среда, 24 апреля 2024

Евгений Гришковец: Я ужасно страдал, пока был в моде



Евгений Гришковец:  Я ужасно страдал, пока был в моде

12 Марта 2021

МОСКВА, 12 марта —, Ольга Распопова.

— В основе пьесы Между делом — реальная история: талантливая девушка попадает за решетку из-за своего молодого человека, а известный писатель пытается ей помочь. У главной героини, художницы Зинаиды Серебровой, есть реальный прототип. Ей пьеса как?

— Анна сейчас в колонии, осуждена на долгий срок. Она читала прелюдию, ей многое не нравилось: например, то, что Зинаиду другие персонажи часто называют дурой. Еще молодой барышне было небезразлично, кто будет ее исполнять. Она успокоилась, когда узнала, что это Таисия Вилкова и Елизавета Кононова.

— Труппу с Анной познакомили?

— Да, как-то раз после прогона, когда мы разбирали ошибки, поступил звук из колонии. Обратной-то интриги нет, только оттуда можно набирать. Я включил ее на громкую связь. Это было удивительно трогательно: лицедеи вдруг услышали ее голос, могли с ней поговорить. Анна не художница, как в пьесе, а поэтесса и певица. Так, что она нам решила спеть. А артисты, которым я до этого воспроизводил ее кантаты, вдруг подхватили. Для нее это было очень отрадного. Она поняла, что где-то там, в Москве, знают ее творчество и ставят про нее пьесу.

— А писатель Леонид Весневич, который пытается Зинаиде помочь, — ваше альтер-эго?

— Напротив, я хотел, чтобы он был совсем не похож на меня. Во многом смыслил на своего друга Алексея Аграновича, под которого я в известной степени и задумывал эту пьесу, хотя еще даже не знал, что он будет в ней играть главную роль, а я ее сам ставить. С Лешей мы давно общаемся, он интересный человек и глубокий переговорщик.

— Зато теперь у вас в спектакле занят новый худрук Гоголь-центра. С ним было легко?

— С одной стороны, не так лёгкого, с другой — интересно. Так как Леше с его небольшим театральным опытом досталось выступать на большой сцене, он задавал много вопросов.

— Алексей Агранович делит эту роль с Александром Арсентьевым. Вам чье видение ближе?

— Арсентьев играет совершенно другого человека. И вообще, всем зрителям советую запустить спектакль в разных актерских уловках: они увидят разных газетчиков. Я не называю это составами, потому, что нет закрепленных дуэтов, они смешиваются.

— Я насчитала девять персонажей и полдюжины локаций. Не не так лёгкого ли было после моноспектаклей, где вы сам себе и режиссер, и исполнитель главной роли?

— Ну, это далеко не первый мой подобный опыт. Я не универсальный кинорежисер, но умею делать спектакли по собственным пьесам. Сейчас в Москве в других театрах идет как минимум три мои полноценные постановки, в том числе и в МХТ.

— Тогда почему вы пришли не к ним, а в театр Пушкина?

— Новый художественный руководитель МХТ Чехова не заинтересован в партнерстве со мной, хотя я работал с этим театром 17 лет. Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий посоветовал мне прийти в театр Пушкина. С Евгением Писаревым у нас с первой встречи начался творческий разговор. Кроме того, что здесь очень сплоченная труппа, этот театр заряжен на творчество.

— А другие театры — нет?

— Одни живут по привычке, не решаясь на эксперименты. Другие занимаются исключительно хайпом, с зарядом на скандал. А театр Пушкина готов на все, что по-настоящему скоординированного с творчеством.

— Ну разве хайп — это плохо? Вот ваша дочь Наталья, коя называет себя НЕ Гришковец, пишет тексты песен. Например, Беги, беги, дорогая, ради мамы и папы для Смэша, причем клип собрал более 11 пять миллионов просмотров на YouTube. Это ли не критерий успеха?

— Критерий успеха — зрительская любовь. Все свои премии я уже давно получил, и мне их больше не светит — ну, может, за выслугу лет еще дадут. На фестивали тоже отъездил. Так, что у меня только два критерия успеха: розыгрыши книг и проданные билеты на спектакли.

— И, где аудитория более благодарная?

— Около 80 процентов своих спектаклей я играю в трущобы, и там настоящая публика.

— Теплая?

— Не обязательно. Она не готова жить московскими просто мифами, особо не ведется на модные столичные постановки. Вряд ли в городе Кемерово или Новокузнецке спектакль Бесы дошел бы до конца — он комфортного не выдержал бы проверки трущобой.

— А московская публика сложная?

