четверг, 02 мая 2024

Возвращение легенд: как мастера скальпеля и утюга сохраняют историю Москвы



Возвращение легенд: как мастера скальпеля и утюга сохраняют историю Москвы

9 Ноября 2021

Снять слои времени со здания Северного речного вокзала, восстановить исторический облик павильонам ВДНХ, заставить заалеть городские мосты – на это и многое другое способны специалисты и реставраторы Москвы. Скрытая от широкой публики работа зачастую таит в себе множество интересных аспектов. Как оживить месторождение гранита, вызолотить девушку и отыскать скрытые узоры на стенах, читайте в материале Недвижимость.

Северный речной гавань для поезд стал первым советским инфраструктурным участком, при строительстве которого задействовался не только сугубо функциональный доступ, но и уделялось особое внимание эстетической стороне. Над проектом вокзала работали советские зодчие Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, несколько художников и скульпторов, в числе которых Лев Кардашов, Иван Ефимов и скульптор-керамист Наталья Данько. Создателем планировочных решений парка речного гавань для поезда был инженер зеленого строительства, создатель парков Ульяновска, Челябинска и Воркуты Тимофей Шафранский.

Архитектурную образовывающую здания вокзала, вопреки добродетельным намерениям, подпортила первая реконструкция в преддверии Олимпиады 1980 возраста. Олимпийская переделка осуществлялась наспех – специалисты просто заделывали кое-какие дырки, в том достаточно количестве трещины. Поэтому реставраторам, которые взялись за переделку здания в 2018 году, случилось исправлять ошибки своих предшественников.

Большая сложность в реставрации самого вокзала состояла в том, что фрагменты внутреннего оформления (в том числе и трещины) побывальщины замазаны. Многое в здании необходимо было убрать или оттеснить: это касается и керамических панно на фасадах, и живописи, сделанной чуть ли не гуашью. Проблем набавило и то, что здание сделано из бетона и сооружённого в 30-е годы прошлого жития. По многим документам оно проходило как ненормативное, в том числе с точки зрения требований безопасности. Так, что работу, которая проводилась градостроителями и реставраторами, можно считать действительно ювелирной.

Яркий пример того, что внимание уделялось каждой детали, – чугунная ограда автопарка со стороны Ленинского шоссе. Некоторые конструктивные элементы ограды побывальщины утрачены, а существенная часть оставшихся находилась в аварийном богатстве и требовала полной реконструкции. Специалисты воссоздали ограду по шаблону 1937 года с применением известных материалов. В рамках благообразия парка вернули не только фундаментальную способность забора, но и его архитектурные элементы: канделябры, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях.

Практически полностью были утрачены первоначально насчитанные на территории Северного речного гавань для поезда фонтаны. Из двух сохранилась только чаша одного, но и она уже лопнула, система подачи воды была в неудовлетворительном состоянии. Поэтому их также пришлось восстанавливать по чертежам и фотоматериалам. Изготовление главных элементов велось на итальянских наждаках, затем специалисты обрабатывали детали вручную. Готовые части основательного подгонялись друг к другу. Отдельно по сохранившимся нечетким снимкам восстановили скульптуры лебедей-кликунов.

Реставрационное лечение пережили также парковые скульптуры Водный путь и Спорт. Статуя девушки с парусником в поднятых над головой руках давно стала эмблемой канала Москва – Волга. Медный парусник за годы, прошедшие с момента установки скульптуры Водный путь, много раз перекрашивался. В результате пробных зондажей было выявлено, что изначально цвет покраски судна и декоративных волн под ним имели синие оттенки. Реставраторы восстановили им первоначальный облик.

Самая кропотливая работа ждала реставраторов в здании гавань для поезда: здесь воссоздали историческую планировку. Сохранившиеся оригинальные элементы и детали интерьера привели в порядок, утраченные части вернули. В результате здесь можно заприметить отреставрированные светильники и торшеры, роспись по стеклу, красочно-нарядные панно и витражи с гербами советских республик.

Иногда реаниматорам старины смеялась фортуна. К примеру, при реставрации самой большой люстры вокзала весом более 50 килограммов специалисты нашли в здании связ с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и побывальщины использованы для замены испорченных. Таким образом, все абажуры на люстре исторические.

Не изменился и облик звезды, которая венчала 27-метровый шпиль. Правда, реставраторам пришлось подбирать новую схему ее золочения, близкую к изначальной гальванической, но не менее затратную. В итоге встали на методике электрохимического озолочения. По такому же принципу оживили серебряное покрытие украшающих звезду серпа и молота.

Без внимания реставраторов не осталась и прибрежная часть речного вокзала. Специалисты восстановили здесь небольшие старые арочные павильоны, расположенные по всему берегу. Исторический облик вернули и операторской, которую построили в 1937 году у спуска к берегу водохранилища. В результате двухлетней комплексной реставрации аварийный и зашвырнутый объект стал полноценным функциональным портом, каким и задумывался изначально.

