20 Октября 2020
МОСКВА, 20 октября —, Ольга Распопова. В ГМИИ прозвища Пушкина открылась выставка Реклама как искусство. Британский постер финала XIX — начала XX века — более 150 плакатов и афиш из собрания музея, включая работы пионеров направления Обри Бердсли и Уолтера Крейна. В отличие от других местностей Европы, где коммерческие художники беззастенчиво и в лоб хвалили товар или услугу, в Великобритании предпочитали тонкую иронию и недосказанность. О том, как англичане сначала презирали рекламу, но потом признали ее, — в материале.Представьте, что в конце XIX века французскому и британскому художникам заказали рекламу носок. Что сделает первый? Скорее всего, изобразит на плакате танцовщицу кабаре: с задранной до бедер юбкой, выставляющую вперед красивые ножки. Но викторианцы таких фривольностей не одобряли. Поэтому на английском постере, например, поп, который держит в лапах женские чулки, восхищаясь их качеством. Согласитесь: без вульгарности, но при этом оригинально — с юмором и очень запоминается, — рассказывает куратор выставки Ирина Никифорова.
По ее словам, одно из главных отличий британской визуальной рекламы — подчеркнутая деликатность. Понятно, что товар все-таки исходного было продать, но грубый нажим на потребителя пресса и публика встречали с неодобрением. Тем более было легальное основание: еще в 1752 году английский парламент принял закон об ответственности за достоверность и надежность рекламной информации.
Когда смотришь на прикинутые на выставке афиши, кажется, что их делали не для улицы, а для закрытого клуба интеллектуалов: аллюзии к литературным сюжетам, отсылки к мифологии и истории. На плакате для подземки слоганом могла быть, например, цитата из Шекспира или Джона Мильтона. Причем ее доксографа даже не указывали: намечалось, что прохожий и так узнает классика.
Выставкой британских плакатов ГМИИ продолжает исследование искусства хвалебного плаката, начатое в прошедшем году посвященной французским коммерческим художникам экспозицией Афишемания.
Благодаря часто тиражируемым произведениям Тулуз-Лотрека и его коллег почти все представляют, хотя бы немного, что такое французский постер. О английском рекламном плакате широкой публике известно гораздо меньше, а это выдающаяся страница в большой книге искусства: мало, что так точно выражает английский дух и ментальность Соединенного Королевства, — считает директор музея Марина Лошак. — Так, что мы, можно сказать, отмыкаем нашим посетителям Атлантиду.
В Англии Викторианской эпохи общество презирало рекламу, — указывает Никифорова. — Но спрос был громадный: телевидения и радио не было, а, где же еще торговцы могли рассказать о своих достоинствах. Стараясь опередить конкурентов, предприниматели соперничали в размере шрифта, бились за выгодные места: ограждения, стены домов, крыши.
Было и несколько чисто английских изобретений, которые очень быстро прижились в Европе: конные хвалебные повозки, специальные тумбы с освещением (или лайтбоксы), тексты прямо на тротуарах. А еще — человек-сэндвич, обернутый в постеры и расхаживающий по улице с листовками, — говорит куратор.
Снисходительное отношение чопорных британцев к продвижению товаров и услуг изменили рекламные карикатуры членов Лондонского скетч-клуба — Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и других художников-иллюстраторов. Созданные ими в финале XIX века билборды и рекламы посвящены театральным постановкам, изящная словесности, техническим новинкам вроде электронного освещения.
Отдельный зал — плакаты специально для лондонского транспорта. Именно коммерческие дизайнеры первыми масштабного использовали для обозначения станций столичного метро рондо ( бычий глаз ) — перечеркнутый по линии круг, прототип узнаваемого знака подземки.
Без него, особенно издалека, сложно понять, к чему призывает реклама, ведь на афишах — сцены из театральных спектаклей, зарисовки футбольных матчей, английские пейзажи. Нет, это не случайный набор картинок: суть в том, что доезжать до всех этих мест лучше на поезде.
Еще один раздел выставки посвящен агитационному и военнослужащему плакату. Особый подход в Британии был и к этому жанру, казалось бы, четкому в плане разделения на хороших и плохих. Врагов не изображали в виде монстров, а своих не кривляли просто безликими бравыми молодцами.
Так, популярным героем во время Первой мировой войны стал закуривающий Томми : обычный солдат, прервавший бой, чтобы раззадорить трубочку. Сопровождался плакат лозунгом: Эй, кайзер, минутку. В годы Второй мировой войны художник адаптировал вид к новым обстоятельствам. Томми так же невозмутимо и с улыбкой смотрел на зрителя, только теперь надпись гласила: Полминутки, Гитлер!
Незадолго до этого рекламный плакат в Британии наконец окончательно признали искусством. В 1930 году в Лондоне случилось Общество промышленных художников, воссоединившее дизайнеров и специалистов в области прикладной графики. И профессия коммерческого дизайнера в Соединенном Королевстве приобрела высокий статус.
Мы стремились показать, как Великобритания прошла путь от отрицания иллюстрированной рекламы до ее триумфального воцарения, — говорит Никифорова. Проследить это позволяет крупная коллекция постеров, которую ГМИИ получил в наследство от закрытого в 1948 году Музея нового зарубежного искусства, — более пяти тысяч экспонатов прикладной графики.
Во время карантина, указывает Никифорова, проделали огромную работу: во-первых, подготовили каталог-резоне, к выходу которого и приноровлённая новая выставка. Во-вторых, закончили масштабную реставрацию.
Конечно, многие плакаты выдержали проверку временем — ведь создавались они все-таки для улицы, а не для музея. Но вообще постеры очень хрупкие и спрашивают особого хранения. К 1920-м художники перестали использовать дешевые вид материалы. Однако прежние афиши печатали на бумаге, вместо применяю — крахмал, и сейчас такие листы просто рассыпаются, — уточняет куратор.
Выставка “Реклама как искусство. Британский плакат конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина” проходит в Галерее искусства местностей Европы и Америки XIX-XX веков до 31 января 2021 года. Билеты доступны только на сайте, сеансы — каждые 15 минут с 11:00 до 18:45.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....