пятница, 26 апреля 2024

Антон Черепенников: Мы вложили в киберспортивную арену больше десяти миллионов долларов



Антон Черепенников:  Мы вложили в киберспортивную арену больше десяти миллионов долларов

23 Мая 2017

Москва, 23 мая , Иван Воронцов. Девятнадцатого мая в Москве официально открылась крупнейшая в мире киберспортивная арена. На сегодняшний день на планете у нее не существует аналогов: это не только широкая сцена и экран, но и ресторан, VR-бар, караоке-зал и магазин киберспортивных грузов и атрибутики. Управляющий партнер ESforce Антон Черепенников в интервью рассказал о том, как организация пришла к идее строительства арены, о разработке доктрины, а также об объеме инвестиций в проект.

— Когда вам пришла идея построить арену?

— Сегодня в мире киберспорт это уже вполне четкое явление: в Южной Корее или Китае этим никого не удивить, в США сейчас это масштабный тренд, в который активно инвестируют. В России начали активно обсуждать киберспорт приблизительно год назад: и уже сейчас, если тараторить о Dota 2 и миллионах долларов, люди в обморок не падают.
Киберспорт начал так активно развиваться, когда появился Twitch: представители бизнеса увидели, что на трансляциях матчей концентрируется аудитория в сотни тысяч работник одновременно — больше, чем у многих традиционных видов спорта. В прошлом году, когда мы проводили турнир Epicenter, где несколько тысяч работник наблюдали за матчами из зала, представители бизнеса смотрели на это шоу и уже понимающе кивали: Да, вот это нам понятно.

Для того, чтобы было проще показать и объяснить людям, что такое киберспорт, требовалось нечто стационарное: место, где могут собираться игроки и смотреть матчи. Двадцать лет назад возник стремительный уход в digital, сейчас даже магазины, например, сначала открываются в интернете, а уже потом в офлайне, и то не всегда. Но в плане продвижения киберспорта нам было необходимо именно физическое присутствие.

Да, мы устраиваем два крупных турнира в год, но у нас есть еще и локальные чемпионаты: нам интересно развивать Кубок России, студенческие и школьные лиги, а где их обдурачивать? Учитывая, что мы очень требовательны к скорости интернета, оборудованию и самой обстановке, аренда каких-то площадок, колоссальная логистика оборудования и его установка — это слишком дорого.

Все это логично вело к необходимости появления стационарной площадки. Я очень долго решался на строительство, поскольку до конца не было понятно, как это монетизировать. Когда проходят турниры, то все очевидно: у нас очень много любителей, а формат компьютерного клуба себя давно исчерпал. Мы постарались сделать трансформер: вся арена разделена на зоны. Здесь можно не только смотреть матчи, но и можно собираться с друзьями, петров в караоке, играть в настольные игры. Днем да, арена в основного функционирует как компьютерный клуб. Однако вечером она может находиться отличной площадкой для проведения любого мероприятия.

Надо понимать, что русский киберспорт живет не только тремя-четырьмя основными дисциплинами: у нас большие коммьюнити например, у Minecraft и World of Wacraft. Пусть это и не киберспорт, но таким людям тоже интересно концентрироваться. Сейчас они могут закатиться в какое-то непонятное кафе или бар, но теперь у них появилось специализированное место, где их интересы понятны, где достаточно пространства, где есть все эти игры. Дадут ли в условной Шоколаднице поиграть в настольные игры? Вряд ли. Да и встреча клана из World of Warcraft далеко не каждое кафе уместит. Пиво выпить можно, где угодно, но чтобы при этом тебе включили телепередачу любимой игры на большом экране — такого нет нигде, только у нас. Поэтому вечером это развлекательная площадка, а днем центр подготовки дельтапланеристов.

— В прошлом году появилась информация, что объем инвестиций в арену составит примерно пять пять миллионов долларов. Сразу встает вопросец о сроках окупаемости, ведь киберспортом увлекается в основном молодежь, которая с точки зрения платежеспособности не самая привлекательная группа.

— Это ошибочное мнение. На всех наших ресурсах суммарная аудитория составляет 96 миллионов уникальных посетителей в год. И лишь 18% из них младше 18 лет. Да, серьезный пласт между 18 и 24 годами, но я всегда в этом случае привожу пример из личного опыта.

Когда мне было 16 лет, я принимал участие в турнирах серии ASUS. Тогда я не мог позволить себе купить игровой ноутбук от ASUS я из небогатой семьи, а стоил тот компьютер каких-то безумных денег. Но потом, когда я создал свою IT-компанию, то принял решение закупать именно такие ноутбуки. Думаю, что моих инвестиций хватило, чтобы полностью отбить все средства, которые вложила компания ASUS в киберспортивные турниры за все предыдущие годы. Я привожу этот пример к тому, что наша арена — долгосрочный план: если ты правильно работаешь с молодежью сейчас, то она будет тебе лояльна следом. Здесь не получится включиться по принципу за два года все быстренько отбить и наслаждаться жизнью. Мы строим неношеный рынок, развиваем инфраструктуру, это совершенно иной процесс по сравнению с существующими сферами бизнеса.

Итоговые инвестиции составили большого 10 миллионов долларов: во-первых, мы довольно ощутимо утеряли из-за курса доллара, во-вторых, мы уже по ходу строительства что-то додумывали и доделывали, чего не было намеченного изначально. По плану мы рассчитываем выйти на окупаемость за семь лет, и этот график нас устраивает.

