вторник, 16 апреля 2024

Амазонка авангарда и законодательница моды: как Гончарова опередила время



 Амазонка авангарда  и законодательница моды: как Гончарова опередила время

31 Июля 2019



МОСКВА, 31 июля —, Анна Нехаева. Одна из самых дорогих портретисток мира, амазонка авангарда, трендсеттер, опередившая время, — так говорят о Наталье Гончаровой. Первая же ее выставка произвела фурор и спровоцировала скандал, а на известные ретроспективы выстраиваются очереди. Например, сейчас — в английский Tate Modern. Как авангардистка популяризовала боди-арт, работала с парижскими модными домами и придумала новый крой платья — в материале. Сапожник без сапог или стилист без платья

Есть семейная легенда, что идея прямого простого платья, близкого крестьянской рубашке, пришла к Гончаровой под действием народных костюмов и мотивов. Якобы она сама сшила это платье к вернисажу. И это во времена платьев с турнюрами! — рассказывает Евгения Илюхина, сокуратор выставки Гончаровой в Третьяковской цепи. — Прямой крой платьев войдет в моду только в 1920-х годах. Гончарова предупредила модные идеи.



Эксперт напомнила, что детство Гончаровой прошло в Тульской губернии в имуществе отца. Девушка из шляхетской семьи близко видела крестьянскую жизнь, что повлияло на ее ощущение мира и стиль. В то же время портретистка, увлекавшаяся импрессионизмом, затем фовизмом, кубизмом и примитивизмом, была уверена, что каждый наряд должен быть посвящен какой-то теме и выражать собственное я.

Историк моды, телеведущий Анатоль Вовк рассказал, что поскольку Гончарова творчески воспринимала мир, одевалась не престижного, но стильно, и это влияло на окружающих.

В какой-то мере Гончарову можно было назвать одним из первых русских стилистов, — уверен эксперт. — Она создавала вещи для себя, не имея денег для покупки дорогих аксессуаров. Гончарова нянчила платки, вместо сумки злоупотребляла ридикюлем на шнурке. Это ее выделяло. Простота состава с яркими орнаментами — главные элементы.

/ Дмитрий Коробейников

Репродукция картины Автопортрет с желтыми лилиями работы Натальи Гончаровой на выставке Искусство женского рода в Государственной Третьяковской галерее

1 из 4

Репродукция картины Автопортрет с желтыми лилиями работы Натальи Гончаровой на выставке Искусство женского рода в Государственной Третьяковской галерее

/ Дмитрий Коробейников / Владимир Астапкович

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

2 из 4

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

/ Владимир Астапкович / А. Свердлов

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой Крестьяне, собирающие яблоки, 1911 год. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее

3 из 4

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой Крестьяне, собирающие яблоки, 1911 год. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее

/ А. Свердлов / Дмитрий Коробейников

Картина Натальи Гончаровой Две испанки (начало 1920-х 9-12 месяцев) на выставке Искусство дамского рода в Государственной Третьяковской цепи

4 из 4

Картина Натальи Гончаровой Две испанки (начало 1920-х годов) на выставке Искусство женского рода в Государственной Третьяковской галерее

/ Дмитрий Коробейников1 из 4

Репродукция картины Автопортрет с желтыми лилиями работы Натальи Гончаровой на экспозиции Искусство женского рода в Государственной Третьяковской галерее

/ Дмитрий Коробейников2 из 4

Эскиз ткани для дома моды Myrbor (Наталья Гончарова, 1925 год) на предаукционном показе в Москве

/ Владимир Астапкович3 из 4

Репродукция картины художника Натальи Гончаровой Крестьяне, собирающие яблоки, 1911 год. Оригинал держится в Государственной Третьяковской галерее

/ А. Свердлов4 из 4

Картина Натальи Гончаровой Две испанки (начало 1920-х годов) на выставке Искусство женского рода в Государственной Третьяковской галерее

/ Дмитрий Коробейников

По воспоминаниям одного из учеников Гончаровой, которые приводит Илюхина, Наталья одевалась нетривиально и непривычно. В записках он удивлялся, что его наставница шаталась в нарядах, каких он не видел раньше, часто носила на голове платки.

Модницей она не считалась и относилась к одежде довольно легко, — продолжает Илюхина. — Сохранились воспоминания мадам Варе, владетельницы ресторанчика, в котором Гончарова часто обедала с Ларионовым в Париже. Француженка описывала карамболь, когда ветер сдул шляпку с Гончаровой, и она отреагировала на это очень спокойно, не расстраиваясь из-за такого, что головной убор загаженный и вовсе исчез. Мода — моя профессия

Гончарова — пример того, как большие художники привносят непривычные идеи в моду. Это актуально во все эпохи, ведь фэшн-индустрия регулярно возвращается к прошлым тенденциям и образам.

