31 Августа 2021
МОСКВА, 31 августа —, Ольга Распопова. В Нижегородской области с 27 по 29 августа прошел 10-й “Арт-Овраг” — фестиваль, благодаря которому культурное сообщество постигло слово “Выкса”, а неприметный рабочий городок стали называть столицей российского паблик-арта. О том, каким получился первый уикенд и чего ждать от следующего этапа 24-26 сентября — в материале.“Свыкся”. Холщовые сумки с этим девизом здесь носят многие. И речение у местных любимое. “Хотел по молодости переехать отсюда в Нижний Новгород. А потом свыкся. Природа тут бронзовая, Ока рядом”, — рассказывает пенсионер Александр.
И даже гаджет через какое-то время тоже согласился, хотя сначала упорно исправлял название этого маленького городка, четверть площади которого занимает металлургический завод. Руду здесь зарабатывали еще со времен Екатерины — начали братья Баташевы, которых очень почитают. “А куда тут особо пойти работать-то еще, кроме завода? Вуза у нас своего нет, железнодорожного вокзала — тоже”, — рассуждает Александр.
На столе в уютной кухне местный специалитет — окрошка с килькой. С виду кажется, что это обычные посиделки, но нет — иммерсивный спектакль “По домам” выпускника ГИТИСа и режиссера “Современника” Андрея Маника. За два часа можно успеть зайти в гости в три совершенно разнородных семьи, где угощают фирменными блюдами и рассказывают, как живется в Выксе.
Выясняется, что не так уж легко.
Хозяйка, Наталья, мать-одиночка, честно признается: мечтает переехать в Сочи. На столе — сочники по рецепту ее бабки, но вместо привычного продукта внутри — манка. В общем, тут по-простому.
Задача, которую поставили перед собой 10 лет назад организаторы фестиваля “Арт-Овраг”, и сейчас звучит гонористого: научить жителей не просто обреченно “привыкать”, а по-настоящему любить свой городок. Где, скажем честно, юнее было уныло.
Теперь жизнь в Выксе скрашивают около 100 объектов паблик-арта, причем это не классичные для глубинки лебеди из покрышек или деревянные гномы, а вещи, которые достойны вселенских столиц: работы Эрика Булатова, Паши 183, Чарльза Ренфро.
Процесс шел постепенно: персоной радости у местных происходящее поначалу не вызывал. Например, невзлюбили суровые выксунцы работу Большой Джинни американского скульптора Джона Пауэрса — и сожгли.
В общем, первым кураторам (устроители изменяются каждые 3-4 года), команде Константина Гроусса, случилось побороться. Сменивший их Антон Кочуркин вздыхает: “Когда я впервые сюда приехал, мне ничего не хотелось делать”. Это при том, что к провинции ему-то не привыкать: многим он известен как куратор другого фестиваля, “Архстояния” в Калужской области.
В городском автопарке и на улицах поставили еще скульптуры, а на фасадах типовых жилых домов, которыми застроена вся Россия, сталь-серебрянки появляться уникальные муралы.
И местные идеей, наконец, загорелись. Настолько, что, в тот момент, когда Сказку о потерянном времени, которую художник Паша 183 наметил на фасаде дома 16 на улице Лизы Чайкиной за год до своей смерти, при ремонте закрыли утеплителем, обыватели скинулись на восстановление фрески.
В этом году в выксунской коллекции муралов пополнение: стена Наташи Стручковой и ее юных соавторов. Она разделила местных детей на две команды: одни налаживали в городе треугольники, другие — круги (причем ходили с коробками на голове, как герои Майнкрафта). А началось все с того, что жители попросили стену отремонтировать — им дуло.
“Был самый простой серый дом, а теперь стоит красивый”, — говорит преподаватель Людмила. На вопрос:, а чем такое недовольство москвичей могла вызвать скульптура Урса Фишера “Большая глина №4”? Подумав, девушка отвечает: “Наверное, к такому креативу у вас в столице еще не привыкли. Да и надо было спросить у горожан”.
Этот принцип — активное вовлечение районных — как раз и использует новый куратор фестиваля, Федор Павлов-Андреевич. “Мы решили навсегда отказаться от “гастролей”: вместо них хотим породниться с городом. Приглашенные художники не просто ездят, они должны тут истаскаться, проникнуться атмосферой, закачать себе местных соратников, чтобы выполнить работу”, — описывает он. Такой процесс он называет “полной выксунизацией”.
Так появилась идея спектакля-похода по гостям. А еще Павлов-Андреевич сам водил тур по Выксе “По углам”, в котором к нему присоединялись известные горожане — “15 дивных людей”. Например, районная легенда, заслуженный тренер России самбист и морж Виктор Егрушов, главный редактор сайта Выкса в курсе Стас Гельц.
В итоге этот выпуск фестиваля, вместо традиционного акцента на паблик-арте, получился скорее с уклоном в этнографию. Даже музыканты Zventa Sventana и АИГЕЛ, во время своего концерта на районной Красной площади, сыграли трек, материалы для которого собирали в одиннадцати окрестных деревнях Выксы.
На втором месте — литература: сразу два спектакля по произведениям Людмилы Петрушевской. Один — Карамзин. Театр в деревне — сайт-специфик, в районном полуразрушенном доме культуры еще сталинской постройки. Участвовали трудные подростки, а в одной из сцен открывался прекрасный вид на Оку: дети вели пользователей по улице прямо к превосходному берегу реки.
Второй, “Он в Аргентине”, держится на могучем дуэте выксунки Ирины Пеговой — она, кстати, осуществила тут пандемию, но впервые играет в родном городе, — и Розы Хайруллиной. Это была редкая возможность осознать спектакль, который в свое время снял из репертуара МХТ Сергей Женовач. Но тогда с Пеговой играла Юлия Чебакова, которая теперь выступила в роли режиссера.
“Мне кажется, благодаря фестивалю у выксунцев пропадает то, что я называю “комплекс Нижнего Новгорода” — это в тот момент, когда кажется, что все самое классное происходит в мегаполисе рядом”, — рассуждает Павлов-Андреевич. — Теперь сюда приезжают не только из соседних городов, но и из Москвы, Петербурга, из-за границы — это новая культурная точка на карте”.
Из-за пандемии фестиваль впервые за свою историю разбит на два этапа. Второй уикенд нарисованный на сентябрь. Программа пока в разработке, однако уже точно известно, что заработает пьедестал архитектора Чарльза Ренфро (автора московского парка Зарядье ), на котором будут сменяться работы, созданные пожившими в Выксе художниками. Открыть сей проект доверят бразильянке Вивиан Каккури, участнице одной из биеннале современного искусства в Венеции.
Ну, а пока Выкса вошла в прежний сонный ритм.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....