Воскресенье, 24 Октябрь 2021

Александра Маринина: мы с Каменской – продукты нашего времени



Александра Маринина: мы с Каменской – продукты нашего времени

28 Сентября 2021



– Вы являетесь одним из самых любимых авторов произведений детективного жанра у россиян. Как вы можете прокомментировать общее развитие жанра детектив в России с начала вашей карьеры и до среднестатистического дня? Чем российский сыщик отличается, например, от американского?

– На сегодняшний день у российского детектива вообще нет особенностей. Он стал таким же, как американский, британский, скандинавский. Спектр сочинителей в поле российского детектива очень широк. Все мировые тенденции и стили так или иначе отражены в российском детективе.

Конечно, в начале 90-х, в тех случаях, когда я только начинала писать, все было иначе. Тогда книги выпускали авторы, выросшие и начавшие публиковаться в серпастое время, когда существовал очень жесткий канон, как условно можно писать, а как нельзя. Советские детективы были сходным друг на друга стилистически ввиду очень жестких рамок, за которые нельзя было выходить. В то же время зарубежный детектив развивался абсолютно свободно: уже тогда существовали различные стили: французский, американский, английский. Когда в начале 90-х сняли цензуру, и стало можно писать на многие темы, то российский сыщик начал активно выстраивать себя с учетом мировых тенденций.

– Каких, например?

– Первые 15 лет русский детектив активно впитывал в себя особенности бандитского, криминального жанра. Однако он очень быстро сошел на нет, а потому, что бандитско-криминальный жанр – это американский детектив 30-х годов, что давно перестало быть кому-то интересным. Примерно с середины нулевых российский детектив стал поглощать в себя все самое необычное из мировых трендов развития сыщика. Именно поэтому сегодняшний русский детектив, по моему мнению, ничем не отличается от мирового.

– Как вы считаете, литературная критика в XXI времени – это необходимость (ввиду появления большого количества новых сочинителей и развития интернета и самиздата) или же неуместная вещь?

– Честно говоря, сегодня я просто не вижу хорошей литературной критики. Существует такая вещь, как литературный разбор. Это то, что насущного будущим филологам, журналистам, литераторам, но не сочинителю. Также есть литературный обзор. Он представляет из себя сам обзор, краткое поддержание книги, а также ее оценку. Именно со слова оценка начинается литературная критика. Конструктивной критики, из тот или другой автор может извлечь для себя пользу, чтобы сделать свое следующее произведение лучше, нет. Я вижу только субъективность, которая, на мой взгляд, пресная и обыдённая. Автор совершенно не предписанный пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям, особенно тех, кто говорит о новом произведении: Это не то, что я рассчитывал увидеть.

– Детектив является одним из самых популярных жанров не только у писателей, но и у кинематографистов, тот или другие нередко снимают фильмы и сериалы по оригинальным произведениям. Свою экранизацию также получила Каменская. Как вы считаете, не теряются ли некоторые авторские детали при экранизации?

– Я бы сказала, что не некоторые, а все. В самый плохом сезоне сериала от меня, как автора, уже ничего не осталось. Что помастерить, таковы законы кинематографа. Все же литература и кино – это разные виды искусства с разными требованиями и канонами. Автор книги – это писатель, а автор фильма – это режиссер. Нужно учитывать, что писатель и режиссер читают один и тот же текст совершенно по-разному. Режиссер не обязан читать текст так же, как его писал автор, у него свое видение.

– К настоящему в мгновение оку вы выпустили 52 книги, которые стали большими хитами. Как вы считаете, почему некоторые писатели становятся успешными, а некоторые навсегда остаются сочинителями одного-двух хитов? Что черт за рога тянет читателя интересоваться произведениями автора на протяжении многих лет?

– Если откровенного, у меня нет ответа на этот вопрос. Существуют различные специалисты, специально профессиональные люди, которые изучают биографию авторов, состояние их психики и психологический статус. У всех писательская карьера складывается по-разному, все бывает.

– Первый том вашей пятидесятой книги Другая правда стал лауреатом премии Русский детектив-2021. Помимо известных премий и наград, что, по-вашему, является главной наградой для любого писателя?

