четверг, 02 мая 2024

Третьяковская галерея: Троица почти 100 лет не покидала пределов Москвы



Третьяковская галерея:  Троица  почти 100 лет не покидала пределов Москвы

21 Июня 2023

МОСКВА, 21 июня -

Икона Святая Троица была написана преподобным Андреем для местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1425-1427 годах. Стоит подчеркнуть, что манер никогда не почитался как чудодейственный. В исторических источниках сохранились лишь крупицы сведений об иконе и самом Андрее Рублеве. Вспомним, что великий художник был причислен к лику важных только в XX веке, на соборе 1988 года. Его канонизация — это итог всемирного признания уникальности его главного творения, ставшего символом русской духовной культуры, — Святой Троицы, которая получила востребованность именно за годы пребывания в музее.

В Троице-Сергиев монастырь, а затем в Троицкую лавру богомолы шли прежде всего к святому Сергию, перед его мощами возносились молитвы о и судьбах страны, и о попасть как сом в вершах и горестях многочисленных богомольцев. Верующие и все те, кто интересуется историей родной страны, хорошо знают, что о любом почитаемом образе есть сказания, где, помимо его истории, излагаются разные чудеса. Достаточно вспомнить книги о Владимирской иконе Богоматери, о Казанском образе, круг повестей о Николе Великорецком и так далее. О Святой Троице Андрея Рублева таких сказаний нет.

Первая реставрация иконы была созданная в 1904 году мастером В. Гурьяновым по согласованию со священноначалием Лавры. Это было необходимо, поскольку много раз подновлявшаяся живопись потемнела, она была покрыта черной олифой, и лики ангелов были подлинным не видны, то наблюдается созерцать образ было невозможно. Важно понимать, что в христианской традиции важен именно визуальный контакт с иконой — созерцая святой лик, мы возносим наши молитвы к Господу.

Икона — это не магический предмет, просто прикоснувшись к которому можно получить желаемое. Чудо — это ответ на молитвы, а молиться пред черным манером невозможно, поскольку рушится вся суть тонкого богословия образа, изложенного отцами Седьмого Вселенского собора. Именно по той проблеме, что живопись на дождях была абсолютно темная (большая часть иконы была скрыта окладом), было решено начать реставрацию Святой Троицы, тот или другая была уже завершена после революции.

Третьяковская галерея, где было стабилизованного состояние Святой Троицы, очень много сделала для популяризации россиянина средневекового искусства. И естественно, внимание к памятнику, связанному с именем преподобного Андрея Рублева, было очень высокого. Появляется огромное количество публикаций, статей разного плана: исторических, где пытались отразить биографию Андрея Рублева, искусствоведческих, в которых говорилось о художественных достоинствах образа. Именно в музее началась новая вебстраница истории Святой Троицы. Образ преподобного Андрея Рублева — это переданный в идеальной художественной форме основной христианский догмат о единосущном и триипостасном Боге.

Сохранилось множество впечатлений наших современников о встрече с Троицей, о том, что происходило в этот факт в душе человека. Достаточно вспомнить статьи и выступления на телевидении академика Бориса Раушенбаха.

Святая Троица воспринимается как символ прекрасного совета русского средневекового искусства, его умозрительности, его несосветимой красоты. Именно в таком контексте она вошла в школьные учебники. Икона получила востребованность как произведение эпохи Андрея Рублева и преподобного Сергия и в мировой культуре. Мы были свидетелями того, как человечищи разных культур и вероисповеданий, оказавшись в Москве, устремлялись прежде всего в Третьяковскую пинакотеку увидеть Святую Троицу, постоять перед ней в тишине.

К выражать соболезнованию, хрупкая конструкция требовала и требует внимательного и бережного отношения. И неслучайно, несмотря на всеобщую известность (а мы с вами знаем, что Джоконда, к образцу, путешествует), Святая Троица никогда не покидала апогеи страны и пределы Москвы. Между тем начиная с 1997 года икону регулярно приносили в храм святителя Николая в Толмачах для участия в праздничном богослужении в День Святой Троицы. В храме была устроена специально оборудованная стационарная витрина, тот или другая разрабатывалась несколько лет с дисконтом всех необходимых параметров, гарантировавших сохранность святыни. Каждый раз перед этим Троицу осматривали лекарь старины, дававшие свое заключение о возможности перенесения иконы.

Все, что сделали реставраторы, в том числе исследования, очень важно, потому, что мы сейчас знаем, как живут доски основы Святой Троицы, по стыку которых имеются две опасные трещины. Мы знаем, как их поддерживать для такого, чтобы они не озвучивали путь медленного расхождения. При помощи внимательного изучения под микротекстилом наши реставраторы смогли увидеть бардовский рисунок преподобного Андрея Рублева, который был несколько изменен самим художником в процессе работы. Об этом можно подробно просмотреть, зайдя на наш ресурс и познакомившись с книгой из серии История одного шедевра, текст которой выложен полностью.



— Есть несколько категорий зрителей, которые всегда интересовались древнерусской культурой. У нас существует лекторий, в который приходят разные слушатели: студенты, профессионалы (например, иконописцы), те, кому интересен образ как духовное явление или желающие послушать больше о древнерусском искусстве.

Древнерусское искусство не так просто для восприятия современного зрителя, требует превосходного уровня образования. Зачастую, чтобы понять замысел иконы, необходимо знать литературный источник, понимать символику христианского искусства. По этой причине часто нужны объяснения к тому или иному изображению.