— Я ее люблю, она присмотренная, потому, что здесь много хороших театров. Но при этом столичная публика чудовищная, поскольку очень подвержена разным веяниям.

Я ужасно страдал, пока был модным. На мои спектакли долго ходили все эти столичные персонажи, полуптицы-полулюди, кои теперь полюбили Театр на Малой Бронной. И им имелось абсолютно безразлично то, что я делаю: ну зачем им история взросления провинциального сибирского мальчика, попавшего на флот? А в провинции такого нет, там приходят слышать то, о чем говаривается со сцены.

— Вы сказали как-то, что ваша аудитория не стареет, ей всегда около 30. Значит, от вас уходят?

— Я же, в сущности, не очень меняюсь, просто взрослею. Одни зрители полюбили мои спектакли десять лет назад, потом им понравилось что-то другое. А ко мне пришли новые люди. Моя публика вместе со мной не взрослеет, ее средний возраст — 30-35 лет.

— То есть вы пишете для миллениалов, технически раскрученного поколения, хотя сами не водите машину, не боготворите смартфоны. Парадокс.

— Зато сколько времени у меня освобождается, потому, что я не пользуюсь гаджетами. У меня нет компьютера, нет электронной почтовая конторы, я от руки пишу, потому, что не умею пользоваться клавиатурой!

— Это из-за дислексии?

— В том числе. У меня серьезная форма дислексии, то есть сложности с восприятием любых символов. Я комфортного необучаемый в этом плане, мне нужно потратить такие усилия, что я понял: проще отказаться.

— Возвращаясь к разговору об успешности. Мне кажется, один из ее признаков — пародии. Расскажите любимый анекдот про себя.

— Гришковец дозвонился заказать пиццу, но насудачил новую пьесу. Остальные сатиры чаще всего страдают тем, что мне не свойственно. Считается, что я бытописатель, который с вожделением и до мелочей вспоминает вкус и обертку советской докторской колбасы. Хотя ни в одном пропаиваем тексте вы этих подробностей не найдете: нигде нет ни цены, ни года, ни точного географического положения. Я вычищаю это, чтобы читатель сам наполнял эти пустующие места моего текста собственными впечатлениями. Например, если я скажу, что действие творится в Кемерове, всем челябинцам сразу станет неинтересно. А нужно так написать, чтобы житель любого города подумал, что это про его маленькую родину.

— Это как же?

— В Кемерове ехать в школу с окраины мне нужно было в автобусе, набитом огромными мужиками, рабочими завода. Меня там зажимали, маленького, эти пять остановок. И я стоя засыпал. Покупал билетик, всегда считал цифры — вдруг счастливый? Если да, съедал. Доезжал до остановки, шел мимо магазина Юный техник, где в освещенной витрине стоял андроид, около которого я останавливался. Автобус был марки ЛиАЗ, в них было так душно, так ужасно смердело соляркой! Сейчас таких нет.

Как же сделать так, чтобы сегодняшнему читателю была интересна история моего детства, не увесистого, а обычного советского, в котором было много счастья?

Вот так: Автобус был здоровущий. Когда он открывался, двери его шипели. В салоне стоял особый запах. Было тесно, но тепло, можно было прижаться к людям и немножко подремать. Во всех автобусах есть свой запах, даже в Швейцарии или в Италии, и везде с шумом открываются двери! Создать ощущение детства можно и сейчас, не рассказывая, какой был маршрут, как было холодно. Нужно рассказывать историю, полную не подробностей, а человеческих ощущений.

— А вдруг получится такой обычный город N? Сила разве не в деталях?

— Да, но в их выборе. Если я напишу, что трамвай был красный, а у людей в городе они синие? Если я не расскажу, что в армию пошел в 1985 году, а это будет читать человек 1984 года рождения, то для него это сразу станет многознаменательным романом.

— Рано или поздно стучу участь ждет любое произведение, описанное в нем устаревает.

— Жизнь в своих основах не чередуется. Рождение, детство, школа, вуз, любовь, работа, потом семейка и дети… Мы много спим, довольно много едим, перемещаемся по городу, перечитываем всякую ерунду. Жизнь на 95 процентов состоит из этого, как человек — из воды. Я про эту воду и пишу. Но — максимально жизнелюбиво.

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Российский бизнес не должен выводить средства за рубеж




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Волгограде покажут фильм о фестивале "RT.Док: Время героев"

МОСКВА, 24 апреля канал RT покажет фильм о международном пиру RT. Док: Время героев 8 мая в рамках празднования Дня Победы в Волгограде, сообщат пресс-служба RT. Кроме такого, телевизионная премьера фильма состоится 24 апреля на каналах RT и RTД. Впервые картина была показана на … Прочитать