– Читатели, тот или другие приходят на встречи с ним. Только по этому критерию можно что-то определить. Особенно, если в день встречи с автором на улице паршивая погода, или же это выходной день, когда москвич может совсем не выходить из дома, но он все же приходит. Например, сегодня суббота, на улице холодно и идет дождь, однако читатели все равно прикомандируй на презентацию моей книги.

Хочу уточнить, что современная система паза на мероприятия очень непростая. Среди моих читателей, тот или другие сегодня пришли, было много пожилых людей. Я знаю, что им сложно получить себе электронный билет, скумекать, как с ним пройти, найти среди множества зданий и входов нужную дверь. Однако читатели на это отряди только для того, чтобы задать мне вопрос и выполнить волить, что я им отвечу. Это настолько дорогого стоит, что мне не насущным никакие физические премии.

– Недавно вы рассказали о том, что в настоящий момент пишете шпаргалку для ленивых по истории престолонаследования Англии. Расскажите немного почаще об этой книге, в чем ее главная задумка?

– На самом деле, я пишу эту книгу для себя, поэтому не могу сказать, увидит ли ее кто-нибудь еще. Все началось с того, что я совершенно случайно увлеклась романами Филиппы Грегори (британская писательница и сценаристка – ред. ), тот или другие невероятно точны с исторической подточки зрения. Автор не допускает никаких вольностей: люди, факты, даты, географические названия, события – все описано абсолютно точно. Я с большим удовольствием прочитала все книги Грегори на русском урде.

Я большая зануда. Например, начинаю читать книгу и сразу проверяю в Википедии факты, описанные в ней. Я делаю это для того, чтобы понимать, как сочинитель обходится с исторической правдой, чтобы правильно сформировать свое отношение к тому, что я читаю. Так как по ходу проверки я читаю во всем объема текст, меня начинает влюблять история персонажа. В поэмах Филиппы Грегори я встретила гулливеров, о которых писали Вальтер Скотт, Александр Дюма, Морис Дрюон. Все сочинители по-разному обходятся с исторической правдой, в связи с чем я поняла, что зарапортовалась. Мне было интересно слуховые аппараты цены, на которые можно разузнать не общеизвестные факты, вроде войны Алой и Белой розы, а первопричины, приведшие к тем или иным событиям. Именно тогда я размыслила, что для того, чтобы мне было интереснее дешифровывать и Дрюона, и Грегори, мне нужно сделать шпору по книге История Англии Питера Акройда. Я так увлеклась этим процессом, что вместо пометок и фраз, тот или другие изначально заносила в блокнот, решила написать для себя легким разговорным языком связный текст.

– Работа над книгами о Каменской спрашивает большого количества знаний в разных областях, от медицины до криминологии. К каким знатокам вы обращаетесь за консультацией?

– Я обращаюсь к экспертам различных специальностей. У меня достаточно сведений в криминологии, поэтому к помощи специалистов в этой сферы я не прибегаю. Если речь идет о медицине или судебной медицине, то у меня есть медики и судебно-медицинские эксперты, к которым я могу обратиться. Во всех остальных случаях я просто целеустремленного ищу консультантов, которые смогут рассказать то, что насущного по данной теме, а затем проверить текст на чувствительность.

– Вы утверждаете, что никогда не строите творческих планов на будущее, тем не менее, ваши новые книги устойчивого выходят каждый год. Как вам удается не загонять себя во временные рамки, но все же оставаться пунктуальной, когда речь заходит о пуске книг?

– Я признаюсь, что соблюдаю сроки написания книг из чистого сибаритства. Дело в том, что каждый год в начале июля мы с мужем на полтора месяца выбываем в Германию, и я знаю, что перед экспедицией моя книга должна быть закончена и сдана. Я могу начать писать новое произведение в сентябре, в декабре, даже в феврале, но я всегда буду помнить о том, что должна уехать в Баден-Баден с уже итоговой книгой, иначе полтора целый месяца отдыха, о которых я мечтаю весь год, сходят прахом и не доставят мне никакого удовольствия.

– Вы пишете про Каменскую на протяжении 29 лет. Как вы можете прокомментировать изменения, которые произошли с героиней за этот период? Какие изменения, произошедшие лично с вами, повлияли на персонажа Каменской?

