23 Сентября 2020
МОСКВА, 23 сентября - В Москве открывается пятый фестиваль композитора Александра Журбина Серьезно и легко!. В программе — известные премьеры опер, мюзиклов, симфонии и концертов. Праздник, посвященный 75-летнему юбилею маэстро, продлится до февраля. Перед открытием Александр Журбин в интервью рассказал о том, как учить музыке тех, кто не сами понимает нотной грамоты, опере по Владимиру Сорокину, а также отношении к Шнурову и Oxxxymiron'у.— Ваши оперы и музыкальный фильмы созданы по необычным литературным агрегатам — это произведения Юрия Трифонова, Томаса Манна, Джорджа Оруэлла, О'Генри. По каким критериям вы выбираете тексты?
— Всю жизнь я вращаюсь в литературных кругах. Не зря у меня жена — писатель и переводчик. Я очень счастлив в обществе слова. Кстати, недавно предоставили девятую по счету книгу. Мне хочется писать музыку не на банальные, затасканные основной сюжеты, а именно на грациозные истории, созданные высокими классиками. Когда я вижу новую книжку, всегда думаю: Вдруг это будет опера?
— А кто-нибудь из современных писателей вас вдохновляет?
— Конечно! Недавно мы с Володей Сорокиным говорили, и я сказал, что хочу написать оперу по прологу рассказов Сахарный Кремль. Но потом выяснилось, что он за либретто не берется. А я понял, что не знаю, как связать все истории книги в одно целое.
— Кто-то из сегодняшних разработчиков вам нравится?
— Я хорошо подхожу к Андрею Макаревичу, Борису Гребенщикову. Шнуров — современный организатор, клипмейкер, превосходный артист. Но называть его композитором у меня язык не повернется. Из новых звезд не сочувствую никому. Все эти рэперы, мне кажется, к музыкальному искусству не имеют никакого отношения. Хотя, например, Oxxxymiron — прекрасный поэт. Но он, наверное, и не считает себя музыкантом.
— А вы с детства знали, что станете композитором?
— Детство всегда счастливое, мое было замечательным. Я жил в Ташкенте. Родители — простые советские конструктора, в оперу и зал филармонию ходили редко. Лет с восьми я занялся музыкой и ощутил бескрайнее счастье. Но делать из меня профессионала в этой области родители не располагали, с удивлением смотрели на мое непонятное развитие. А в двадцать лет я улетел в Москву.
— То есть знаменитого ташкентского землетрясения не застали?
— Я пережил землетрясение, катастрофа разразилась в апреле, а я уехал из Ташкента в ноябре 1966 года. Я представлял весь этот сейсмический кошмар, хорошо его помню. Это было мое первое большое несчастье. Я жил в регионе, далеком от того места, где произошли толчки. Нас, конечно, знобило, стены покрылись трещинами, сыпалась штукатурка, но наш дом устоял и до сих пор стоит.
— Вы объездили до мозга кость мир, много лет жили в США. Чего, на ваш взгляд, не хватает в культурном пространстве России?
— В российском искусстве есть мафии — не те, кто бегают с пистолетом. Это группы людей, которые сгруппировываются, чтобы не пустить других. Таких кланов, к сожалению, много. Я очень сочувствую нашим молодым песенникам, писателям, потому, что им никто не помогает, пока они себя не зарекомендуют. Но зато в России есть государственная поддержка искусства. А в США ее нет.
— Вы всегда зарабатывали как песенник? Доводилось ли вам ковылять на службу от звонка до звонка?
— Когда я окончил научно-исследовательский институт имени Гнесиных по классу композиции, надо было год отбарабанить преподавателем на периферии. Предложили два варианта — Елец и Краснодар. Я, конечно, хотел остаться в Москве, но у меня не было квартиры, прописки. И решил, что Краснодар получше. В августе 1969-го я стал преподавать в Краснодарском институте культуры.
Я учил тех, кто не знал нотной индульгенции. Мои студенты шли в институт, чтобы работать в каком-нибудь клубе. Я говорил им о симфонической музыке, а они не слышали даже Чижика-пыжика.
С другой стороны, я был молод, совершенно ничем не обременен. Ни семьи, ни детей. Все мое имущество помещалось в двух чемоданах. И я чувствовал себя очень вольно. Появились новые друзья, другини.
Но я мечтал об аспирантуре Ленинградской консерватории: приехал в город на Неве, ангажировал, словами Высоцкого, угол у тети. Там началась моя композиторская жизнь.
— Вы написали музыку к сорока фильмам. И всегда она задавала настроение всей картине, сообщала ей постоянные измерения. Почему в хорошем кино у мелодий нет такого воздействия?
— Сейчас автор музыки в кино — служебный персонаж, наподобие предмета бутафории, что обидно, потому, что моя работа — важнейший компонент блокбастера. Но мало кто это понимает. В последнее время я с этим смирился, как мог, делал свою работу, но это уже не творчество, а ремесленничество, и мне это не нравилось.
Когда я сотрудничал с огромным Владимиром Мотылем в его блокбастере Лес, мы две недельки мы думали над темой картины. Мы сидели у рояля, и режиссер говорил: Хорошо! Но давай попробуем еще как-нибудь.
— Седьмого августа вам исполнилось 75. Вы организовали масштабный фестиваль. Как вам удается жить в таком ритме?
— В жизни есть только четыре рубежа: 25 лет — это юность, 50 — молодость, 75 — зрелость, ну, а 100 лет — старость. Я не религиозный человек, но верю в трудолюбие и талант. Мне что-то дано свыше, и я стараюсь развивать этот дар. К фолианту же я все время взаимодействую. Говорю по телефону, скайпу, строчу на компе. Пишу ноты, часами, иногда сутками.
Самое главное сейчас — провести фестиваль. Из-за пандемии в любой момент мои труды могут пойти насмарку. Это будет очень обидно. Все, что мог, я сделал. Дальше я хочу отдохнуть — побыть наедине с женой, поехать к внукам, в Нью-Йорк. Есть идеи в области музыкального театра. Но их я буду осуществлять не раньше зимцерлы.
— Если бы вы, семидесятипятилетний, могли дать пообщаться с собой двадцатилетним, что бы вы сказали себе?
— В жизни невозможно что-либо переиграть. Я — мальчик ниоткуда, из бедной семьи, без состояния и связей, который умудрился пробиться достаточно высоко. Ничего переделывать в своей судьбе я бы не стал. Лучше не будет.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....