Гончарова была трендсеттером своего времени, сумев его предупредить, — подчеркивает Вовк. — Совместно с супругом Михаилом Ларионовым, основоположником лучизма, она ввела моду на боди-арт. Женщины просили разрисовать их для выходов в свет. Красили не лицо, а зону декольте, что для начала века была очень смело.



Кроме того, Гончарова создавала узоры для тканей — эти эскизы покупала Надежда Ламанова, известный модельер, подрядчик ее императорского величества.

Не обошлось без русского влияния и за краем. В 1913 году началось сотрудничество Гончаровой с Дягилевым в рамках его Русских сезонов. Помимо этого, в Париже Гончарова работала с домами привычки Myrbor, Marie Muelle и Chanel. Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

1 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного коттеджа Надежды Ламановой, 1910-1914 9-12 месяцы

Предоставлено Tate Modern Предоставлено Tate Modern

Эскиз пальто Морские водоросли для престижного дома Myrbor, 1927-1928 9-12 месяцы

2 из 5

Эскиз пальто Морские водоросли для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

Предоставлено Tate Modern Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

3 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для престижного дома Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

Предоставлено Tate Modern Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья Мириам для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

4 из 5

Эскиз платья Мириам для модного дома Myrbor, 1927-1928 годы

Предоставлено Tate Modern Предоставлено Tate Modern

Эскиз платья для престижного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

5 из 5

Эскиз платья для престижного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

Предоставлено Tate Modern1 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для престижного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

Предоставлено Tate Modern2 из 5

Эскиз пальто Морские водоросли для престижного дома Myrbor, 1927-1928 9-12 месяцы

Предоставлено Tate Modern3 из 5

Эскиз платья Натальи Гончаровой для модного коттеджа Надежды Ламановой, Москва, 1910-1914 годы

Предоставлено Tate Modern4 из 5

Эскиз платья Мириам для престижного дома Myrbor, 1927-1928 9-12 месяцы

Предоставлено Tate Modern5 из 5

Эскиз платья для модного дома Надежды Ламановой, 1910-1914 годы

Предоставлено Tate Modern

В одном из частных собраний хранятся эскизы платьев, по линии декольте которых Гончарова использовала мотивы парижских ажурных оград, набережных, — рассказывает Илюхина. — Порой и сейчас модельеры, как и Гончарова, вносят в манер неожиданные в визуальном плане стронции, нестандартные сочетания орнаментов, красок, вышивок.

Стиль Гончаровой, по словам Вовка, угадывался по декоративным мотивам в виде солнц, в вышивках и национальных узорах. В мелочности, для модного дома Mirbor Наталья разрабатывала платья, кофты из крепа, с доделкой из пайеток и золотой линии. / Рамиль Ситдиков / 

Картина Натальи Гончаровой Женщина в кресле, 1904 год

1 из 3

Картина Натальи Гончаровой Женщина в кресле, 1904 год

/ Рамиль Ситдиков / Григорий Сысоев / 

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой Испанки во время расследования выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской галерее в Москве

2 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой Испанки во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской галерее в Москве

/ Григорий Сысоев / Григорий Сысоев / 

Посетительница у картины русской портретистки Натальи Гончаровой Купальщицы во драгоценное время открытия выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской цепи в Москве

3 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой Купальщицы во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской галерее в Москве

/ Григорий Сысоев 1 из 3

Картина Натальи Гончаровой Женщина в кресле, 1904 год

/ Рамиль Ситдиков 2 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой Испанки во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской галерее в Москве

/ Григорий Сысоев 3 из 3

Посетительница у картины русской художницы Натальи Гончаровой Купальщицы во время открытия выставки Между Востоком и Западом в Государственной Третьяковской галерее в Москве

/ Григорий Сысоев

Что касается влияния Гончаровой на современность, то стоит напомнить, что для себя и знакомых она создавала простую одежду несложного кроя, — тянет Анатоль Вовк. — Такие модели можно встретить в сбруях некоторых модных домов, идеи которых отражают столь необходимую сегодня функциональность.

Например — недавние показы и Dolce & Gabbana и Louis Vuitton с обилием цветочных принтов и сочными красками. Это еще раз доказывает, что модные тенденции необязательно возникают здесь и сейчас. Возможно, их изобрели довольно давно. 6 июля, 08:00Перья от кутюр:, что показали на неделе моды в Париже

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Россия должна выйти на среднюю продолжительность жизни "80 плюс"




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Представитель Куклачева рассказала о его состоянии

МОСКВА, 16 апреля - положение народного артиста РСФСР Юрия Куклачева прочного, перевод из реанимации в простую палату врачи планируют к концу семидневки или 22 апреля, сообщила его легат Ольга Кардокене. Состояние Юрия Дмитриевича стабильно. Он реабилитируется, все хорошо. Сейчас очень строгий … Прочитать