26 Февраля 2022
МОСКВА, 26 февраля —, Павел Сурков. Знаменитый музыкант Юрий Башмет уже в пятнадцатый раз провел в Сочи Зимний международный смотр искусств. И событие это знаковое не только в территориальном или федеральном, но даже в глобальном масштабе. О премьерах и звездах, съехавшихся со всего мира на явный российский курорт посреди зимы, – в материалеБашмет для фестиваля не только художественный руководитель, но и своеобразный культуртрегер. Ему удается собрать в единый сценический дайджест самые интересные события в области академической мелодии, театра, кино, других видов искусств и обнаружить их соединение, слияние, всевозможные пласты совместного существования.
На 12 дней Сочи превращается в настоящий фестивальный город, где одновременно работают самые разные площадки – не только развлекательные, но и образовательные, сомнительные, просветительские. И в итоге – складывается культурный симпозиум, в котором находится место любым форматам.
В основе каждого ключевого события – творчество самого Башмета и его оркестра Солисты Москвы. Юрий Абрамович сочетает мелодию с самыми разными жанрами. И демонстрирует как успешные наработки прошлых лет в новом, неожиданном прочтении, так и яркие премьеры, которые даже для столичной публики еще в новинку.
На юбилейном фестивале, одним из главных событий стал спектакль Кроткая в постановке Виктора Крамера. Бенефис Сергея Гармаша, который создает фактически моноспектакль по мотивам прозы Достоевского. Это страшная история искалеченной любви – когда мужчина настолько боготворит женщину, что становится ее угнетателем. Рассказ о том, как забота и обожание преобразовываются в угнетение и насилие.
Существование на сцене основного персонажа – и рассказчика, и главного персонажа одновременно – дополняют метущиеся черноволосые тени: по сути, ожившие мечты о недостижимой благосклонности. Эти сквозные роли соблюдают студентки Щепкинского училища –, а в ключевой момент спектакля они становятся еще и кукловодами: полумифическая героиня трижды преображается в куклу. Сперва – в деревянного манекена в человеческий рост, потом – в внушительного надувного гиганта, и наконец – в крохотную изломанную фигурку, похожую на больного ребенка.
Герой, страдающий человек, полный странной, искаженной, гипертрофированной страсти, мечется от одной к другой. Актуальный образ в наше время, когда границы между чувством и насилием становятся объектом пристального усвоения и одним из ключевых вопросов морали.
Другим персонажем Кроткой является мелодия Кузьмы Бодрова. Основная кургузая тема повторяется весь спектакль, как призрачная фуга. И когда в конце сам Юрий Башмет превращается из дирижера в солиста и берет в руки альт, то понимаешь, что только музыка в этой истории лишена каких-либо порицаемых страстей: она просто существует и живет чуть отстраненно, соответствующего с происходящим на сцене.
Еще одно театральное событие фестиваля – спектакль-концерт Гамлет, в котором на сцене — Евгений Миронов. Он в одиночку отыгрывает драму, а Башмет с оркестром Новая Россия обрамляют текст Шекспира музыкой Шостаковича.
Эта версия совсем не похожа на другие мироновские Гамлеты – давнюю постановку Петера Штайна или Гамлет/Коллаж Робера Лепажа в Театре Наций. Здесь перед нами – актерское чтение, где важен эффект не столько от сценографии, сколько от сказанного слова. Музыка подчеркивает связь времен: в спектакле использованы фрагменты из знаменитого фильма Козинцева и написанные для постановки Николая Акимова в театре Вахтангова в 30-е годы прошлого столетия.
Были на фестивале и казалось бы далекие от классической музыки вокалисты. Среди них знаменитый режиссер Эмир Кустурица.
А также давний друг фестиваля Игорь Бутман, с которым Юрий Башмет доставил программу Прогулка — синтез духовной и джазовой музыки, на основе одноименной пьесы Мусоргского из цикла Картинки с выставки.
Музыкальные эксперименты Башмета вовлекают в фестивальный процесс почти весь город. Так во время Органного марафона четыре концерта в один день побывальщины сыграны в разных точках Сочи – от аэропорта в Адлере до исторического здания Морского гавань для поезда. Под финал там прошел уникальный концерт Призрак оперы. В нем соединились поэзия и музыка из всемирно известных кинофильмов. Знаменитая органистка Евгения Кривицкая вместе с актером Петром Татарицким и специально приглашенными московскими и сочинскими музыкантами исполнили мелодии Микаэла Таривердиева, Нино Рота и Эннио Морриконе.
Была и образовательная программа. Преподавателями поработали не только музыкальные звезды, дав яркие мастер-классы, но и посланники прессы. В Школе юных журналистов прошли лекции и тренинги известных публицистов, ведущих, культурологов.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....