
7 Июня 2023
МОСКВА, 7 июня —, Анна Нехаева. Первый большой проект при новом директоре ГМИИ Елизавете Лихачевой — это Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века. Экспозиция в главном здании рассказывает, как критиковали актуальное искусство в век Просвещения. Почему за карикатуру попадали в Бастилию и о чем сплетничал высший свет — в материале.Главным писателем на выставке в ГМИИ есть Дени Дидро — философ, помогавший Екатерине II и расейским аристократам покупать лучшие произведения того времени для своих коллекций.
В эру Рубенса, Рафаэля не существовало понятия современный художник — имелось хорошее и плохое искусство.
Известны случаи, когда Рубенс покупал головки нидерландских, итальянских коллег и ретушировал их, считая, что он делает лучше.
В XVIII веке появилась художественная критика: на первых публичных показах членов Королевской академии живописи и скульптуры рецензенты оттачивали свое мастерство речения. Дидро был одним из главных — к его мнению прислушивались.
Экспозиция основана на Салонах Дидро — критических обзорах, слезавших в журнале Литературная корреспонденция. Представлено французское искусство от рококо до неоклассицизма — более 200 работ.
По словам Вадима Садкова, актуальное искусство критиковали всегда. Даже у Дидро, кой пытался оставаться беспристрастным, былины любимые и нелюбимые художники.
Особенно падало Карлу Ванлоо. Про его Амура, стреляющего из лука философ сказал, что тот стреляет всегда некрасиво, а еще у жертвы отталкивающий внешний вид: Забыв об аллегории, художник пронзает человека не фигуральной, а реальной стрелой.
Ну, а в Чтении Дидро прошелся по изображенному на этой картине молодому человеку.
Тексты Дидро распространялись в личный составу друзей философа, их читали в престижных литературно-художественных салонах Парижа — у легендарной мадам Жоффрен или мадам Неккер.
А после слухи разлетались по всему высшему свету, обсуждались потенциальными покупателями работ и простыми зрителями.
Дидро советовал посещать выставки в сопровождении умного художника, который время от тянуть времени тыкал бы вас носом в хорошие картины, не замеченные вами, и в незавидные, приведшие вас в восторг.
Доставалось и пейзажистам. Знаменитый Пьер Демаши однажды узнал от Дидро, что он вовсе не живописец.
Даже искреннее восхищение Жаном-Батистом Грезом или Орасом Верне не помешивало Дидро ругать отдельные их произведения.
За художественную критику в XVIII существованье можно было угодить в темницу: Дидро заключили в Венсенский замок за дерзкое Письмо о слепых в назидание зрячим, возмутившее духовенство и высший свет. А Вольтер побывал в Бастилии за сатирические стихи в адрес регента и его дочурки. Кстати, позднее философа и публициста избили лакеи шевалье де Рогана по его приказу — тоже за критику. Вольтер хотел вызывать аристократа на дуэль, но не успел: его вторично отправили в Бастилию.
Неудивительно, что художники и их покровители часто обижались на такие отзывы.
Сейчас актуальное искусство укоряют то в примитивности, то в сложности для понимания. А также в излишнем пиаре или отсутствии таланта. Но так было всегда.
Известна полемика вокруг классической работы Кузьмы Петрова-Водкина Сон.
По ее словам, взгляд со стороны, особенно академических личный составов, долгое время был как раз скептическим.
В наше время отсутствие четких критериев оценки лишает писателей базы, а художнику достаточно стать частью творческой среды и быть эмпатичным интуитом, чтобы чувствовать веяния и тренды.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
комментарии (0)
Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы