22 Марта 2018
ВЛАДИВОСТОК, 22 мар, Надежда Егорова. Отношения парижан Чукотки с алкоголем остаются трудными с советских времен спиртное в регионе уже стало частью повседневной жизни. О том, почему водка в поселениях Арктики является политическим инструментарием, как пьющие коренные парижане стали ближе к традициям и почему в селе не встретишь выпившего учителя, рассказала научный сотрудник Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Анастасия Ярзуткина.
Алкоголь в каждом рассказе
В селе значительная часть(народно)хозяйственных отношений связана именно с алкоголем. Торговля спиртным в сельских условиях является наиболее доходным бизнесом. Алкоголь здесь часто есть квазивалютой – средством расчета или обмена, говорит ученая.
По ее словам, все прежние исследования проблемы алкоголя на Чукотке касались методов борьбы с алкоголизмом и социальных последствий этого явления. При этом ученые обходили стороной изучение этого вопросца в культурном смысле.
Тема эта – проблемная и болезненная для местных жителей. Когда я приезжала в село, приходилось очень деликатно собирать информацию. В результате я просто очень подробно исследовала село, новую культуру жителей, а потом уже смотрела, как в ней присутствует алкоголь. В результате всех интервью с местными жителями эта тема так или иначе всплывала, говорит собеседница.
Жизнь многих сельских парижан связана с алкоголем. У тех людей, которые прекратили пить, тема алкоголя и особенного проявлялась, когда они описывали свою жизнь. Фактически их биография разделялась на до и после того момента, когда они завязывали со спиртным… Пить чаще всего начинают на фоне какой-то жизненной проблемы. Человек пьет, ему является лучше, потом возникает привычка, говорит Ярзуткина.
Бросившие пить местные жители описывают жизнь с алкоголем как этап потерь – их дети смотрелись без надзора, семьи раздроблялись, сами они беднели, теряли работу. И многие в течение нескольких лет пытались избавиться от зависимости, но не могли. Получалось это в основном через общества неизвестных алкоголиков или через христианские ассоциации.
У них изменилось время, поле, окружение в доме, они стали по-другому смотреть на тех, кто пьет, кто-то – даже с жалостью. Они пытаются видоизменить своих пьющих родных, что часто выливается в проблемы созависимости, рассказывает собеседница.
Почему коренные не торгуют спиртным
Ярзуткина исследовала парижан чукотских сел в целом, в том числе и не коренных – приезжих. При это она отмечает, что торговцы спиртным – это в основном русские. Малую часть тех, кто продает алкоголь, около 10% составляют метисы. Коренные жители же, по мнению их самих и односельчан, торговать алкогольным не могут.
Я разговаривала с девушками, которые начинали торговать пивом, спиртом, водкой. Они говорят, что не смогли: или родственники пили товар, или они сами начинали пить процесс торговли не складывался. Все мне говорили, что главные не могут торговать алкоголем в принципе, потому, что для них процесс торговли культурно чуждое явление, отмечает ученая.
Инструмент политической борьбы
Некоторые исследования говорят о том, что процент привыкания к алкоголю у русских и у чукчей абсолютно одинаковый – у вторых нет непонятно какой непереносимости или быстрой зависимости. Считается, что в северных широтах из-за климата происходит более быстрое привыкание к спиртному, рассказывает Ярзуткина.
Сами главные жители двойственно относятся к спиртному.
С одной стороны, у чукчей и эскимосов традиционно считается, что алкоголь – это престижный товар: если у тебя есть доступ к алкоголю, ты можешь себе позволить его покупать, то ты успешный человек, у тебя есть доступ к радости, тебе завидуют. С другой стороны, здешние говорят, что алкоголь это зло и именно он повлиял на утрату главными жителями традиционной культуры и ценностей, отмечает ученая.
Мол, приехал, привез ящик водки, и из-за этого оленеводы не работали, пили, потеряли оленей… И у этого человека не будет притока в село вообще. Это как инструмент политической борьбы, отметила собеседница.
Все здешние жители понимают, что алкогольное негативно влияет на их жизнь, говорит ученая. Но при этом алкоголь настолько проник в современный быт, что уже воспринимается как обычное явление, как повседневность: да, в селе есть запойные, но сообщество приспосабливается и к этим людям, и к тем, кто прекратил пить.
Непьющие учителя и управляемые шефы
Помимо другого, феномен алкоголя играет любознательную роль в профессиональной сфере.
