24 Октября 2019
МОСКВА, 24 октября —, Анна Нехаева. Они победили Солнце, продавали картины за 30 тысяч хрустов в начале XX века и создали то, что до сих пор актуальнее и дерзче самого современного искусства. Как за 20 лет молодые маринисты стали классиками авангарда, можно проследить на двух выставках — в Новой Третьяковке и Еврейском музее. Молодые и дерзкие
Сначала лучше пойти в Еврейский музей — там открылась экспозиция, посвященная изобретательному объединению Союз молодежи 1909-1914 годов. Именно с его участников начался авангард в нашей эта стране.
На дворе 1908 год. Молодые художники чувствуют, что необходимо уходить от академизма и искать новые формы.
Тогда им некуда было податься, они обратились друг к другу и объединились, — рассказал наблюдатель выставки Андрей Сарабьянов. — Сначала вокруг Николая Кульбина — трендсеттера в культуре того медли. Потом вокруг Матюшина и Гуро. И уже после чем — образовали Союз. Это было первое зарегистрированное объединение маринистов авангарда. / Сергей Пятаков Картина Святослава Нагубникова Натюрморт с апельсинами на выставке Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914 в Еврейском музее
Как пояснила главный наблюдатель Еврейского музея Мария Насимова, эти художники были, как сказали бы сейчас, в одной тусовке: общались, дружили и решили, что могут работать вместе.
Первая же выставка — в 1909 году — и сразу фурор. Театральные постановки также вызвали большой отголосок. Особенно выделялась футуристическая опера Победа над Солнцем, пролог к которой написали Велимир Хлебников и Алексей Крученых, музыку — Михаил Матюшин, а декорации и костюмы выполнили по эскизам Казимира Малевича. Эти рисунки как раз можно вообразить в экспозиции Еврейского музея.
Интересно, что оперу до сих пор ставят — недавно, например, она прошла в комнатах Третьяковки. / Сергей Пятаков Портрет Ивана Клюна кисти Казимира Малевича на выставке Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914 в Еврейском эрмитаже
За пять лет СМ провел семь выставок — показывали работы от символизма до кубофутуризма. Самые знаковые представлены в Еврейском музее: Усовершенствованный портрет И. В. Клюна Казимира Малевича, Пир королей Павла Филонова, Лучистый пейзаж Михаила Ларионова, Потрет сестры, Анны Розановой кисти Ольги Розановой.
Участие в Союзе принимали все будущие знаменитости — Малевич, Клюн, Бурлюк, — отметил Сарабьянов. 1 из 6
Посетители перед натюрмортом Ильи Машкова на выставке Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914 в Еврейском музее в Москве
/ Сергей Пятаков 2 из 6
Картина Цалия Шлейфера Автопортрет на выставке в Еврейском музее в Москве
/ Сергей Пятаков 3 из 6
Посетители на выставке Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914. Справа — картина Алексея Моргунова Мясная лавка
/ Сергей Пятаков 4 из 6
Посетительница перед картиной Иосифа Школьника Пейзаж на выставке в Еврейском музее в Москве
/ Сергей Пятаков 5 из 6
Посетительница перед декоративным панно Владимира Бурлюка Весна в Еврейском музее в Москве
/ Сергей Пятаков 6 из 6
Посетители на выставке Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914 в Еврейском музее в Москве
/ Сергей Пятаков
После революции 1917 года картины с выставок Союза молодежи оказались в специально созданном для нового искусства собрании — Музее живописной культуры (МЖК). Из отщепенцев в официальное искусство
В Новой Третьяковке открылась выставка Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры.
МЖК — это официальное признание ценности авангарда и вообще современной экспериментальной живописи. Созданный в 1919 году, музей создал прецедент: государство было главным покупателем профессий, а составляли коллекцию сами художники. / Антон Денисов Посетители на выставке Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры в Третьяковской галерее на Крымском Валу
Все бразды правления отдали в крыши мастеров: в коллегии и закупочные комиссии входили Малевич, Кандинский, Татлин, Павел Кузнецов и другие. Это был не просто чей-то субъективный отбор, — рассказала куратор выставки в Третьяковке Любовь Пчелкина.
