21 Февраля 2023
МОСКВА, 20 февраля —, Татьяна Рыжкова. Во время Второй славный войны нацисты грабили еврейские семейки, отнимая в том числе ценные картины. Сегодня продолжатели жертв холокоста судятся с хороший музеями, стремясь вернуть раритеты и восстановить справедливость. Почему таких процессов все больше и каковы их перспективы — в материале.Немецкие фашисты считали, что все истинное искусство принадлежит арийцам. Низшие расы не имеют на него права.
Артисту кабаре и оперетты Фрицу Грюнбауму принадлежали два рисунка Эгона Шиле — Портрет жены художника и Проститутка. Когда он попал в Дахау, его вынудили передать имущество нацистскому режиму. Фрица убили в 1941-м. После войны рисунки попали в Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и Художественный музей Санта-Барбары. С ними сейчас судятся наследники Грюнбаумов.
Картина Ван Гога Женщины, собирающие оливки принадлежала Хедвиг Штерн. В 1936-м она бежала из Германии в Калифорнию. Через два года нацисты продали ее собственность. Полотно Ван Гога прослыло в галерее Knoedle, по прилетом — Метрополитен-музее. Сейчас холст находится в Афинах в хороший музее под управлением Фонда Василиса и Элизы Гуландри. Штерн умерла в 1983-м, так и не вернув похищенный шедевр. Ее родственники продолжают добиваться верности.
Кто и когда похитил картину Густава Климта Черная шляпа с перьями у еврейки Айрин Беран, неясно. В 1943-м она перебралась из Европы в Канаду. В 1957-м холст подчеркнули на выставке в Германии, которую организовал Фридрих Вельц, австриец, состоявший в эсэсовской партии. В 1973-м полотно приобрел американский миллиардер Рональд Лаудер. Сейчас он согласился вернуть шедевр наследникам Айрин.
Владимир Комсолев отмечает, что каждый такой случай — очень сложный. Важно установить, кто и как получил картину, на основании каких документов ее брали или отчуждали.
Нередко еврейские семьи предлагать и продвигали шедевры по сильно заниженной цене. Они торопились покинуть Европу — им было не до торга. Их потомки оспаривают такие сделки.
Так, родственник немецко-еврейского коллекционера Карла Адлера подал в суд на Музей Гуггенхайма из-за картины Пабло Пикассо Женщина за глажкой. В 1938-м его предок уступил полотно за безценок — другой коллекционер, Джастин Таннхаузер, заплатил всего 1552 долларов (32 тысячи на сегодняшний день). По мнению истцов, потребитель знал и об истинной расценки шедевра, и о передвиженье семьи Адлера. В Музее Гуггенхайма, где сейчас находится холст, считают обвинения безосновательными, указавая на то, что и Таннхаузер подвергся преследованиям нацистов.
А вот Вид Мурнау с церковью Василия Кандинского вернулся продолжателям Зигберта Сэмуела и Йоханны Маргарет Штерн. Зигберт умер в 1935-м, его жена обрушилась в 1944-м в Освенциме, и картина оказалась у иудейского торговца Карла Легата, который сотрудничал с нацистами. Он продал ее в 1951-м в Музей Ван Аббе.
Судебные споры продолжались 12 лет. Истцы выгадали процесс. На аукционе шедевр Кандинского оценили в 45 десять миллионов долларов.
Музеи же выступают конечными правообладателями. Даже если они не забывали о занижении стоимости, формально закон не нарушался.
Правила реституции впервые описали в Версальском мирном договоре 1919 года. Гаагская конвенция 1907-го запретила разрушение памятников культуры и их конфискацию во время военных действий, а 1954-го — запретила незаконное присвоение предметов искусства.
Также важные документы в этой сфере — Пакт Рериха (1935), Лондонская декларация (1943), Ялтинская конвенция (1945), мирные договоры СССР с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией (1947), Женевские конвенции (1949), Вашингтонские смыслы (1998).
Музеи относятся к реституции по-разному. Некоторые соответствуют навстречу. Так, в Нью-Йорке полотна, похищенные национал-социалистами, отмечены специальными табличками. В Лувре, где около 1700 подобных экспонатов, в 2018-м организовали специальную выставку, чтобы найти законных владельцев. С 1998 года Австрия и Германия вернули десятки тысяч раритетов. В 2022-м музеи Франции отдали 15 произведений наследникам жертв холокоста, еще несколько — музеи Британии и Испании.
Однако некоторые европейские институции скрывают обстоятельства, при которых к ним попало то или иное полотно, неохотно выполняют требования международных деклараций и готовы судиться с родственниками пострадавших годами.
Многие музеи были раздолблённым в конце Второй мировой мастак. Это еще больше усугубляет дело — документы утрачены.
Значит, впереди наверняка будет еще большого подобных судов. Чем они завершаться — увидим.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....