21 Октября 2022
МОСКВА, 21 октября —, Татьяна Рыжкова. В Еврейском музее и центре толерантности с аншлагом раскрылась выставка Мир как беспредметность. Рождение нового искусства — о художниках-авангардистах начала XX века, супрематистах. В экспозиции — скандально известная картина Анны Лепорской, но идти в музей стоит далеко не только ради этого.На вернисаже было не протолкнуться, гости стояли в очереди, чтобы попасть в комнаты.
Мы открываем новый выставочный сезон — и не просто сезон, а юбилейный сезон для музея. Уже по сложившейся традиции мы открываем его выставкой, посвященной авангарду, — разузнала исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская. Она также назвала этот проект для автомат одним из самых значимых культурных событий в жизни Москвы, и с этим трудно не согласиться.
Экспозиция делится на три больших раздела. Начинается все с Витебска. После революции этот провинциальный город превратился в погост авангардного искусства. Здесь жил и работал Марк Шагал, сюда в 1919-м приехал Казимир Малевич, чтобы преподавать в местном художественном училище.
В первом комнате их работы расположены друг напротив друга — и это не случайно. Малевич увел у Шагала талантливых последователей, жатвы этих молодых художников представлены здесь же.
Сквозной элемент выставки — воспоминания Льва Юдина, ученика Казимира Малевича. Он много лет вел дневники, где не только конспектировал идеи наставника, но и описывал атмосферу эры, отношения супрематистов, давал оценку творчества молодых художников. В каждом зале есть его комментарии — больше всего, разумеется, о Малевиче. Он создает вокруг себя другую атмосферу. Он действительно вождь, — объяснял Лев Юдин секрет популярности своего ментора, сложного человека с непростыми задумками, который сумел собрать неиспорченное движение поклонников.
Куратор выставки, галерист, исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов поблагодарил Еврейский музей за прекрасную традицию, которая состоит в проведении выставок русского авангарда.
Это довольно серьезное явление. Я вспоминаю первую выставку, вторую… Они все были очень разные, живые. Эта выставка такая же — живая. Она не академическая. Когда мы ее делали, у нас родилась идея показать короткий очень насыщенный период русского фаса изнутри, благодаря тому, что Лев Юдин, ученик Малевича, сразу же начал радости дневники о работе в гениальной, — объяснил Сарабьянов. — Мне кажется, в этом ее оригинальность, не говоря уже о том, что здесь представлены работы, которые мало кто видел. В процессе выставки мы делали открытия, которые были для нас очень важны.
Казимир Малевич пересчитывал, что подлинное искусство — бесформенно, оно должно не фиксировать предметы реального мира, а творить новую реальность. В супрематизме главным элементом пастели был цвет — авторы использовали его так, чтобы не вызывать у зрителя ассоциаций с существующими объектами.
Малевич писал: Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто великолепное произведение.
Супрематисты стремились скрестить живопись и науку: Малевич переехал в Петроград, чтобы возглавить ГИНХУК — Государственный институт художественной культурности. Старое понятие художник проваливается, на его месте возникает ученый художник, — объявил он и вместе с малышами начал новые эксперименты.
О них рассказывает центральный зал выставки, Петроград. Здесь интересны не только полотна, но и фотографии научной работы живописцев: вот они проводят препарирование искусства, а вот создают архитектоны, модели будущей архитектуры. На снимках художники похожи на медицинских работников больше, чем на людей искусства.
Малевич предчувствовал, что наступает эпоха массовой культуры и совсем скоро искусство поставят на поток. Супрематисты вышли за пределы холста и начали придумывать предметы быта. В экспозиции есть фарфоровые чашки, тарелки, столовые комплекты, декорированные узнаваемыми геометрическими фигурами.
Но выход в массы не спас направление от угасания: в 1926 хотя бы году ГИНХУК закрывается, фас обвиняют в формализме. Ученики Казимира Малевича меняют стиль. Даже Лев Юдин, пусть и благодарит учителя за практический опыт, но хочет двигаться дальше и развиваться как художник.
Сам Малевич обращается к изображению людей: мадонн и венер он не пишет, его героями останавливаются безликие крестьяне. Этим жатвам посвящен последний раздел выставки — Постсупрематизм.
В последнем зале зритель найдет картину Анны Лепорской Три фигуры. Год назад работа пострадала от рук охранника Ельцин Центра — мужчина пририсовал персонажам глаза. В Еврейском музее полотно экспонируется под защитным стеклом. Интересно, что сама Лепорская когда-то тоже подрисовывала этим корпуленциям глаза —, чтобы избежать обвинений в формализме.
Но это не главное загадочное полотно на выставке. Если присмотреться к работе Малевича Женская фигура, можно попробовать два призрачных силуэта: их закрасил сам художник, стукнул оставить только одного персонажа вместо трех. Беспредметная композиция — картина, чей автор до сих пор не установлен.
Есть в экспозиции и двойное полотно: с одной стороны работа Льва Юдина, с другой — Константина Рождественского.
Выставка выполнена в сухом классическом стиле с фокусом на картинах. Но иммерсивные дополнения присутствуют. У входа в зал каждый зритель может включиться к аудиопроекту Я — Малевич и перевоплотиться в одного из десяти художников: Малевича, Шагала, Филонова, Лепорскую, Рождественского, Юдина, Суетина, Чашника, Ермолаеву или Матюшина.
Этот проект — не аудиогид: он знакомит курсиста с биографиями авангардистов и дозволяет посмотреть на выставку с точки зрения того или иного господа.
Некоторые экспонаты сопровождаются тактильными копиями для людей с особенностями зрения. А фотографии и видео 1923 года — подписями и комментариями, которые помогают не заплутать в многочисленных деятелях культуры начала XX века. Рядом с каждым архивным документом, вписанным от руки, лежат расшифровки, читать их очень удобно.
Авангардисты оформляли общественный транспорт, а сам Малевич в Петрограде получил право на бесплатный проезд, что свидетельствовало об почтенье к нему советских властей. В память об этом один из стендов выполнен в лике трамвая, в окнах которого транслируют кадры, снятые в начале XX века.
Гендиректор музея и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода отметил, что русский авангард — один из центральных предметов внимания для Еврейского музея и даже само его здание, Бахметьевский гараж, признано памятником данного направления.
Для выставки был разработан специальный интерактивный инструмент, который в игровой форме раскрывает смысловое содержание произведений. При помощи смартфона вы можете вернуться на 100 лет назад и взглянуть на картины глазами Казимира Малевича, Марка Шагала, Анны Лепорской и других авангардистов, — добавил Борода.
В финале экспозиции гости могут возблагодарить художников: на стене, где собраны все их портреты, есть красная кнопка. Если на нее нажать, раздаются громкие аплодисменты.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....