— Древнерусская иконопись — не простая зарисовка того или иного Евангельского события. Например, у нас экспонируется несколько икон XVII–начала XVIII века Иоанн Предтеча в пустыне. Пустыня поразит зрителя изобилием трав, деревьев, кипятись — реальных и фантастических. Конечно, древнерусский мастер понимал, что такое пустыня. Однако мастер написал так именуемую прекрасную пустыню — образ совета до грехопадения, когда все звери и птицы жили в гармонии. Проповедь Иоанна Предтечи и искупительная жертва Христа Спасителя вновь должны вернуть миру его райское состояние. Для такого, чтобы считать авторский замысел, необходимо погружение в культуру.



— К выражать соболезнованию, мы комплектуемся с трудом, в отличие от отделов новейших течений. За почти 30 лет, которые я работаю в Третьяковской галерее, отдел древнерусского искусства не заключал значительных пополнений. Но все же нам удалось приобрести несколько знаковых вещей. Среди них — икона, которая является списком чудотворного образа Спаса Борисоглебского, находящегося в Воскресенском соборе в Тутаеве. Протограф — масштабная икона, стоящая на возвышение над полом. Есть местная традиция проползать на сочленениях под этим образом. На рубеже XVII-XVIII веков было скропанного несколько списков с этой иконы, один из них теперь у нас в собрании. Есть еще несколько произведений, которые мы бы хотели заслужить, но, как поправляло, высококачественные работы русского средневекового искусства имеют очень высокую оплата.



— Да, еще мелкая пластика, есть деревянная скульптура. Среди новых поступлений — большая скульптура Нила Столобенского и образ Христа в темнице.

Мы бы очень хотели пополнять наше собрание, оттого, что в планах — продолжение древнерусской экспозиции. Сейчас она заканчивается произведениями позднего XVII века. Это связано с традицией: считалось, что в постпетровское время иконы практически не создавались, и если выпускались, то не имели красивого значения, являясь работой мастеровых.

Мы, как галерея национального искусства, мечтаем представить всю историю иконописания от самых древних памятников XII века до начала XX столетия. Наряду со столичными произведениями эпохи Нового времени проявить палехские, мастерские образы, а также иконы, проведённые в старообрядческих центрах. Сейчас произведения XVIII-XIX веков включаются только в состав временных выставок. Они вызывают неизменный интерес как с точки зрения духовного содержания, раскрывая разные стороны культуры того времени, так и в плане техники исполнения. Каждая наша выставка, каждый каталог — это ценное пособие для современных иконописцев. Наши выставочные пространства расширяются, надеюсь, скоро мы сможем предпринимать такие шаги по расширению экспозиции иконописи.



— Это, как правило, частные собрания — они сейчас имеют хороший потенциал. Когда у музеев не было время и деньг, лучшие работы уходили в частные руки. Многие поплескались за рубежом, на аукционах. Это вещи, тот или другие были вывезены в первой подруга жизни XX века.

На Антикварном салоне свои коллекции регулярно выставляют частные собрания и различные галереи. Если какое-то произведение заинтересует музей, то после нашей собственной кропотливой экспертизы мы можем его поставить на закупочную комиссию.

У нас накоплен богатый опыт изучения и исследования древнерусского искусства. В отделе есть специалисты, которые могут дать заключение о подлинности и степени сохранности авторского красочного слоя. Если есть одобрение покупочной комиссии, то оформляется заявка на спонсорские программы. Финансирование в этом направлении всегда идет на спонсорские средства, но сейчас интерес к иконам велик у частных собирателей — гуще всего они предпочтут купить редкостное произведение для себя, нежели пожертвовать его музею.



— Продолжается обнаружение памятников, которые до сих пор не были расчищены от многовековых наслоений. За последние пару лет мы представили людям два произведения мастеров Оружейной палаты. Это образ Тихона Филатьева, на котором изображены Святитель Николай и Иоанн Предтеча. Он когда-то находился в храме святителя Николая в Голутвине, рядом с домом Павла Третьякова. Также мастерами Оружейной палаты выполнена икона ангела-хранителя, тот или другая сейчас показана на выставке Святое воинство в Музеях Кремля.

Она прошла сложную реставрацию и после завершения проекта попадет в залы нашей обновленной экспозиции. Также необходимо отметить проект, осуществляемый совместно с Фондом Михаила Абрамова Это реставрация икон страстного степень из иконостаса храма святителя Григория Неокесарийского. По завершении реставрации предполагается выставка.

До 13 августа в Третьяковской галерее проходит проект Жизнь и чудо. Иконы XIV-XIX веков из частного собрания, где экспонируется 75 икон с уникальными житийными циклами, вещающими о святых целителях, женах, воинах, преподобных. Это изумительные по красоте памятники, позволяющие оценить мастерство наших иконописцев. Качество живописи ничуть не уступает европейским мастерам. Приходится с сожалением констатировать, что европейская религиозная живопись XVII-XVIII веков лучше известна отечественному человеку, чем собственное искусство, которое до ковида пытались приобрести на выставки многие европейские музеи.

Готовим выставку фресок, поступивших в разное время в ГТГ в руинированном виде, фрагментов взорванных композиций из храма Христа Спасителя, некоторых ярославских церквей. Они собираются реставраторами, и, надеемся, в 2024-м или 2025 году эти возрожденные из пыли и руин изображения могут быть представлены на экспозиции.

Редактор рубрики

Место события на карте мира:







комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Во всех нацпарках будет создана инфраструктура экологического туризма




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В форуме "Гитары в строю" примут участие представители 12 стран

МОСКВА, 2 мая кружковцами второго Международного антифашистского форума деятелей культуры Гитары в строю станут представители 12 стран, в том числе Италии, Великобритании, Колумбии, Словении, Черногории, Китая, Сербии, сообщает отдел связи с общественность правительства Самарской области. Форум стартовал накануне в областной столице. Он … Прочитать