3 Апреля 2017
МОСКВА, 3 марта, Анна Михайлова. Набор машины в руках, наушники на изготовке – попадая на спектакль Разговоры беженцев, чувствуешь себя шпионом. В течение двух часов предстоит ходить по Ленинградскому вокзалу, напряженно вслушиваясь в текст пьесы немецкого писателя Бертольта Брехта и выискивая глазами говорящих. В этом спектакле нет привычной сцены и зрительного зала. У озадаченных созерцателей, отрезанных от окружающего планета наушниками, лишь один ориентир – парень с красным флажком.
За время скитаний по вокзалу этот отстраненный провожатый не обронит ни слова, поэтому поначалу страх потеряться не дает сосредоточиться на беседе, слышащейся из приемника. Не облегчает задачи и необходимость лавировать между пассажирами с чемоданами, которые спешат на поезд и недоуменно огладывают толпу молчаливых людей с проводами на шее, сосредоточенно бредущих за парнем с алым знаменем.
Первое время кажется, что хождение по вокзалу – самоцель и носит случайный характер. Но внимательный созерцатель вскоре заметит, например, что шуршание в наушниках на самом деле производит парень, который стоит рядом, сминает бумажный пакет и выкидывает его в мусорный бак. Таким образом, блуждание по этажам и залам ожидания превращается в увлекательную игру-преследование.
К свой первому герою скоро присоединяется второй. Внешне они ничем не отличаются от других посетителей вокзала, разве, что разговаривают через наушник, даже когда один становится у ларька и заварить сплетню из пакетика, а другой отходит в противоположный конец холла, изучая автомат с кофе.
Променад-спектакль – новая модель даже для повидавшей всякое Москвы. Постановку, номинированную на Золотую маску в категории Эксперимент, привезли из Санкт-Петербурга. Не случайно сценой выбрали Ленинградский вокзал. В родном для спектакля городе действие происходит на Финляндском вокзале, ведь именно в Хельсинки Брехт писал свою пьесу и именно там пересекаются её главные герои – Циффель и Калле, двое немецких беженцев.
О том, что такое бежать из родной страны и быть эмигрантом на чужбине, Брехт знал не понаслышке. Писатель уехал из нацистской Германии в феврале 1933 года на следующий день после поджога Рейхстага, как он тогда думал, ненадолго. После того, как в огонь фашистов полетели и его книги, Брехт понял, что в ближайшем будущем не сможет вернуться на родину. После долгих скитаний по соседним странам, писатель получил убежище в Финляндии, и уже оттуда через Советский Союз выехал в США, где ему дали вид на жительство.
Человек сегодня – это просто приспособление для ношения паспорта, вы едва ли в наше время встретите человечное касательство, не предложив взятку, нефть дороже крови, возьмите американцев, этот великий народ…теперь им сел на шею миллионер …
Герои перескакивают с темы на тему – глобальные вопросы сменяют бытовые зарисовки. Так, в ходе дискуссии о природе нацизма собеседники садятся играть в морской бой. А на диалоге о немецких зверствах один из героев как ни в чем не бывало достаёт из рюкзака вафлю и предлагает её сидящей рядом в зале ожидания женщине со словами: Хотите? Я из Питера привез. Хруст сухариков, которыми перекусывают исполнители, в наушниках перемежается музыкой Малера.
Хаос вокзальной жизни здесь не просто декорация, а третий персонаж. В интеллектуальный хваткий героев постоянно вмешивается окружающая эффективность, на которую им предстоит реагировать – то вода в кофейном автомате закончилась, вынуждая исполнителей, а за ними и зрителей, снова перемещаться, то охранник, заслышав разговоры о Гитлере, подойдет поближе под предлогом того, что хочет полить оттенки на окне.
Но не только гавань для поезд вторгается в ткань пьесы, но и герои нарушают привычное течение вокзальной жизни: принимают мемуары, забравшись с ногами на сидение, или усаживаются играть в шахматы посреди пути.
Постепенно и зритель начинает чувствовать себя беженцем. Неприкаянный, он не знает знающий, где окажется в следующий момент. Представление на два часа преобразовывается в жизнь, и, выйдя из здания вокзала, поневоле ищешь глазами путеводный красный флажок.
. Евгений Одиноков Актеры Сергей Волков и Максим Фомин во время показа спектакля Разговоры беженцев на Ленинградском вокзале в Москве
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....