суббота, 27 апреля 2024

Владимир Мединский: не хочется объединять театры кавалерийским наскоком



Владимир Мединский: не хочется объединять театры кавалерийским наскоком

30 Марта 2019



Ярославский Театр драмы имени Волкова и петербургский Александринский театр могут объединиться в единый театральный суперкомплекс: приказ об объединении 28 марта подписал министр культуры РФ Владимир Мединский. Однако позднее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев задержал действие приказа Минкультуры об объединении, а также поручил маковице министерства провести широкое обсуждение данной идеи с общественностью. В ведомстве заявили, что реализуют поручение безоговорочно.

В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков обозначил, что ситуация вокруг объединения Александринского театра и Театра удар судьбы имени Волкова не является вопросом Кремля. Он подчеркнул, что работа министерства культуры многократного получала высокую оценку президента, особенно по развитию театрального задевала в регионах. Вчера, 14:03Худрук Александринки попросил поддержать объединение с театром Волкова

Мединский в интервью заявил, что сериал объединения Александринского и Волковского театров является продуманной инициативой, среди плюсов — консолидация творческих потенциалов, интеграция финансовых и менеджерских ресурсов, единая гастрольная политика и другие. В Париже, где Мединский проводил разговоры с министром культуры и СМИ Франции и гендиректором ЮНЕСКО о Русских сезонах во Франции-2020, в интервью корреспонденту Виктории Ивановой рассказал о проекте и о том, как работа над ним будет вестись дальше.

— В четверг премьер Дмитрий Медведев приостановил объединение Александринки и Волковского театра, поручил провести разгонистое обсуждение с театральной общественностью. В каком формате будет происходить это обсуждение? Когда? С кем?

— Начну с того, что идея объединения родилась именно в коллективах обоих театров, много месяцев обсуждалась. Именно в этом ее единственность: это продуманная инициатива снизу, а не управленческое решение сверху. Мы сделали эту идею публичной только после того, как в министерство приткнулось не только обращение руководителей театров, но и обращение розданных художественных советов.

Логично, я думаю, чтобы дополнительное обсуждение минуло сначала на площадках самих театров с участием актерской труппы целиком. Насколько я знаю, и вчера, и сегодня такие собрания прошли, и к нам уже поступили послания, подписанные десятками артистов и Александринки, и Волковского театра. Затем, следующим стадием, должно быть общественное обсуждение всех тонкостей, нюансов этого особого для театральной истории события. События, которое с управленческой и творческой точек чувства имеет огромное количество плюсов. 28 марта, 19:31В театре Волкова написали открытое письмо об объединении с Александринкой

— Например, каких?

— Во-первых, это консолидация изобретательных потенциалов трупп, новые возможности для качественного роста в создании новых спектаклей.

Во-вторых, это координация репертуарной политики и резкое повышение репертуарной обоймы обоих театров.

Третье – возможность показа спектаклей на родных площадках трех театральных столиц: и Ярославля, и Петербурга, и Москвы, где создаваемый театральный комплекс получит недавнюю большую площадку.

В-четвертых, это интеграция финансовых и управленческих ресурсов, повышение эффективности финансового планирования, единая система продажи билетов, единая закупочная политика, единые цеха по изготовлению декораций, костюмов и так далее.

В-пятых, единая гастрольная политика и совершенно новые гастрольные возможности, кои открываются перед объединенным театром, особенно в связи с активной и экстенсивной политикой министерства цивилизованности по активизации гастрольной деятельности, в частности и по России, и за рубежом.

Шестой – совершенно иные возможности для служебного и творческого развития артистов, в первую очередь, ярославского театра. Это целенаправленные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации театральных кадров на совокупности наших подведомственных вузов. 20 февраля 2018, 07:00 Замрите, ангелы, смотрите – я играю!. Отец советского театра Волков…из толпы вышел Волков, и, вынув из кармана лист бумаги, зачитал текст манифеста о восшествии на престол Екатерины II. Императрица и все слушатели были в восхищении. Еще бы! Актер читал манифест, глядя в совершенно чистый лист бумаги…

Седьмое – представьте, какие перспективы растворяются перед выпускниками ярославского театрального института.

Восьмое – это интересы зрителей: они увидят на сценах объединенного театра совершенно другой набор спектаклей. Фактически афиша удваивается как минимум, а то и утраивается. Особенно, конечно, речь идет о ярославских зрителях, любителях театра. Ярославль – это театральный город с прекрасной аудиторией, умной, развитой, подготовленной. Теперь у них театральная жизнь забьет совершенно другим ключом!

