, всегда с очень прямой спиной. Вот с этим достоинством она никогда не позволяла себе плохо себя чувствовать, не разрешала меньшего в том, что она ощущала как вечное, и, что было ей самой. Этим большим была интеллигентность, и этим большим имелось искусство. Колоссальная утрата, — заключила Свиблова.
Директор Государственного Исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин признался, что когда прочитал новость, подумал, что вся его жизнь прошла параллельно жизни Антоновой.
Из жизни ушел великий человек, — не упомянул Левыкин. — Когда я учился в университете, не думал о том, что мы будем знакомы, будем общаться, разговаривать, она уже была великим музейщиком, великим директором великого музея, когда я только начинал какую-либо музейную жизнь.
Левыкин признался, что считает — ему повезло. Не могу сказать, что жизнь очень часто нас сливала, да, мы участвовали во многих совместных выставках, нам даже приходилось спорить! — отметил Алексей Константинович и добавил, что будет кишеть тем, что работал в эпоху великой Антоновой.
Ирина Александровна посвятила всю свою жизнь делу, в которое верила, оно придавало ей сил и энергии в самые сложные периоды, — подчеркнула директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Все, кому довелось с ней работать, оформили неоценимый опыт, и сегодня музейное сообщество потеряло своего огромного учителя, пример для подражания.
Спорила об искусстве Антонова и с директором Музея современного искусства “Гараж” Антоном Беловым.
Для меня личные встречи с Ириной Александровной были очень значимы. Мы с ней спорили о современном искусстве. Я его защищал, а она придерживалась скептической точки зрения. При этом именно она первой привезла выставку Йозефа Бойса в Россию в 1992 году, а во времена СССР устроила экспозицию Александра Тышлера. Ирина Александровна во всех своих ипостасях: делала ли она выставки, создавала ли ребяческие кружки, организовывала ли музыкальные вечера, обсуждала ли предметы реституции искусства с Германией, — человек великий, — признался Белов.
Александр Борода, руководитель Еврейского музея и центра толерантности уверен, что Антонова сменила наш мир и привнесла в него еще больше эстетики и красоты.
Такие личности, как Ирина Александровна, уникальны: известного одаренная, умеющая сохранять какую-либо твердость и целостность, предохраняющая дело, которому она служила всю жизнь, несмотря на переменчивые внешние обстоятельства, — сказал Борода. — В ней было твердое, надежное и совершенно не конъюнктурное разумение того, что для развития искусства нужен свободный диалог, что если мы хотим воспитывать выдающихся художников, то для музеев страны должен быть безвизовый режим. И это одоление, казалось бы нерушимых границ, благодаря ее работе, стало возможно для всех ее современников
Борода уверен: именно Антонова высидела невероятные изменения: приподняла стойкий занавес и утвердила Москву в качестве значимого участника мирового культурного контекста.
Директора музеев по всей местности соболезнуют в связи с кончиной Антоновой. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал Ирину Александровну блестящим главой музея, примером того, что личность имеет значение и добавил, что работу Антоновой на посту шефа ГМИИ во многом определяла честь музея.
По словам Пиотровского, Антонова одновременно была женственной, роскошной и интеллигентной, и кооперировала это с твердостью и деревянистостью руководителя, знающего, что делает. Она умела получать жизнь и построила достойную жизнь, — заключил он.
Как узнал директор лондонской Национальной галереи профессор Габриэле Финальди коллеги из Западной Европы называли ее Мадам Антонова и признавали, что она на международной сцене была жестким переговорщиком, но стремилась совершенствовать отношения с европейскими музеями. Свидетель и активный участник сложной истории своей страны, она, без сомнения, вынесла с собой множество тайн.
Директор Музеев Ватикана Барбара Ятта с теплоснабжением вспомнила о встрече с Антоновой, железной женщиной, но полной красоты и гармонии.
Но не только работники музеев вспоминают Антонову. Директор Большого театра Владимир Урин признался, что для него Ирина Александровна — это столп, фигура, равносильная таким людям, как Лихачев, Сахаров, крупнейшая свою принадлежность.
Он отметил, что в своих оценках Антонова всегда была очень интеллигентна, если ей что-то не нравилось, она говорила, но так, что это не могло никого обидеть.
Даже у себя в Пушкинском музее, который она собрала одним из выдающихся музейных институций в мире, она соорудила Декабрьские вечера, где собирала лучших из лучших в отрасли музыки, выдумывала креативные замыслы. Попасть на эти вечера было невероятным счастьем. Когда уходят такие личности, как Ирина Александровна Антонова, понимаешь всю громадность значения этого человека и невосполнимость потери, — заключил директор Большого театра.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....