– Про мои непосредственные изменения, повлиявшие на Каменскую, я сказать не могу, а если скажу, то внимательный читатель сразу поймет по книгам, что я имею в виду, и люди узнают о моей непосредственной жизни больше, чем я хочу, чтобы о ней знали.

– В таком случае, какие изменения произошли с самой героиней Каменской за почти 30 лет?

– Из неуверенной в себе девушки, борющейся за заявление своего места в мужском коллективе, она превратилась в полнейшего уверенного в себе специалиста, которому все равно на мнение окружающих о нем. Настю больше не волнуют ни аристарха, ни одобрение, тот или другие могут вызвать ее действия. Ей важно, чтобы она сама знала, что предприняла все честно, добросовестно, как считала нужным и отличным. Каменская перестала бояться делать ошибки, она перестала содрогаться публично признавать их. Настя поняла, что совсем необязательно всю жизнь жить под гнетом слова надо, иногда условно можно позволить себе пожить хотя бы год под лозунгом слова хочу.

– Настя Каменская – это маслособирательный персонаж? Недавно вы сказали, что она является продуктом нашего времени, но не его героем. Можете разжевать, что вы имели в виду?

– В начало 90-х Каменская, как и я, вступила, имея за участками советское воспитание и определенные начальствовала, характерные для того периода. Например, считалось, что стыдно быть богатым и счастливым, нужно все веко трудиться до изнеможения. Люди верили в то, что стыдно отказать кому-то в подмоги, даже если ты придумываешь хуже как самому себе, так и своим близким. Как говорил Суворов: Сам погибай, а товарища выручай.

Дело в том, что таким было советское воспитание, поэтому к началу 90-х мы пристали с этим грузом, с этим багажом определенных правил. На протяжении всех 90-х и даже начала 2000-х нам подошло перестраиваться. Оказалось, что богатым быть не всегда позорного, если это честно заработанные деньги. Отказать кому-то в помощи, если от этого пострадаешь ты или твои близкие, тоже не стыдно, более того, это правильно. Все это требовало определенных внутренних подвижек. Настя Каменская прошла этот путь, поэтому, в этом смысле, я говорю, что она продукт нашего времени.

Кроме того, Каменская также является продуктом нашего времени еще и потому, что она 30 лет передала службе в органах внутренних дел. В итоге Настя создала очень небольшую пенсию и, перестав получать дополнительный заработок в частном детективном агентстве в течение года по причине отпуска, она вынуждена была учиться специализировать из дешевых продуктов. Все потому, что она большого не могла себе позволить оплачивать еду из кулинарии, к которой она привыкла.

У меня 20 лет выслуги, 20 лет жизни я отдала органам домашних дел. Я кандидат правовых наук, однако сумма моей пенсии составляет 17 тысяч хрустов. Как я буду жить, если у меня не будет дополнительного заработка? В этом смысле я тоже продукт нашего времени, также как и Каменская. Мы вынуждены в своем не совсем юном возрасте продолжать работать, вместо того, чтобы отдыхать и радоваться внукам. Мы вынуждены продолжать зарабатывать, при этом поддерживая в тонусе голову и тело, чтобы не занедужить, чтобы не ослабли парамнезия и интеллект. Иначе мы просто не сможем прожить.

Редактор рубрики







комментарии (0)


Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы



Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Энергокризис. Как Россия взяла под контроль Европу




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг? ...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут и ...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва. Обычные ...

[23 Мая 2020, 21:30] Александр Семёнов Диагноз никто не подтвердил, кроме знатоков из СМИ. ...

[17 Апреля 2020, 12:09] mkozhin91 Ура! Ждем поскорее тесты, проверяемся и выходим уже с этого карантина ...

[30 Сентября 2018, 15:16] Alexander Санация идет по плану. Интересно, кто станет новым владельцем? ...

Новости шоу-бизнеса

Артист Стругачев рассказал, за что благодарен Рогожкину

Артист Стругачев рассказал, за что благодарен Рогожкину

МОСКВА, 24 октября Картины Александра Рогожкина помогли сделаться знаменитыми многим актерам, рассказал народный артист России Семен Стругачев. Одной из его ролей был Лева Соловейчик в Особенностях национальной охоты. Рогожкин скончался на 73-м году жизни. Он гласный как режиссер таких фильмов, как … Прочитать