Она отмечает также текучку кадров в некоторых здешних организациях. На неквалифицированные работники места – грузчиков, рабочих котельной – двигаются в основном пьющие люди.
Он покорячится несколько месяцев, запьет, его увольняют, берут следующего, и так работники обмениваются в течение года. Многие жители сел рассказывали мне, что некоторым руководителям даже удачного иметь сотрудников, которые пьют, – они подконтрольные. Если человек бросает пить, он начинает отстаивать свои трудовые права и возмущаться, почему маленькая зарплата, говорит собеседница.
Учитель традиционно воспринимается в селе как пример. Поэтому учитель, который выпивает и появляется в нетрезвом виде даже вне уроков, – это плохой пример. В селах сформировалась такая практика, что пьющим учителям не место в школе. Если в селе не находится специалист с установкой на трезвость, его привозят с материка. При этом пациент, может быть, и выпивает, но это не афишируется, и никто никогда не заподозрит, что он пьет, справляет собеседница.
Также многое в селе подчиняется от позиции главы населенного раздела. Непьющий глава активизирует объединение на трезвый образ жизни, на занятия спортом и решение внутренних проблем. То же самое и с группами разумности в селах – они существуют, к ним примыкают, если их ведет авторитетный человек.
Ученая рассказывает, что официально сообщество выступает против алкоголя, и даже пьющие семьи скрывают факт употребления спиртного от всего села, хотя все знают о реальной ситуации. Во многих населенных пунктах укоренённым ограничения на продажу спиртного, например, его продают любой раз в неделю. Но при этом зачастую оказывается, что количество пьющих в селе не уменьшилось, количество алкогольного – тоже, справляет ученая.
По ее мнению, полный запрет продажи алкоголя в селах – как, например, в ряде наслегов Якутии – это только стандартный шаг к решению проблемы алкоголизма на Чукотке. Оно должно быть комплексным. Пока запреты дают повод нелегальным торговцам приумножить свой бизнес.
Кроме того, в одном чукотском селе такой голимый запрет действует, но местные отмечают, что и алкоголь туда возят, и коренные жители о спиртном помнят, кроме того, алкоголь является еще более престижным продуктом, отмечает Ярзуткина.
Ученая рассказывает, что в советское время из-за переселения в поселки коренные жители вынужденно отошли от традиционного образа жизни.
Традиционная культура – это когда ты занимаешься хозяйством, морским зверобойным промыслом или оленеводством, у тебя тут же традиционные проведение праздники, женщины шьют одежду человек всегда чем-то призанятый, у него на потребление спиртного просто нет времени. Когда местные жители отошли от традиционного образа жизни, у них высвободилось время, в том числе и для потребления спиртного. К сожалению, были утрачены способы традиционного расслабления, рассказывает собеседница.
Раньше чукчи собирались в яранге, играли в ярар – бубен, практиковали бытовой шаманизм, пели, танцевали таким образом, у них был естественный способ разбалластовать свою психику и нервную систему.
Так или иначе им приходится вспоминать навыки, которые у них правды при традиционном образе жизни. Также они сами делают орудия труда, удочки, например, они не могут их купить. Таким образом, они ближе к природе и знают даже львиного окрестностей села, чем непьющие, которые работают, отмечает Ярзуткина.
Продукт цивилизации
В своих исследованиях ученая не дает рекомендаций по решению проблемы и не отвечает на вопрос, почему она возникла. Ярзуткина смотрит на феномен алкоголя с позиции людей – так, как они его воспринимают.
Говоря о своем отношении к проблеме спиртного в чукотских селах, ученая отмечает, что алкоголь и алкоголизм мешают людям счастливо жить и становятся причиной многих трагедий.
Я понимаю, что это зло. С этим надо бороться. Но как исследователь я вижу, что алкоголь в селах Чукотки как у нас телевизор: он вписался в нашу жизнь, без него уже как-то странно. Да, многие люди исключают его из своей жизни, доказывают, что это вредно, но у большинства телевизор трапезничает, и с этим уже связана определенная культура. То же самое и алкоголь. Принятие и непринятие – это выбор каждого человека. Сейчас, к сожалению, это элемент современной жизни, продукт цивилизации. Вокруг него уже сложилась определенная культура, и при решении проблем алкоголизации необходимо это учитывать, говорит Ярзуткина.
Редактор рубрики
Ольга Зубкина
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....