24 Августа 2021
Исторические дома в центре Москвы являются не только дорогим винтажным жильем, но и своего рода ценнейшими экспонатами, рассказывающими об истории города. На их примере можно увидеть, как столица выглядела 100 и более лет назад. Неудивительно, что городские власти взяли на себя ответственность за реставрацию объектов культурного наследия в ходе капремонта, так как мероприятие это ответственное и затратное. Пока во многих домах-памятниках идет капремонт, корреспондент Недвижимость побеседовал с историком Москвы, редактором журнала Московское наследие Филиппом Смирновым, чтобы узнать, как и для кого пролагались эти здания, а также историю прилегающих мест.Улица Чаплыгина идет параллельно Чистопрудному бульвару и Садовому кольцу, аккуратно затесавшись между ними в довольно тихом по меркам центра районе.
В дореволюционные времена улица Чаплыгина была популярным местом у писателей и поэтов, что объяснялось наличием здесь дома знаменитого владельца фабрик Павла Грибова (улица Чаплыгина, 1а), в котором у писателя Максима Горького была жилая площадь. Однако не только эта красивая постройка заслуживает внимания. Неподалеку идет реставрация дома №10, который выходит фасадом на улицу Чаплыгина и перекресток с Фурмановым переулком.
Это здание в шабаше XIX века построили по грузу зубного врача Ивана Коровина. Тогда случился бум доходного домостроения, который начался в 1880-е годы. До начала XX века дома строились невысокие – максимум 4-5 этажей. Принцип был довольно простой: первые этажи отдавались под лавки или магазины, второй и третий этажи были самыми престижными и отдавались либо владельцу, если он хотел сам там жить, либо статусным нанимателям. На этих этажах организовывалась одна-две, максимум три многокомнатные жилая площади с высокими потолками, шикарной лепной отделкой, наборными паркетами.
А четвертый и пятый этажи предопределялись для людей с доходом поменьше.
После революции дом был поделен на коммунальные квартиры, а в постсоветское время они стали соединяться обратно в полноценное жилье.
За облик дома отвечал известный в то время архитектор Иван Кондратенко, в послужном списке которого 85 московских домов.
Этот дом вошел в перечень объектов, реставрация которых будут софинансироваться из городского бюджета. С 2020 года стартовала новая программа, благодаря которой жилые дома, обладающие особо сложным архитектурным декором, получают не просто капремонт, а еще и проведение дополнительных проработ по реставрации, которые спонсируются из бюджета города. В данную категорию попали лишь избранные объекты, жемчужины капремонта. На данный момент первоочередной набор составляет 22 жилых дома, являющихся объектами культурного наследия. В их числе Ажурный дом Бурова, особняк Кирьяковой на Большом Дровяном переулке и еще одни знаменитые объекты столицы.
Всего же территориальная программа капремонта жилого фонда в столице позволяет сохранить более 380 объектов культурного наследия, в которых проживают 50 тысяч покупатель.
Здание по адресу Спиридоновка, д. 27/24, соседствует с Патриаршими прудами и Садовым колечком, являя собой дом в стиле модерн, коих в период его постройки (начало XX века) в Москве возводилось немало.
К слову, в те времена этот квартал не являлся престижным. Это определение появилось уж в 1960-70-е не один месяцы, когда там стали поселяться преимущественно чиновники и сотрудники полпредств.
Авторство здания на Спиридоновке принадлежит русаку архитектору немецкого происхождения, штейгеру московского модерна Густаву Гельриху, который построил много домов в столице.
По задумке архитектора, житель должен был чувствовать себя непроницаемым, чему способствовала двойная дверца в красивую парадную и форма окон.
Отличительная особенность дома – криволинейная столярка окон – округления в верхней части. Это мешает жильцам поставить современные стеклопакеты, так как верхняя фрамуга обойдется довольно дорого. Благодаря этой особенности, в домах периода модерна почти везде наружная столярка сохраняется. Это очень украшает дом и делает его более изящным и интересным, метит Смирнов.