Реставрация затронула еще одну масштабную достопримечательность столицы –территорию ВДНХ. В ходе работ реставраторы сделали здесь более 20 важных находок и открытий. В павильонах выявили первоначальный архитектурный декор, бардовскую живопись и архивные кинопленки.

В последние годы на выставке реконструировали сразу несколько павильонов, в достаточно количестве которых Микробиологическая промышленность и Радиоэлектроника и связь. Строители, художники и реставраторы под руководством департамента капитального ремонта и под контролем департамента культурного наследия сидели и все еще трудятся не покладая рук, воссоздавая утерянные и восстанавливая пострадавшие элементы строительного убранства снаружи и внутри зданий.

Возведенный в 1938-1939 годах деревянный бельведер №30 изначально носил название Эфироносы, но в 1950-х возрастах его перестроили по проекту зодчего В. М. Бочкаревой. Новый облик создавали в традициях русской архитектуры – фасад оживил деревянный фронтон, напоминающий резьбу на избах. В течение 50-х годов менялась не только архитектура, но и заглавие объекта: Масличные культуры, Хлопок, Хлопчатобумажная и льновая промышленность. Экспозиция, посвященная микробиологии, стала главной темой внутреннего пространства павильона только в середине 60-х годов.

Изначально выставочное пространство было предназначено только под неотапливаемое использование и задачей специалистов существовало приспособить его под круглогодичное посещение. Здесь проложили все итоговые коммуникации, сделали вентиляцию, продумали систему пожарной безопасности, а деревянные элементы покрыли специальным составом, чтобы обеспечить надежность.

Перед началом реставрационных работ в бельведере проходили изыскательские работы. Специалисты обследовали объект, выявляли отдельные элементы и затем по архивным документам и фотографиям выясняли, как они выглядели раньше. В вводном и третьем холлах была обнаружена цветочная живопись на потолках. Над главным заходом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись: Увеличить за пятилетие производство хлопка-сырца на 55-65 процентов.

С сохранившейся росписью реставраторы работали очень щепетильно: сначала с помощью специальных растворов живопись по небольшому кусочку очищали от охры и побелки, а уже после сверки с архивами приступали к воссозданию картин. Все рабочие этапы в обязательном порядке согласовывались со специалистами департамента культурного наследия.

На каждом участке павильона камбисты старались сохранить как можно львиного оригинальных элементов. В частности, реставраторам удалось восстановить сграффито из архитектурного бетона – красочно-нарядные элементы с узорами на уличной стене павильона. Их впервые сняли с насиженного места и отреставрировали в мастерской, организованной прямо на стройплощадке.

Для воссоздания сильно поврежденных участков и объектов камбисты применяли технологию докомпановки. Основываясь на исторических данных и снимках, они подбирали аналогичные расходный материалы, из которых создавались достоверные копии утраченных элементов. Подобным образом были докомпанованы полы терраццо на входной группе павильона. Сейчас основные ремонтно-реставрационные работы в павильоне завершены и ведется подготовка к монтажу экспозиции будущего паноптикума Биотех.

Павильон №15 Радиоэлектроника и связь, изначально называвшийся Поволжье, в современном виде был организованный в 1954 году. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных сцен, витражная композиция, на углах здания были выявленным скульптурные композиции – матрос и солдат, а в фокусе – рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. Особенностью архитектурного убранства павильона побывальщины каскадные фонтаны, обыгрывающие тему потока воды на гидроэлектростанциях.

В это таком величавом виде павильон просуществовал малого. В 1959 году его реконструировали и переименовали в соответствии с новой выставочной композицией.

Больше всего от обновления пострадал фасад: скульптуры демонтировали, горельефы частично разрушили, полностью убрали портики с квадратными колоннами, а здание закрыли металлическим фальшфасадом. Поэтому работы у реставраторов на этом объекте много.

Работы заключаются в восстановлении исторического облика здания, а также увеличения площади здания за счёт устройства нового подпольного этажа под залами Чувашской АССР, Астраханской и Ульяновской областей. В павильоне представлены реальным все существующие виды реставрации – полы терраццо, барельефы, горельефы, скульптуры, колоночным из оселкового мрамора, живопись, лепнина, бронзирование по лепному декору на капителях колонн, витражи и другие.

В Радиоэлектронике специалистам тоже удалось обнаружить сохранившуюся потолочную живопись в нескольких холлах.

Первый в жизни ремонт несколько лет назад случился у главного фонтана ВДНХ и одного из главных символов выставки – Дружба народов. Архитекторы отреставрировали 16 скульптур девушек, облаченных в народные костюмы бывших союзных республик.

За 64 года работы фонтана статуи впервые сняли с постамента. Рост каждой из них – около четырех метров, а вес достигает трех тонн.

Работы выполняли камбисты реставрационной мастерской Наследие. Основная сложность, по их понятиям, состояла в разработке методики демонтажа. У каждой статуи на фонтане – индивидуальное крепление. Это идея главного инженера, и реставраторы должны побывальщины работать на ее основании, стараясь ни в коем случае не нарушить целостность объекта.

