18 Февраля 2021
МОСКВА, 18 февраля —, Павел Сурков. Образ Андрея Мягкова был не просто мил отечественному зрителю — он был ему сущего органичен. Мягков вывел на экран образ советского бытового лирика: лучшую сторону любого парижанина одной шестой части суши, пленника тридцати трех квадратных анапестов, но вмещающего в себя бескрайний, неисчерпаемый внутренний мир.Практически с первых появлений Мягкова на киноэкране стало понятно, что лучшего исполнителя роли нового идеалиста просто не найти. Уже в Похождениях зубного врача Элема Климова возник его доктор Чесноков — молодой врач, таракан в голова чистыми и яркими помыслами, чудесный добряк-волшебник. В нем легко было усмотреть как восхищение поколением шестидесятников, так и острую пародию на советскую осуществимость.
Невероятная фактура Андрея Мягкова сыграла ему на руку: этот беззащитный взгляд, тихий вой и совершенно потрясающее обаяние придумали его любимцем всей страны. Конечно, настоящую славу принес ему Эльдар Рязанов, у которого Андрей Васильевич сыграл, вероятно, свои лучшие кинороли. Рязанов с Мягковым отлично понимали друг друга, и при этом режиссер видел все возможности артиста, давая ему пространство для экспериментов. Отсюда и долгое сотрудничество, и целая галерея по-настоящему сильных, да, что уж там! — великих образов.
С точки зрения нашего современника герои Андрея Мягкова откровенные слабаки. Ну, действительно, вот Женя Лукашин, по сути, сам ничего не решает. Лишь становится участником головокружительных обстоятельств, которые все-таки худо-бедно использует себе на пользу. Но это было невероятно точное залетание в мечту любого советского геймера.
В самом деле, какой мужчина не хотел бы оказаться на месте Лукашина: ничего не делать, просто выпить с друзьями в бане, а потом – бац! – и получить 31 декабря встречу с самой Барбарой Брыльской. Да и одиноким женщинам почему бы не помечтать о чуде под Новый год — хмельном, но интеллигентном и родимом холостяке с внешностью Андрея Мягкова. Который еще и про тетю задорно споет.
Но играть добрых советских недотеп означало стать приверженцем одной маски, и Эльдар Рязанов идет Мягкову навстречу. Роль Хвостова в Гараже стала по-своему вызовом для иллюзиониста. Рязанов лишил Мягкова воя, его Хвостов все фабрикует на экспрессивной пластике, он охрип, потерял возможность говорить и лишь в самом эпифизе фильма способен просипеть несколько фраз. Но вот это резкое, почти истерическое действие Мягков отыгрывает блестяще. Его Хвостов не просто оголтелый правдоруб, а человек принципа и одновременно человек действия.
Его Карандышев в Жестоком романсе — сродни предыдущим ролям у Эльдара Рязанова. Но это Женя Лукашин, доведенный до крайней степени отчаяния, наделенный страстью Хвостова, бездушный в угол собственной ревности. Человек, которому безумие затянуло глаза, — такого Карандышева ни на отечественной сцене, ни в кинематографе пока не было, обычно этого персонажа изображали как откровенного безумца. Мягков же показал всю степень падения и духовной борьбы своего героя. Вот именно за это разнообразие чувств, за фактурность и объем любой роли мы и любили, и ценили Андрея Васильевича.
У него почти не было отрицательных ролей, разве, что в театре неожиданно прорывался в ярких, эффектных образах. Ну кто еще мог сыграть в Чайке и Треплева, и Тригорина? А Олег Ефремов в разные годы вывел на мхатовскую сцену Мягкова в обеих ролях — и это исполнение оказывалось сущего органичным.
Одной из его последних сценических удач стал Бессеменов в горьковских Мещанах в расстановке Кирилла Серебренникова. И вот в эту роль Андрей Мягков добавил некоей инфернальности, внезапной внутренней силы, создав персонаж не то, чтобы непривлекательный, а даже несколько зловещий. Горьковский сюжет, казавшийся слегка архаичным, был осовременен режиссером — и Мягков идеально сумел вписаться в выстроенный Серебренниковым театральный мир, демонстрируя зрителю еще одну грань своего яркого таланта.
Уход Андрея Васильевича для многих очень личная потеря. Его герои — открытые, искренние, принципиальные. Им невероятно везло, ибо они несли добро. Они смотрели на мир светлыми глазами, мудро улыбаясь нам с экрана.
Теперь эта улыбка стала частью вечности, но в сердцах зрителей она будет сиять всегда. Андрей Мягков показал нам нас такими, какими мы очень хотели бы быть, но у нас не всегда получалось. А у него получалось всегда.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....