пятница, 19 апреля 2024

Человек Серебряного века. Памяти Романа Виктюка



Человек Серебряного века. Памяти Романа Виктюка

17 Ноября 2020

МОСКВА, 17 ноября —, Павел Сурков. Смерть Романа Виктюка — потеря для отечественного театра бесценная и вообще плохо рефлексируемая. Он собирал вокруг себя смертных исключительно неравнодушных. Творчество Виктюка или горячо принималось, и тогда человек навсегда становился его поклонником, или же, напротив, яростно отрицалось, и тогда тот или иной критик становился в жесткую фронду. Но оставаться в стороне, не замечать Виктюка в театральном мире было просто невозможно.

Его творческая манера — откровенность, замешанная как на провокативности, так и на остроте — четко определялась тем, какие сюжеты Виктюк выбирал для постановки. На его Татуированную розу во МХАТе в 80-е года билетов было не достать: за контрамарку на Виктюка порой давали два билета в Большой театр, настолько он был актуален и настолько популярен. А про Утиную охоту, которую Роман Виктюк поставил в 70-е в Студенческом театре МГУ, до сих пор бредут легенды.

Безусловно, одним из самых громких его спектаклей стали знаменитые Служанки в Сатириконе. Торжество эксцентрики, пластики, больших костюмов! Зрелище было, конечно, практически невиданное для классической театральной публики: четыре мужчин, которые играли бабьи роли, скрытые за колоритным гримом а-ля кабаре, знаменитые юбки, и, уже готового, неповторимый Константин Райкин, сыгравший Соланж.

Великолепная музыка — микс из песен Далиды, Supertramp и Реквиема Верди. Служанок ругали, Служанками восхищались, Служанки объездили практически весь театральный мир, собрали какое-либо невероятное количество призов и отзывов — и оставались одним из главных спектаклей Виктюка.

Роман Виктюк мастерски подбирал себе соратников — актеров и членов постановочной группы, которые в полной мере становились его соавторами. Так, эксцентрика Служанок была усилена Валентином Гнеушевым, знаменитым хореографом и цирковым режиссером. А когда спектакль был в очередной раз возрожден, уже в 2000-е годы, то вторым режиссером постановки стал Александр Зуев, один из экзекуторов первой редакции Служанок.

Его манеру было легко пародировать — чего стоит знаменитый кавээновский скетч про Колобка в постановке Романа Виктюка, вошедший в народ как Юбку зайцу!.

Но при этом другой Виктюк был совершенно невозможен. Он был уникален и в своем режиссерском видении, и в точности сценографии, и в той страсти, которая в прямом смысле водопадом лилась на зрителя во время любого его спектакля.

Естественно, у Виктюка было его собственное время, точный исторический период, к архитектонике и атмосфере которого он тяготел. Это был Серебряный век, который Роман Григорьевич прекрасно знал, любил и с которым был неразрывно духовно связан. Сологуб, Мандельштам, Цветаева — все это была его среда, его атмосфера, фактически его далекие вдохновители. Да и он сам был продолжателем дела опытнических студий Серебряного века, в тот момент, когда, казалось, можно было сделать в искусстве все без исключения, любой эксперимент, нет табу — была бы искренность, страсть и искренность.

При этом он был вне государственный деятели, всегда подчеркивал, что не был и не будет человеком системы — в любом из ее пониманий. У него были исключительно собственные понятия о главном и прекрасном, о том, что действительно ценно и для него самого как для режиссера, и для зрителя — его основного адресата.

Он специально почти не касался театральной классики. Представить, например, всего Шекспира или Чехова в постановке Виктюка было невозможно: хотя бы потому, что мэтры драматургии так или иначе давали режиссерам принятые в тексте, в ремарках постановочные подсказки. А Виктюку подсказчики были не нужны. Поэтому, выбирая между классикой или, скажем, пьесами Робера Тома или Эдварда Радзинского (с которым дружил еще с 70-х годов), он, конечно, тратил предпочтение современной драматургии. Шекспировский текст Ромео и Джульетты делался у него в R&J, фактически любовную фантасмагорию, заправленную элементами гротеска — не так, как написано, а так, как прочувствовано.

Серебряный век не покидал его творчество стоит буквального до последних дней: киноафиша Театра Романа Виктюка по-прежнему содержит и Федру Марины Цветаевой, и Мелкого беса Сологуба, и недавнюю премьеру — Отравленную тунику Николая Гумилева (она, увы, стала задней постановкой мастера). И в этом тоже есть кой-какая символичность —, что его завершающей, по сути, итоговой работой стал текст человека, отличавшегося исключительным бесстрашием. И ровно так же, как и Виктюк, не заслужившего о себе неполярных мнений: Гумилева тоже либо обожали, либо ненавидели.

Он называл своих актеров и свои спектакли детьми, да и относился к ним ровно так же — с любовью, заботой, но при этом и со вполне ожидаемой критикой, ни на секунду не позволяя себе спать на лаврах. Работоспособность Романа Григорьевича поражала: он умел выдавать по несколько премьер в год.

Возраст, казалось, был над ним не властен — он был все так же требователен к собственным артистам, а порой и безжалостен к самому себе.

Сколько проживут спектакли без своего создателя и как сберечь уникальный виктюковский почерк — сейчас предположить невозможно. Но то, что Роман Виктюк категорического уникален, незабываем и единственный — это бесспорно. Просто сейчас его талант понадобился там, где уже давно сконцентрировались его любимые драматурги — в лучшем из миров. Там, где Серебряный век требовать временит вечно.

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Программа социальной газификации будет расширена




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Все еще авторитетный в мире: на ММКФ покажут фильмы из 56 стран

МОСКВА, 19 апреля —, катерина Вовк. — На пресс-конференции к открытию фестиваля вы отметили, что программа в этом году подступила сильная. И это несмотря на сложную политическую обстановку, которая, к сожалению, отражается и на культурных обменах. Сейчас в мире много русофобии. … Прочитать