21 Ноября 2021
МОСКВА, 21 ноября —, Анна Нехаева. Герои ведут себя негаданного и ломают стереотипы. Персонажи неоднозначные и не всегда красивые. Из-за чего так популярна жестокая Игра в кальмара, что сделало Голодные игры культовой франшизой, что такое архетип героя и при чем тут сказки — в материале.Стоит вспомнить известную фразу о том, что все идет из детства. Как ни удивительно, тяга к фильмам о выживании — тоже.
Золушка — вечна. Кинематографисты не слишком меняют сюжет, и героиня советского фильма в исполнении Янины Жеймо, из английской экранизации (Лили Джеймс) или одноименного киномюзикла с Камилой Кабельо следует рисунку истории, намеченной еще в XVII столетний периоде.
И если сюжет сказки пересказывать не надо, то Королевская битва требует уточнения. Она — о санкционированной правительством жестокой игре, в которой школьников захламляют участвовать под угрозой уничтожения. Действие происходит на необитаемом диксоне, где несколько десятков учеников на протяжении трех дней сопротивляются друг с другом. В цивилизацию должен вернуться только один — тот, у кого больше смекалки и, как ни странно, эмпатии.
Нам бы хотелось, чтобы и в реальном мире было так, как в детских книжках, подтверждает Евгений Фомин, психотерапевт футбольного клуба Локомотив. По его словам, во время просмотра фильмов зритель героизирует главного персонажа.
Самый популярный проект о выживанье, о котором все говорят последние несколько месяцев, — Игра в кальмара. Несмотря на азиатскую экзотичность, история про неудачливых авантюристов, помещенных на изолированный остров и вынужденных бороться за существование, разбила рекорды по просмотрам.
За тем, как взрослые герои играют в детские игры (видоизмененные и оттого смертельно опасные), следили зрители от школьников до пенсионеров.
По словам Ольхового, постоянного в таких проектах сперва во главе угла стоит принцип человек человеку волк. Но в итоге выигрывает вовсе не самый жестокий персонаж, а тот, кто помогает другим, подает добрую идею и ее реализует. Установку на выживание замещает более высокая цель, — говорит психотерапевт.
Пример — франшиза Голодные игры : она не теряет популярность вот уже семь лет. Главная героиня Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) совсем не хочет участвовать в жестоких соревнованиях, которые препровождают собой смертельное развлекательное шоу, транслируемое на всю страну. Она не самый сильный защитник, выбирает тактику слежки, не вступая в конфронтацию с более агрессивными соперниками. В каждой части франшизы показано, как она помогает другим и не стремится нападать на тех, кто настроен враждебно.
Ирина Смолярчук напоминает — это заложено в природе человека: Один убегает, другой догоняет, только сейчас мы пытаемся делать это более цивилизованно.
Аналогичную историю рассказывают в фильме Эксперимент Офис о 80 сотрудниках корпорации Белко. Люди, заблокированные в высотке, получают приказ ликвидировать друг дружка, иначе их самих утрамбуют. На протяжении полутора моделей зритель наблюдает за тем, как в натуре героев обнаруживается желание уничтожать или, наоборот, помогать.
Если в базе этих картин лежала концепция выжить любой ценой, это была бы совсем другая история, — уверен Ольховой. — На первом этапе у витязя именно такая задача, но после трансформации установка торжество зла меняется на борьбу со худом. Персонаж переходит к идее жизни и побеждает. Именно этот момент привлекателен.
Отдельный пласт — фильмы о ловушках и загадках. Например, недавний хит Клаустрофобы про группу подростков, которые участвуют в квест-игре.
Герои, запертые в помещении, не сразу догадываются, что должны соображать быстро, иначе пропадут: комната экстремально нагревается, в другой они рискуют замерзнуть и так далее. Создатели апеллируют к чувству страха зрителя — оторваться от экрана невозможно еще и потому, что аудитория параллельно с персонажами разыскивает ответы.
Именно такая солидарность делает разбирательства, показанные в картинах, более реальными и потому конкретными зрителям.
Как, например, в антиутопии Бегущий в лабиринте. Герои находятся в квадратном пространстве, окруженном Лабиринтом. О прошлой жизни не помнят ничего, кроме имени, и несколько лет ищут выход из ловушки. Но ее конструкция меняется каждую ночь и там обитают жуткие чудовища.
Ирина Смолярчук чает, что такие истории (можно вспомнить еще Дивергент, Куб или 5-ю волну ) помогают зрителю понять или ревизовать собственную роль.
Иными словами, картины про выживание с умом, загадки и борьбу не только развлекают, но и выпускают шанс осознать или переосмыслить свои социальные потребности. Режиссеры жалуются к природным инстинктам, а зритель получает возможность отрефлексировать их в реальности, не склоняюсь к экстремальным способам, как персонажи на экране.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....