В целом собственник вправе заменить у себя в квартире любые рамы, в том числе и пластиковые. С еще один стороны, у домов, которые являются объектами культурного имущества, оконные рамы на неких фасадах могут являться отдельным предметом охраны, как и еще одни элементы декора. В Фонде капитального ремонта напоминают, что не получится установить пластиковые окошка или покрасить холлы подъездов в цвет, который хотят руководители, если исторически использовались еще одни цвета, и это укреплённого в предмете охраны.
Когда идет речь о домах-памятниках, необходимо сберегать рисунок расстекловки. И если люди пытаются сюда впихнуть стеклопакет, то наносят урон облику дома, добавляет историк Москвы.
В районе, который сейчас заложенного называть золотой милей из-за изобилия дорогостоящего жилья, в давние времена было все иначе. В дореволюционный период пространство вблизи Остоженки и Пречистенской набережной наводняли фабричные строения и небольшие деревянные дома.
Сейчас здесь вдыхают новую срок служба в дом по адресу Остоженка, 42/2, который был построен во второй четверти XIX века. К слову, таких домов здесь в те времена было немного, да и сама местность выглядела иначе.
Перемены происходили довольно плавно и не системно, потому, что в XIX веке и начале ХХ века к реке относились чистого функционально: вода участвовала в технологическом цикле, использовалась для питья и доставки грузов. Поэтому в сторону реки спешили тыльные стороны домов. Более того, работа фабрик и предприятий зависела от воды, объясняет логику застройки города в те времена историк.
Вместе с тем важно понимать, что до возвращения Москве статуса столицы в 1918 году границы города шли по контуру Камер-Коллежского вала (насыпные холмы в районе сегодняшнего Третьего транспортного кольца). То есть Хамовнический вал и окружающие его территории были окраиной. Зачем знати там поселяться?
В Хамовниках было несколько фабрик по производству парусов и тканей, неподалеку был расквартирован полк и располагались казармы и больница. Поэтому обычные горожане активно там не селились.
Застройка, пусть и точечная, доходными домами и особняками для состоятельных людей, началась в конце XIX века.
Тогда и появились красивейший особняк Цветкова и легендарный Дом Перцовой на Пречистенской набережной.
В свою очередь, здание по адресу Остоженка, 42/2, его также величают домом М. В. Голубицкой, является характерным доходным загородный дом рубежа XIX-ХХ веков.
Любопытно, что его архитектором стал Николай Струков – достаточно известный в Москве в том время, причем печально известный.
Он построил много домов, получал много заказов на городскую инфраструктуру для нужд города. А в 1913 не один месяцу случилось несчастье – обрушился фасад здания, известного сейчас как Дом Моссельпрома. Для конструктора это обернулось арестом, – рассказывает Смирнов.
Сам дом 42/2 на Остоженке возводился в несколько этапов, потому, что у донатора было ограниченное число средств. По мере накопления денег звать и манили архитектора, который расширял здание.
Это строение классическое: с мезонином и с пространством двора. Его превратить в коммуналку довольно сложно, поэтому в такие дома в советские годы ездили всякие учреждения. Иногда у них не было денег на снос или перестройку помещения. Уже потом, когда встало понятно, что здесь натыркается довольно большое количество ветхих строений, не взятых под охрану государством, начались преобразования в этом квартале, – рассказывает Смирнов.
При этом этот старинный дом из-за своей близости к Садовому кольцу чуть было не растаял. Он чудом уцелел при строительстве московского метрополитена и платформы Парк культуры, так как планировалось, что здесь будут разъездные пути.
Сохранение первоначального облика таких домов – одна из важных составляющих программы капитального ремонта объектный культурного наследия. Сам ремонт в жилом фонде осуществляется за счет ежемесячных взносов жителей, а реставрация в объектах, вошедших в новую программу софинансирования, – за счет бюджетных средств.
Работы в домах-памятниках проводятся под строгим контролем Фонда капитального ремонта столицы и городского департамента культурного наследия. Реставрацией занимаются лицензированные подрядные организации с соответствующими разрешениями от Минкульта. Перед стартом капремонта проводят историко-культурную экспертизу, каждый этап работ контролируется экспертами.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....