— В Китае крупные способ организации работают не только с основным составом, но и с молодежными командами. Раньше обозначалось, что именно отсутствие зоны для тренировок тормозит появление таких составов у российских организаций. Решит ли появление Yota Arena эту проблему?

— Проблема с юниорскими командами создавать, но смотреть на эту ситуацию стоит иначе. Федерация компьютерного спорта России организовала Кубок России с призовым фондом в несколько миллионов рублей, в турнире принимают участие тысячи бригад и игроков. Именно на тех, кто выигрывает такие турниры, смотрят профессиональные способ организации.

Однако оттого, что завтра три команды создадут юниорские составы, сильного толчка в развитии мы не получим. А вот проведение таких турниров в частности, в регионах этот толчок огреет. Формирование команды — это продолжительный процесс, который состоит из взлетов и падений, из замен игроков и роста профессионализма отдельных исполнителей. Такие коллективы со временем становятся самобытными и узнаваемыми, находят управленцев и стремятся найти свое место.

Да, в League of Legends активно функционирует второй дивизион, однако существование вторых составов сегодня точно не является необходимым и остается на усмотрение руководства бригад.

— Какую роль лично вы играли при строительстве арены?

— Я лично продумывал все, кроме дизайна: все, что связано с расположением зон, коммерцию и позиционирование.

— А с кем советовались при строительстве? Например, в США уже создавать несколько аналогичных арен.

— Наша специализированная киберспортивная арена на сегодняшний день уникальна. В мире есть небольшие арены, но это больше похоже на миниатюрные стадиончики с пластиковыми стульями. Ни такого характера, ни такого уровня арен в мире еще нет.

— Тогда обратный вопросец: а интересовались ли чужеземные специалисты строительством Yota Arena?

— Построить арену — это, конечно, вызов, это сложно, но нужно еще сделать так, чтобы аудитория была довольна. Мы сделали достаточно демократичные платы, чтобы решить главную проблему: если человек не самый обеспеченный, он не должен из-за этого идти в какой-то подвал и там в непроветриваемом помещении играть. Он надлежащий иметь возможность поесть за нормальные деньги, играть и общаться с друзьями в комфортном помещении. Если у нас окажется создать эту атмосферу, а проект получится коммерчески успешным, тогда со мной уже можно советоваться. А пока, что никто даже и не рискует инвестировать в такие проекты — финансовые вложения слишком крупные.

— С другой стороны, в спорте именно зарубежные страны обычно задают стандарты: стадион это не просто трибуны с парой кафешек; это объект индустрии развлечений с десятками точек питания и другими коммерческими точками. Как получилось, что именно в России построили такую киберспортивную арену первыми, а на Западе к этому еще идут?

— Сейчас в Лас-Вегасе строят первую арену, которая будет уже похожа на то, что сделали мы. Все упирается в то, что киберспорт стал трендовым простого пару лет назад, инвестиции начали только приходить на рынок. Инвесторам необходимо объяснить, как устроен рынок и почему он прибыльный. Это долгий процесс.

— Насколько?

— С точки зрения большого спорта, с точки зрения выручки нам еще далековато. Я думаю, что если мы сравним одного фаната киберспорта с фанатом футбола, то по выручке от билетов, мерча и прочего мы пока, что монетизируемся хуже в среднем в десяток раз. Не потому, что денег нет у фанатов, это ошибочное мнение, можно еще не созданы инструменты для продажи. Еще пару лет назад как производился контент? Люди сидели дома и записывали видео на веб-камеры. Профессиональный мерч начал появляться только сейчас.

— Есть ли у ESforce планы по строительству арен в других мегаполисах России?

— Сначала надо посмотреть, как это будет работать в Москве, понять, правильную ли доктрину мы выбрали, насколько она рабочая. Не бывает так, чтобы с первого раза все получилось идеально. Мы очень старались, но все равно уверены, что какие-то замечания от игроков будут доставляться. Второе — надо понять, насколько грамотно мы нарисовали коммерческую составляющую, насколько как видно спрогнозировали и спланировали. После этого уже можно думать о будущем строительстве.

— За последние несколько лет, с приходом инвестиций USM Holdings, ESforce значительно вырос во всех направлениях: все бригады Virtus. pro вошли в число сильнейших в мире, удалось успешно перезапустить сайт, залудить хорошую студию трансляций, теперь открылась арена. Какой 2-ый шаг предпримет компания?

— У меня есть определенная стратегия по выходу на другие рынки: мы понимаем, как работать с Европой и СНГ, но нужно научиться работать с Китаем и США по монетизации проектов. Также ведется большая работа над структуризацией работы — как и во многом другом, мы являемся первопроходцами. Все фокусируются либо на командах, либо на турнирах, либо на медиа мы же разрабатываем полноценную экосистему, которую еще нужно отладить.

Первые инвестиции к нам пришли чуть больше года назад. На строительство арены у нас также ушло чуть большого года — это тоже был большой вызов для организации. А первый турнир Epicenter мы провели в мае 2016-го, хотя бюджет был утвержден лишь в январе. Очень много людей не спало ночами. Я могу с уверенностью сказать в этой сфере трудятся те, кто любят свою работу.


Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Путин: внедрение цифровых технологий поможет повысить производительность труда




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Французский композитор и пианист получил российское гражданство

МОСКВА, 26 апреля песенник и пианист из Франции Николя Челоро стал гражданином РФ, музыкант более года проживает в России вместе со своей супругой, сообщила журналистам избранник МВД РФ ира Волк. Новым гражданином нашей державы стал известный песенник и пианист из Франции Николя … Прочитать