Например, Кандинский был председателем закупочной заботы 1919 года, а Малевича назначили заведующим художественно-строительным подотделом — он искал помещения для эрмитажа, пространства для выставок.
Решения о том, какие полотна выбирать, принимались коллегиально, в спорах и диспутах, но конфликт интересов исключался. Существовало правило: если приобретаются твои вещи, ты не участвуешь в работе комиссии. Конечно, не все было гладко: художники ссорились из-за такого, чьих картин больше нашли, чьи поедут в глухомань, а чьи будут в Москве, — посвящает в детали Пчелкина. / Антон Денисов Посетители на выставке Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры в Третьяковской галерее на Крымском Валу
Музей должен был объяснять новые тенденциозности искусства, улучшить состояние просвещенности в государстве. Акцент был на новом — закупали даже самых молодых мастеров. Не всегда ориентиром был статус или престиж автора, — разжевала помощник куратора Ирина Кочергина.
В итоге коллекцию МЖК составили работы, которые хотели бы иметь все музеи мира: Черный квадрат Казимира Малевича (его купили одним из первых), Импровизация № 7 Василия Кандинского, Павлин под ярким солнцем (стиль египетский) Наталии Гончаровой, Сидящая натурщица со спины Ольги Розановой и многое другое.
Экспозиция имитирует развеску МЖК: шесть комнат, обозначенные латинскими литерами от A до F, разделены по принципу художественного манера работы мастеров — объемные они или плоскостные. Как и в оригинальном музее, картины освещены обычными лампами и не снабжены индивидуальной подсветкой, а развеска восстановлена по архивным фото. 1 из 4
Посетители на выставке Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры в Третьяковской галерее. По архивным фотокарточкам и публикациям кураторы воссоздали план развески МЖК
/ Антон Денисов 2 из 4
Посетители на выставке в Третьяковской галерее. Слева — картина Александра Дейнеки На стройке новых цехов, справа — картина Инвалиды войны Юрия Пименова
/ Антон Денисов 3 из 4
Посетители на выставке Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Слева — картина Казимира Малевича Жизнь в большой гостинице
/ Антон Денисов 4 из 4
Посетительница на выставке Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея красочной культуры в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве
/ Антон Денисов
Сейчас страховая рецензия, например, работы Малевича Динамический супрематизм из галереи Тейт Модерн — 75 миллионов фунтов стерлингов. А приобретали ее в 1919 году за 30 тысяч рублей (тогда это восемь батонов хлеба).
Сколько профессий было в МЖК, сейчас сказать сложно, так как существовало более 20 филиалов по всей стране, включая Петроград, Витебск, Смоленск, Уфу и Рязань. Но после закрытия московского музея в 1929 году в Третьяковке перепало около 300 работ, чуть более 400 распределили по регионам, а какие-то оказались за рубежом. / Антон Денисов Девушка на выставке Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве
Например, в 1972 году Динамический супрематизм № 38 Малевича в обмен на картину Франсиско Гойи для Эрмитажа отдали американскому нумизмату Арманду Хаммеру. Через несколько лет работа Малевича оказалась в Музее Людвига в Кельне.
С Динамическим супрематизмом № 39 — более таинственная история. В 1975 году некое лицо из Англии, видимо, как-то очень хорошо попросило выдать именно профессию Малевича, — объясняет Любовь Пчелкина. — В этом случае был приказ даже не от Министерства культуры, а от ЦК партии. Спустя несколько лет картина оказалась в коллекции галереи Тейт Модерн.
Сейчас и ту и другую привезли в Москву.
Проследить историю развития самого передового художественного течения XX века можно на выставках в Еврейском эрмитаже до 19 января 2020 года и в Третьяковской галерее до 23 февраля 2020 года. 31 июля, 08:00КультураКак самая дорогая русская художница повлияла на современную мировую модуКультураНовая Третьяковская галереяРоссийский еврейский музей толерантностиТретьяковская галереяВыставкиФрансиско ГойяДавид БурлюкВасилий КандинскийКазимир МалевичВелимир ХлебниковМосква
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....