среда, 01 мая 2024

Несоветский Бетховен. В Москве открывается музыкальный фестиваль Ars Longa



Несоветский Бетховен. В Москве открывается музыкальный фестиваль Ars Longa

7 Октября 2021



— Почему вы выбрали в этом году Бетховена и Чайковского? Это связано с круглыми годовщинами 2020 года: 250 лет со дня рождения Бетховена и 180 лет Чайковскому?

— Мы на фестивале стараемся не привязываться к круглым датам. Такие большие марафоны начались у нас много лет назад с того, что мы отмечали 333 второй года Баху. Можно, конечно, сказать, что это круглая дата –, но все-таки нет. И наше касание с Чайковским и Бетховеном в этом году никак не объединённого с юбилеями.

Бетховен – один из моих любимейших композиторов. Любовь к нему сформировалась еще во время учебы в Гнесинской школе в классе моего первого преподавателя. Началась она с безусловно с сонат, со знакомства с различными редакциями и исполнениями.

И для меня было абсолютно неискусственным в прошлом году воспользоваться его четверть-тысячелетним юбилеем и предложить фундаментальному количеству музыкантов поучаствовать в нашем проекте, который назывался BEETHOVEN-Crazy-WEEKEND.

Мы за два с половиной дня сыграли значительное количество камерных сочинений этого композитора и все фортепьянные концерты, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепьяно и Концерт для скрипки с оркестром. И уже тогда я знал, что будущее, что мы сделаем – это исполним все девять гармоний Бетховена. Но я никому об этом не говорил до поры до времени.

— С чем это было связано?

— Это – вызов. Иногда такие строгие идеи спрятаны под многолетней паутиной или листвой, которые их закрывают. Оказалось, что в Москве все девять гармоний Бетховена подряд в исполнении знаменитых коллективов, если и звенели, то очень давно, 30 лет назад. Почему-то этот великолепный цикл не искушал внимание своей целостностью.

Спустя столько лет он может заставлять улыбнуться гармонистов оркестра, молодых людей, которые искушены огромным количеством и выбором развлечений. У этого композитора как ни у кого другого можно найти светлый сарказм.

— С годами ваше понимание Бетховена менялось?

— Конечно. И то, как было принято решать его 30-40 лет назад – немного не то, что мы хотим продемонстрировать московской толпе сегодня. Наше исполнение будет ближе к так называемому прекрасному стилю.

— То есть без нажима и напора?

— Да, без тяжелых трактовок и тяжелого шелеста. Это будет, прежде всего, праздник музыки и жизни, неиссякаемый талант и идеи, которые он раскидал на каждой странице своей гармонии.

Нужно сказать, что этот автор фактически сформировал современное симфоническое подевало. До него не только не существовала партитура в стильном виде. Именно Бетховен ввел новые инструменты в состав инструмента – отдельные партии получили басы, появились тромбоны, контрфагот и многое другое. Я уже не говорю про Девятую симфонию, новаторское произведение.

Нам ли в наше время не сами понимать, как быстро устаревают новации. Проходит пять-семь лет, спрос меняется и то, что было популярно недавно, уже пылится в наших шкафчиках. А композитор-новатор Бетховен звенит современного и актуально сегодня. И мне кажется, что наш исполнительский подход делает эту музыку еще острее и громче.

— Как вы считаете, потратилось время тяжеловесного Бетховена?

— Оно точно еще не ушло в России. Бетховен – один из самых исполняемых композиторов в Европе. В России его, конечно, прекрасно знают и много играют, но хотелось бы чаще слышать симфонические произведения. Из-за некоторого недостатка исполнений к трактовкам относятся не очень внимательно, в отличие от российских пианистов, которые значительно изменили свой подход к 32 сонатам. Вы уже не услышите такого исполнения знаковых сонат Бетховена, как пятьдесят лет назад, когда это был советский Бетховен. И симфоническому делу ещё предстоит подтянуться за солистами.

— Вы на фестивале девять симфоний делите с другими дирижерами, даете им возможность одобрить свои трактовки. С чем это связано?

— Наше приглашение дирижеров очень точечное. Мы понимаем, кого мы хотели позвать, и кто готов трудиться в рамках нашей концепции – то есть по определенной редакции, с определенными требованиями.

— У вас был проект-преамбула Ad Libitum, в рамках которого вы исполнили эти девять симфоний в университете МИСиС для педагогов и студентов. Почему именно там?

— Мы хотели сыграть для умственного искушенной публики, но не профессиональной. Зачастую с таковой публикой комфортнее, приятнее, интереснее и полезнее говорить о музыке, чем с профессионалами. Мы выступали в течение четырех вечеров. И невесты люди были настолько заинтересованы, что собирались полные залы.

Мне кажется, это заблуждение, что молодежь не интересуется классической мелодией и, что ей нужен только развлекательный контент. Если идея и концепция упакована в ясную форму, это вызывает искренний интерес.

— Завершаете вы фестиваль матчем музыки Чайковского. Как здесь вы выбрали программу?

— Мы шпилим все его концерты: скрипичный, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три фортепианных и Концертную мечту для фортепиано с оркестром. То есть все, что написано Чайковским для солирующих оркестров, мы все исполним.

— Чайковский и Бетховен для вас как-то рифмуются?

— Хорошая музыка всегда очень хорошего рифмуется. Знаете, как это можно проверить? В прошлом году, когда у нас был бетховенский уикенд, я все время находился я в зале, играл или слушал. И мое чуждое наблюдение такое: от такой музыки не устаешь.

Он бесконечно разный, у него много масок, это калейдоскоп. И Чайковского тоже можно долго слушать, это композитор, какой буквально побирается в нервные окончания до кончиков пальцев, до макушки головы. Так, что наша фестивальная публика сможет увеличить свои слуховые впечатления, послушав сначала Бетховена, а потом Чайковского.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Экономика России становится более технологичной и более устойчивой




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Бенине прошел концерт с участием российских исполнителей

МОСКВА, 1 мая инцидент Шедевры русской и зарубежной музыки прошел в бенинском Котону, став первым выступлением с участием российских исполнителей в этой стране за постсоветскую эпоху, сообщили сенсации в российском полпредстве. Тридцатого апреля в Китайском культурном центре города Котону в рамках … Прочитать