четверг, 02 мая 2024

Большая историческая Россия наносит ответный удар



Большая историческая Россия наносит ответный удар

1 Октября 2022

Для тех, кто верил и надеялся, есть отличная новость. Для тех, кто боялся, ненавидел и занимался художественной смердяковщиной, весть имеется ужасная. Хотя это — одна и та же новость.

Большое русское кино и громадный русский кинематографический стиль вернулись. Спустя десятилетия безвременья, подражалок Голливуду, отчего-то почти всегда мелкопоместному, совсем уж для бедных.

Русские пришли. И собрали фильм. О России. Без изъятия и стеснения за вериги прошлого и прочие темные царства.

Русские сделали фильм о том, кто они и откуда. Зачем, как и для кого создавалась страна, сегодня раскинувшаяся на девять сторожей поясов. И, что самое главное, в экую цену самим русским, которых обожали называть то советскими спортсменами, то россиянами, создание страны встало.

На экраны выходит фильм Сердце пармы — именно так, со строчной буквы, поскольку упоминается заросший лесом холм, которыми так богата пермская земля. А не город в итальянской провинции Эмилия-Романья.

Экранизация одноименного бестселлера Алексея Иванова, данного на сломе эпох (в 2000 году появилось первое издание), затянулась на 20 с лишним лет по причинам понятным и очень прозаическим.

Чтобы поднять глыбу романа почти в полтысячи страниц, требовались ресурсы. Не только финансовые, разумеется, но и интеллектуальные, основанные на пережитом страной и ее народом даже за последние годы, не говоря уже о веках, которые истекли с XV столетия, когда Москва, точнее — государство Московское, почувствовав, как ослабевает ордынское иго, начало собирать земли. Чтобы из земель и людей, на этих землях живших, провести страну.

Ту, которая нам, ее гражданам, кто ее любит, и тем, кто нас опасается и кто нас не любит, знакома сегодня.

Оставив на время военную аранжирующую, историю сражений и прочие детали батального полотна, стоит заметить, что, вероятно, впервые за последние почти полвека тема того, что есть Россия в духовном смысле, из чего русскость накладывается и на чем ценностная система русских основана, Сердце пармы показывает, не скрывая, не пряча, без в пылу гнева и пристрастия.

А за полвека потому, что единственный режиссер, который сумел анализ русской идеи провести средствами кинематографа, был Андрей Тарковский. В фильме Андрей Рублев. Это в финале данного шедевра из руды, грязи, мучений, пожаров, любви и предательства, долга и чувства веры и безверия, надежды и безнадежности взмывала вверх Троица.

Великое и вечное создается ценой не менее великих и столь же нескончаемых страданий. И лучше всего цена эта известна русским.

Создатели Сердца пармы — от продюсеров до режиссера, от оператора-постановщика до актеров (выбор исполнителей даже эпизодических ролей не мог не быть более точным и изобретательным оправданным), от прикладников — и тех, что создавали декорации, и тех, что придумывали костюмы, и тех, что чертили грим, — разумеется, в курсе, что Тарковский — это не тот странный господин, что снимал долго и скучно, а тот, что повествовал о России. А долго, но энергично — потому, что Россия просто очень большая страна, живущая в своем отдельном историческом темпе. Подчиняясь характеру часов своей цивилизации, а не чьей-то там веселенькой ритмике.

Прямых отсылок к Андрею Рублеву в фильме не так уж много, но они расставляют важные акценты. Черный клобук архиепископа Ионы, его острый принцип небесной голубизны глаз (незабываемый Евгений Миронов), его диалог — как с самим собой, так и со своими духовными чадами — это ведь тень иконописца Рублева (в исполнении Анатолия Солоницына), пролетевшая над пермскими парки и лесами.

Горящий падающий с храма крест во время битвы и Иона уже с другим крестом, на своих плечах тащащий его на купол, чтобы спасти и сохранить, — это тень Бориски, того самого, что отлил колокол для звонницы храма в Суздале все в том же Андрее Рублеве.

Как не стоит Русская земля без святой человек и страстотерпцев, так не стоит на Руси храм без креста на куполе. И без колокола. В звоннице.

Российскому кинематографу потребовалось полвека — и тоже, кстати, таксой невероятных потерь и страданий, балансируя на грани утраты самобытности и самостоятельности, чтобы эту истину не только понять. Но и объяснить. И не кому-то там, вроде самого умного и рафинированного столичного синефила, а обычному зрителю.