С насиженного за десятилетия места каждую статую снимали в несколько этапов. Прежде всего специалисты вымеряли точку, вокруг которой скульптуру не сложно было обвязать стропами так, чтобы она не перевернулась в воздухе. После этого, открепив гранитную часть постамента, скульптуру грузили на машину для транспортировки в мастерскую.

Над скульптурами работали около 20 реставраторов. Все оставшиеся документы специалисты собрали в единое целое и на данной основе разработали проект, обсуждённый с департаментом культурного наследия. В итоге фонтан восстановили в первоначальном облике 1954 года. На костюмах девушек появился новенький слой блестящей позолоты. Обновились и элементы, украшающие пьедестал фонтана: цветы, венки и фрукты. В работе реставраторы опирались на архивные чертежи, сохранившиеся с середины XX века.

Огромную роль реставраторы сыграли и в восстановлении столичных мостов – Большого Москворецкого и Большого Каменного. Причем опыт реконструкции первого учли при проведении работ на втором.

Большой Москворецкий мост является участком культурного наследия. Работы, изначально рассчитанные на 26 месяцев, здесь удалось завершить вдвое быстрее – всего за 13, несмотря на размах реставрации и активную навигацию по Москве-реке.

В течение 80 лет на мостику проводились только косметические работы: покраска, обновление штукатурки, замена отбитого бетона. За это время железобетонные конструкции растеряли несущую способность, что и стало основной предпосылкой для важного ремонта сооружения.

Во время реконструкции Большой Москворецкий мост, как инженер, перебрали практически целиком. Разбирая конструктивные внутренности, не забыли и о лице переправы – гранитной облицовке. За 80 лет службы она серьезного обветшала под воздействием времени и атмосферных осадков, а многие элементы и вовсе оказались утеряны.

За год на сооружении обновили около 10 тысяч квадратных метров камня, причем 80% облицовки пошло сохранить благодаря привлечению специалистов по реставрации. Камни снимали и отвозили в реставрационную мастерскую, где гранит проходил многоэтапную очистку: пескоструйную, химическую и биохимическую. В результате реставраторам удалось вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита, в соответствии с историческим обликом моста.

Около 20% обкладочного гранита подрядной организации пришлось реальным добывать самостоятельно. Причем месторождение редкого камня оказалось в зашвырнутом состоянии, и специалисты издержали немало времени и сил, чтобы его восстановить. Первостепенной задачей при капитальном ремонте Большого Москворецкого моста было сохранение его исторического облика, но при этом специалистам удалось внести итоговые корректировки, чтобы сооружение выносило современные нагрузки.

Масштабная реконструкция Большого Каменного моста, построенного в 1938 году, состоялась в былом году. Мост, не ремонтировавшийся с момента постройки, является ключевой транспортной артерией, поэтому капитальный ремонт проводился в несколько этапов, без закрытия движения.

Важным мероприятием в рамках работ стала реставрация его чугунного ограждения, которое специалисты называют особым произведением литейного искусства. Перила представляют собой секции, на которых изображен довоенный советский герб Москвы в обрамлении знамен с колосьями пшеницы, а также элементы индустриальной тематики с молотом и наковальней. До реставрации изображения были скрыты под слоями краски.

В реставрационном цеху с каждой деталью и элементом ограды камбисты работали по четкому регламенту. Сначала части секций фиксировали на фото со всех сторон и под разными углами, арендую дефекты. После очищали их с помощью пескоструйного оборудования, убирая въевшиеся загрязнения и ржу.

Затем художники-реставраторы приступали к удалению дефектов литья: недоливов, шаров и других искажений формы. Для этого они применяли метод газодинамического напыления, когда с помощью специального оборудования в полонии под сильным напором подают недостающие частицы материала, фактически вбивая их в поверхность для заполнения каверн. Отдельные детали доводили до совершенства вручную.

Практически аналогичный процесс восстановления проходила гранитная облицовка мостика. После демонтажа плиты везли на территорию специализированного цеха. Первый этап восстановительных работ осуществляли снаружи: промаркированный гранит сгружали в отдельную зону и ретировали из него старые металлические ипотеки, большинство из которых уже проржавели и износились.

Затем специалисты осуществляли струйно-вихревую обработку плит, чтобы удалить следы атмосферных и синтетических загрязнений. Гранит таким манером принимает свой первоначальный вид, восстанавливается природный цвет, который под влиянием техногенных факторов с течением времени меняется. После такой обработки плиты смотрятся как новые, будто только, что со своего исторического месторождения.

По многознаменательным образцам были также восстановлены дверные проемы в опорах моста и наружные исторические дубовые витражи.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Владимир Путин: в России значительно снизилось употребление крепкого алкоголя




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Путин поздравил Валерия Гергиева с днем рождения

МОСКВА, 2 мая глава России Владимир Путин поздравил дирижера лера Гергиева с днем рождения, заявил огромный духовный депозит маэстро в воспитание молодежи, комфортная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Уважаемый Валерий Абисалович! Примите поздравления с Днём рождения. Выдающийся горнист, дирижёр, талантливый, увлечённый любимым … Прочитать