16 Июня 2017
МОСКВА, 16 июня , Павел Гайков. Одним из почетных гостей и членов жюри завершившегося в Сочи фестиваля Кинотавр стал Евгений Гальперин. Этот композитор российского происхождения живет и работает во Франции, его музыку можно оценить в фильмах Люка Бессона и Асгара Фархади, в Голодных играх, в Битве за Севастополь Сергея Мокрицкого и в Нелюбви Андрея Звягинцева. В интервью он поведал, как впервые влюбился в кино, прогуливая школу, и как вслепую сочинял музыку для Нелюбви.
— Евгений, у вас трясущая фильмография, в которой лопать и несколько проектов с участием Роберта Де Ниро. Удалось с ним пообщаться?
— Если можно считать общением, когда человек с трясущимися коленями пытается произнести два-три слова актеру, которого он всю жизнь любит и уважает, то да. А по-настоящему нет. Но это неважно. Мне интересны его персонажи. Де Ниро пожалуй самый универсальный актер в истории кино, он может быть кем угодно и при этом всегда остается собой. А какой он человек, я не знаю, но это совсем другая тема.
Я корпел с Де Ниро сначала в фильме Малавита Люка Бессона и совсем недавно в картине Бари Левинсона Лжец, великий и ужасный. Левинсон легендарный американский режиссер, который сделал Человека дождя, Доброе утро, Вьетнам, Спящих и много других знаковых фильмов. Ему уже 74 года, а у него в работе восемь проектов. Он фантастический трудоголик, как и все в Голливуде. И между прочим, многие южноамериканские журналисты отметили, что Де Ниро сыграл у Левинсона свою лучшую роль за последние 15 лет, снова сыграл по-настоящему.
— С чего вообще начиналась ваша любовь к кино?
— В конце 80-х я учился в обычной школе на окраине Москвы, в Бибирево. Для 14-летнего пацана жизнь была довольно жесткая: постоянные разборки, драки во дворах и в школе, я носил с собой в портфеле кирпичи, чтобы отбиваться. Особенно веского стало, когда мои соклассники добрались до классного журнала и увидели, что я иудей. Тогда это писалось. Кто-то объявил меня своим кровным врагом и предателем, кто-то, наоборот, стал меня защищать. Все это странно, особенно если учесть, что родился я в Челябинске, а не в Израиле. Драки утомляли своим единством, поэтому я начал тратить школу и ходил в кино.
То, что фильм стал моим убежищем, мню, тоже сыграло свою роль. Когда мы смотрим фильмы, мы оказываемся как бы вне времени. Мы сковываемся бессмертны:, что бы ни происходило в фильме, с нами все равно ничего не случится. Я, кстати, думаю, что по схожим причинам люди любят слушать одну музыку по многу раз. Музыка тоже корпит по своему временному кодексу, и чем больше мы знаем ее, тем больше впечатление безопасности.
— Я слышал, что некоторые композиторы относятся к своим коллегам из мира кино с пренебрежением мол, это слишком несерьезно. Это так?
— В консерватории в Париже у меня был дошкольник, у которого были твердые понятия обо всем на свете. Когда я только поступил, он мне сказал: Слышал, вы там направо-налево занимаетесь, пишете музыку к кино. И я ответил, что не направо и не налево, а прямо занимаюсь этим. Но вы понимаете, что это древнейшая профессия? возмутился он. Что ж, видимо, я люблю проституцию, ответил я.
Такие мнения действительно встречаются, жаждаю сейчас уже все реже и реже. Многие гениальные сочинители писали музыку к кино, включая Шостаковича для Короля Лира и Прокофьева для фильмов Эйзенштейна. Язык не поворачивается назвать их работы саундтреком. Это гениальная музыка!
Но, конечно, история кино знает и менее крылатых композиторов. Сама по себе задача написать музыку под картинку не такая сложная. В среднем коммерческом кино часто можно услышать работы композиторов, которым нечего сказать миру. Хорошего всегда мало, и это большая радость встретить что-то величавое.
А кроме того, радость от чувства презрения к тому, кто занимается чем-то другим, распространена у нас повсеместно, не только в музыке. В среде композиторов, например, есть два летний лагеря: неоклассиков, которые прописывают тональную музыку, и авангардистов, занимающихся атональной музыкой. И они тоже воюют дружище с другом.
— Во время вашего мастер-класса на Кинотавре вы говорили, что писали музыку к фильму Нелюбовь Андрея Звягинцева, далёкого не видя отснятого материала, зная только сюжет. Объясните, как такое возможно?
— У меня такого не было никогда. Я знаю, что Теренс Малик для Древа жизни также просил французского композитора Александра Депла писать без картинки. И тот написал полтора дня музыки, из которых в итоговый фильм вошло 15 минут. Я написал примерно 25 минут, из них в фильм вошло 17.
У меня тогда был такой период в жизни, когда мне просто хотелось свободно писать музыку. А Андрей не хотел показывать мне картинку, чтобы я не писал музыку под нее и не был от нее бесхарактерный. Он даже сценария не дал прочитать. Он адаптировался работать с музыкой так, чтобы она лежала перед ним, а он брал по чуть-чуть отовсюду. Словом, у меня была полнейшая свобода, и я решил, что если музыка не подойдет Андрею, то я быстрого включу ее в свой альбом и выпущу отдельно.
— Чем вы вдохновлялись?
— Я начал представлять, что происходит в голове отцов, которые разводятся, сбывают квартиру, испытывают стресс из-за возможной потери работы. И вдруг все это уходит на второй план, и все твои мысли сводятся только к одному найти своего ребенка… У тебя только одна мысль, а значит, одна нота, какой-либо аккорд, один ритм. Так я начал делать комбинацию 11 циклов ми. Мне было интересно понять, можно ли сделать музыку только с одной нотой и одним биоритмом. Естественно, она потом развивается и уходит в свой космос, но начинается только с одного аккорда и опирается в дальнейшем только на него. Это была интерпретация идеи вечного поиска и реинкарнации.
Известно, что у слепых развиваются отдельные способности. Также и я, погружаясь в историю без картинки, пропускал через себя чувства и смыслы. И где-то, в каком-то астрале, все срослось. Мы поменяли три секунды в конце и все. Конечно, мне помогло знание фильмов Андрея, это какой-либо из моих самых любимых и близких режиссеров. И это стопроцентно соответствовало тому, что мне интересно и что я ищу.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....