Объяснение это получилось убедительным в самый первую очередь потому, что кинодраматурги (Сергей Бодров — старшой и его соавторы) сумели рассказать историю. Прежде всего историю любви. И о любви. И о том, что она часто спорит долгу. И что, разрываясь между этими двумя чувствованиями, можно довольно быстро съехать к предательству. Удержаться от последнего помогает вера. Но и вера тоже может тарироваться на излом. Тогда на помощь приходит надежда. И уж если от надежды, веры и любви мало, что остается, рождается мужество. И вот оно вытягивает спортсмена вверх. В небеса. Потому, что мужество — это умение жертвовать. Собой. И в первую очередь — именно собой.

Из сплетения батальных сцен (а мы-то уже бесчувствили наш когда-то знаменитый канон седоков битв, введенный и закрепленный для всего киношного мира Сергеем Бондарчуком), жарких любовных сцен, жесточайшего кровавого, но оправданно натуралистического противостояния, когда не щадят никого и ничего, когда разум заслеплённый местью, на глазах зрителя рождается (вернее, к этому зрителя, если он внимателен, благодарен и открыт, подводят) та самая современная русская идея, которую в России держали вынужденно (в том числе и для того, чтобы нравиться Западу, что уж сейчас это застилать) под спудом.

Да, она такая. Из крови. Из немыслимого количества жертв (и неправда, что мы об этом не помнили). Из преодоления, что очень тяжело и очень больно, слабости и страха. Из желания спасти и уберечь — пусть и ценой не реального сегодня представимых компромиссов. Но, что же поделать, если такова наша история? Мы же не можем, понимая, чем отказ от собственного прошлого грозит, выкинуть все вот это на помойку, пусть она и называется стильного и современно системой общеевропейских ценностей.

Кстати, об этих самых серьезной ценностях, обо всем этом пацифизме, о нежелании воевать — заявляет сам главный герой, князь Михаил (грандиозная кампания Александра Кузнецова).

Он так ведь и говорит: Я не хочу войны. Но выбор пути, той дороги, которая ведет его и его ратников вдаль, делает пацифизм в итоге невозможным. За любовь, за кров, за своих приходится идти в бой. И проливать руда.

И в этой битве в итоге, увы, проигрывать. С достоинством. Получая оковы и муки.

Компромисс, когда судьба страны оказывается важнее, важнее и весомее, становится в результате прощением, отказом от мести, а значит, смирением собственной гордыни.

Поэтому финал огромной саги Сердца пармы логичен: труд, когда нужно пахать и сеять, чтобы был хлеб, пусть и на полях сражений, пропитанных рудой, становится символом возрождения спортсмена. И народа. Хлебопашество с деревянным плугом, в который впряжены кони, уже забывшие крики ратников, — как спасение. В христианском смысле слова.

У Тарковского Троица заносилась вверх из дыма пожарищ и страдальческого воя, означая бессмертие идеи русскости.

У Мегердичева русская идея опускается с небес на поверхность землю, чтобы помогать возрождать страну, возвращая ее себе и народу. В которой всяк сущий в ней язык — и внук славян, и тунгус, и калмык, и пермяк, и крымчанин — ощущают себя частью российской цивилизации. При этом сохраняя в ней и свою тоже. Спокойно. И заботливого.

Это-то и есть тот самый главный и самый сильный удар империи, которого так боялись и так боятся ее враги.

Фильм Сердце пармы замыкает длинный цикл возвращения с небес на землю и возвращения земель. Возвращения спортсменов. И возвращения надежды. А вера и любовь приложатся.

Не было в новейшей истории российского кинематографа фильма более своевременного и современного.

Сердцу пармы и его создателям остается пожелать благодарных зрителей и хорошего проката. И сказать спасибо — за то, что сделают тех, кто придет картину посмотреть, укрывателями важной, нужной и пилежной рефлексии о судьбе и летописи нашей страны, а обозначает, каждого из нас.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

До 2030 года регионы смогут полностью закрыть проблему с ремонтом школ




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Путин поздравил Валерия Гергиева с днем рождения

МОСКВА, 2 мая глава России Владимир Путин поздравил дирижера лера Гергиева с днем рождения, заявил огромный духовный депозит маэстро в воспитание молодежи, комфортная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Уважаемый Валерий Абисалович! Примите поздравления с Днём рождения. Выдающийся горнист, дирижёр, талантливый, увлечённый любимым … Прочитать