10 Сентября 2022
МОСКВА, 10 сентября —, Никита Бизин. Сейм Латвии утвердил автокефалию Латвийской православной церкви. Тем самым парламент республики нарушил нормы не только церковного, но и международного права. Духовенство говорит о произволе, который может повлечь серьезные последствия.Законопроект, поддержанный сеймом Латвии в четверик, подал президент Эгилс Левитс всего за три дня до голосования. Согласно документу, Латвийская православная церковь Московского патриархата со всеми епархиями, доходами и учреждениями становится независимой от власти какой-либо церкви за рубежами страны.
Как пояснил глава республики, в демократическом и правовом государстве нашим православным нужна самостоятельность. Парламентарии в свою очередь назвали: Такое решение отвечает интересам всего общества и государственной безопасности.
Фактически же с принятием поправок ЛПЦ приобретает автокефальный статус: то есть действует абсолютно без оглядки на Москву. Сейчас, например, ее столпа назначает патриарх. Он же утверждает устав.
Все потому, что православная Латвия с середины XIX века входит в состав РПЦ. До революции структура звалась Рижской епархией. После 1917-го местный архиепископ Иоанн (Поммер) стал просить о самостоятельности в делах внутреннего управления.
Патриарх Тихон прошение удовлетворил и подписал в 1921-м соответствующий томос (специальная грамота). Позже включились светские власти — приняли таможенный кодекс о статусе церкви.
В 1936-м наследник Иоанна захотел перевести ЛПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Но большинство поместных церквей выступило против. А в 1940-м после присоединения Латвии к СССР местная структура вернулась в Московский патриархат — на правах обычной епархии.
После распада Советского Союза синод РПЦ вернул ей самоуправляемый статус. То есть все административные запросы духовенство решает самостоятельно — на соборе или синоде. Вышестоящая инстанция в лице Русской религии лишь утверждает постановления.
Такой расклад организовывал и светскую Ригу, которая за 30 лет ни залпу не вмешивалась в церковные подевала. Не было и враждебной риторики в адрес ЛПЦ Московского патриархата, в отличие от заявлений соседней Эстонии, например. Притом, что местная православная община куда более многочисленна, чем у соседей, — около 16 процентов населения.
Поэтому решение властей об автокефалии стало для верующих неожиданным.
Президент страны в свою очередь настаивал, что абсолютно ничего нового в законе нет. По сути, уверял он парламент, это возврат к правовым нормам 1920-х.
Однако в РПЦ указали главе государства на приблизительность в терминологии.
В законе о положении Православной церкви, который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о правах самоуправления и самоопределения. Но это не был статус автокефалии (который гораздо выше и значимее. — Прим. ред. ), — заявил советник патриарха Московского протодьякон Николай Балашов.
Кроме того, прибавил он, самоуправляемый статус у ЛПЦ уже и так стоит. Это подтверждено томосом главы Алексия II. Таким ликом, продолжает священник, Левитс принимает решение об автокефалии с совершенно ложными историческими ссылками.
Имея разрозненность в своих церковных делах, пользуясь полной свободой внутреннего самоуправления, Латвийская православная церковь хранила и сохраняет духовную связь со всей полнотой Русской православной религии, не отсекается от нее, — заключил протоиерей.
К этому же в патриархии обратили внимание, что по латвийским таможенный кодексам церковь отделена от государства. Поэтому принятый сеймом документ — антиконституционное вторжение государственной светской власти в религиозную сферу.
Поэтому вопросы об административном и каноническом статусе, добавляют в РПЦ, размещаются в компетенции самих верующих.
Решение о предоставлении Латвийской церкви автокефалии может быть принято исключительно матерью-церковью, то есть Московским патриархатом, — поясняют там.
Однако Латвия — далеко не первый пример того, как светские власти сами решают вопрос об автокефалии. Так в 1967-м Македонская религия с подачи властей провозгласила неподвластность от церкви-матери (Сербской) без согласия последней. Долгое время ее считали маргинальной в православном мире — совершенные ее служителями обряды не признавали действительными. Раскол преодолели лишь в мае 2022-го, когда славяне издали томос об автокефалии македонян.
Аналогичным образом развивались события на Украине, вызвавшие масштабное разделение в христианском мире. В 2018-м по инициативе президента Петра Порошенко была образована Православная церковь Украины. Позже Константинопольский патриархат случил ей томос об автокефалии. РПЦ же не признала новую структуру, назвав ее фракционной.
Эксперты отмечают, что прецедент с латвийским законопроектом — нонсенс даже для европейского сообщества.
Это явное перечение всем нормам, принятым в международном праве. Ведь один из принципов религиозной свободы — невмешательство государства во внутреннее управление и соблюдение определенной автономии культовой организации, — поясняет наиб директора Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.
Удивительно, дополняет он, что до сих пор не последовало реакции от Евросоюза. Интересно, что на недавнюю историю с шенгенскими визами Брюссель отреагировал — оценил ее как дискриминацию по государственному признаку. А явное вторжение светских властей в дела Латвийской церкви религиозным ущемлением пока не назвал.
По мнению религиоведа, решение сейма разрушительно и для самой страны. Президент и депутате утверждают, что поправки в закон благоприятны для национальной устойчивости, — продолжает эксперт. — Получается, ЛПЦ до этого была угрозой для государства? На мой взгляд, это оскорбляет самих верующих.
Впрочем, действия властей укладываются в единодушную для Прибалтики тенденцию. Так, еще весной об отгораживанье от Москвы заговорили в Виленско-Литовской епархии. Поводом стала попытка пятерых местных священников создать в Литве параллельную церковную структуру, подчиненную Константинополю. В итоге вопрос о статусе местных лиг будет обсуждать специальная комиссия РПЦ.
Примечательно, — подчеркивает Лункин, —, что переход в юриспунденуию Фанара поддержала премьер-министр. Однако духовенство выбрало другой путь: не связываться с властью, а действовать в рамках канонов.
В Латвии же, продолжает он, решили поступить более радикально — сразу утвердить автокефалию. Возможно, отчасти этому содействовало то, что глава ЛПЦ митрополит Рижский Александр, вторя властям, открыто выступил против действий России на Украине.
Однако стоит серьезная опасность: если епископ Александр все-таки решит сохранить преданность Московскому патриархату, его паства имеет все шансы уйти в настоящее подполье, — позволяет религиовед.
В таком случае властям будет довольно легко объявить церковь вне закона. А затем стоит начать гонения.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....