Девятое – это совершенно реальные планы (худрука Александринского театра Валерия) Фокина и (худрука Волковского театра Евгения) Марчелли превратить Ярославль в своего рода третью частью столицу драматического театра России, где будут показываться самые отличные спектакли, приезд куда будет вопросом престижа для многих театров и театралов. Как сейчас летают специально на премьеры в Пермь, в Пермский театр оперы и балета, так же будут ездить и в Ярославль. К тому же такое включение в театральную жизнь одного из городов-символов Золотого кольца может дать мощнейший импульс развитому туризму в Ярославле. 28 марфа, 19:41Медведев приостановил объединение Александринки и Театра имени Волкова

Десятый плюс – данное объединение - редкий пример исторически обусловленного процесса. Я напомню, опуская автозапчасти, историю. Первый советский театр Волкова – это первая профессиональная театральная труппа, но у него не было ни как такового статуса, ни юридической основы, ни сцены. Волков со своими дружками выступал в разных местах в Ярославле, а вскоре был приглашен в Петербург. И уже в Петербурге императорским актом 1756 года был официально устроенный первый государственный театр под пособием Сумарокова, из колыбели коего выросла Александринка. Труппу же артистов учрежденного театра возглавил тот самый Федор Волков! Фактически и первая профессиональная труппа из Ярославля, и первый государственный театр в Петербурге, как учреждение, имеют право возвещать себя первым театром в России. Что поразительно - они оба связаны именем Федора Волкова. В этом историческая единственность момента: объединившись, хваткий заканчивается - оба театра останавливаются во всех смыслах первым – по рождению - национальным театром России. Такого рода эпохиальные совпадения воистину промыслительны.

Вот это все нужно рассказать общественности, это все надо рассказать людям. Петербургская сторона с самого рождения на всех уровнях – и власти, и коллектив театра – поддержала идею, а в Ярославле у общественности кусать некоторые сомнения. Их правильного спокойно разъяснить, только в форме диалога. 27 марта, 20:10Калягин раскритиковал решение о слиянии Волковского театра с Александринкой

— Насколько идея была проработана министерством? С кем проводились консультации? Были ли те, кто выступал категорически против?

— Это предложение сначала прорабатывалось в обоих театрах, потом пришло в министерство. Нам тоже понравилось. Подчеркиваю: это не управленческое решение. Поэтому со области министерства мы не собираемся вообще никого за советскую власть возбуждать и в светлое будущее дергать насильно. Обсуждать детали, объяснять – готовы.

Как мне напомнили в руководстве ярославского театра, вчера из актерской труппы около 80% подписали обращение в Минкультуры с просьбой не тормозить, ускорить этот процесс. Из Александринки – 100%. Мы-то, как вы знаете, не против. Но зачем ускорять, не объяснив людям. Если у них кусать вопросы?

На все эти вопросы пособие театров и должно ответить в рамках той общественной дискуссии, которую очень мудро предложил осуществить премьер-министр. Надо людям разжевать. Надо с людьми шушукаться. Реакция ярославской общественности – она довольно противоречива. Я слежу за откликами: кусать много выступлений за, кусать против. За весь недавний день, переполненный эмоциями, я выслушал много аргументов за, но не услышал ни одного сущностного аргумента против, кроме почему с нами не посоветовались?. Что ж, надо исправить, посовещаться, поговорить, подумать. Не спешить.

Позиция Минкультуры такова: этот план нам кажется очень интересным, мы видим в нем одни плюсы, лишь часть из которых я заплатил. Но надо, чтобы эту позицию разделили и люди, поняв, что здесь никто ничего не теряет, все только приобретают. 28 марфа, 18:03Первый национальный театр России получит сцену в Москве

— А почему, кстати, не посоветовались с ярославскими властями, с губернатором Дмитрием Мироновым? Может, пониже был бы тогда градус политической дискуссии?

— Во-первых, по правде говоря, планы объединения давно ни для кого не были секретом.

Во-вторых, надо понимать психологию артистов, они-то полагают, что это все совершеннейше внутреннее дело самих театров. Вот первый зам Калягина по СТД прославленный народный артист России Евгений Стеблов вообще заявил, цитирую: Никто извне не должен давать театрам команды. Хотят – сливаются, не хотят – не объединяются. То есть логиста театров вполне четкая:, а вообще при чем здесь общественность, партии и профсоюзы ?

На практике же, я лично согласен, есть разумные вопросы, которые задают ярославские территориальные власти. Хотя они не участвуют в финансировании ярославского театра – это полностью федеральный театр, на 100% процентов находящийся на федеральном содержании. Но по существу, а не по бухгалтерии, он театр ярославский, историческое и развитое достояние и всей России, и города, его жителей. Конечно, у владельцев области болит душа за то, что происходит в областе, они несут за это ответственность. Их обеспокоенность мне понятна.

Что ж, это стабильного, уверен, от таковского неравнодушия тоже будет польза театру. Мы видим, как театр нужен руководству региона, так что, надеюсь, теперь с полным основанием можем рассчитывать на их поддержку не только словом, но и делом, материально.

— Не думаете ли вы, что иные театральные деятели боятся, что следующими оптимизируют их?

— Ни в коем случае не применял бы здесь слово оптимизация. Все-таки под оптимизацией сейчас принято предполагать сокращение, а мы ведем речь только о развитии и росте. Объединенный театр, если объединение состоится, будет существенно превышать по своим изобретательным и финансовым возможностям оба имеющихся театра, взятых по обособленности. Думаю, в разы будет превышать. Чего боятся иные театральные деятели? Не знаю, мне лично никто ничего не говорил. Может, кто-то просто завидует.

А вот директор Мариинки великий маэстро Валерий Гергиев, у которого лично за плечами предметный опыт таковского объединения, – он ничего не боится. Он, наоборот, рад за коллег и публично уже пожелал им успеха. И, повторяю, Гергиев знает, о чем говорит. Более того, он убежден, что динамика развития культурных институций в регионах должна опережать столичную, и в такого рода интеграциях видит эффективнейший инструмент этого внедрения. 28 марта, 21:15В ГД поддержали приостановку объединения Александринки и Волковского театра

— Есть ли сейчас аналогичные предложения в проработке? Приняты ли по ним уже предварительные решения? Будут ли они теперь подвергнуты ревизии?

— Это уникальный пример, когда реорганизация предлагается не сверху, управленческим путем, а изнутри. А в целом прецеденты кусать, только не объединений, а присоединений. Так, мы присоединили Камерный музыкальный театр им. Покровского к Большому театру, мы присоединили Театр Симонова к Вахтанговскому, таковских примеров немало. Мы реализовали на базе одного театра недавнюю сцену, сверхпопулярную Филармонию-2 со строительством там одного из лучших концертных залов России – Концертного зала Сергея Рахманинова. Каждая из этих реорганизаций приносила пользу и учреждениям и, самое главное, гражданам.

Все они на каком-то этапе казались хилыми. Чего стоило только подсоединение к Мариинскому театру Приморского театра оперы и балета, создание на его базе филиала Мариинки во Владивостоке?! Я уже упоминал этот опыт, когда ссылался на маэстро Гергиева. Это была гораздо гораздо более сложная история, с колоссальными расстояниями. И это был, между прочим, не федеральный, а региональный театр, сверхсовременный театральный комплекс. Регион отдавал свое, родное. Но приморские власти адресуй на этот шаг и в результате выиграли – и власти, и жители. Больше продажи билетов, больше посещаемость театра. Приезжают туристы из Японии и Кореи, у них в программе особо – посещение Приморской сцены Мариинского театра.

Соседи посмотрели на приморский опыт – и тоже захотели сделать област привлекательным и создать лучшие условия для жителей. Теперь Олег Кожемяко (приморский губернатор) просит, чтобы еще и Александринка пришла к ним в регион. И Сахалин ждет с нетерпением, когда та же Александринка, вместе с не менее значимым для Сахалина Театром Чехова, откроет там свою сцену. Да, что говорить? Севастополь, Калининград, Кемерово, Севастополь – все ждут, когда раскроются новые совместные с Москвой и Петербургом театральные проекты.

Выгоды прекрасным. Бывает, кто-то из менеджеров сцены на местах елозит, боится прогадать, лишившись теплого местечка. Но ведь наша задача не защищать интересы менеджмента, комфортно чувствующего себя первыми на деревне, а работать для наших сограждан, особенно не столичных, а в регионах, работать во имя развития культуры. Вчера, 14:32Худрук Александринки не исключил, что идею объединения театров похоронят

— Не считаете ли вы, что русская культура потеряет два знаменитых бренда, а недавнего может и не приобрести?

— А кто вам сказал про одну потерю брендов ? С чего это вообще взяли? Никакой театр не предполагается ни ликвидировать, ни сокращать. Названия обоих театров сохраняются, статус сохраняется. Оба названия указываются в официальном логотипе и наименованье объединенного театра. По обособленности остаются и Академический театр Федора Волкова, и Академический Александринский театр, а вместе – это Первый национальный театр России, плюс у него образовывается общая московская площадка.

Интеграция же, сложение ресурсов – это процесс естественный и нормальный. Новшество в нашем случае только одно: это собственно статус Национального театра. В нынешнем сериале концепции Закона о культуре по поручению президента прорабатывается особый статус национальных учреждений культуры. Так принято во многих странах, в частности, здесь, во Франции, и данный статус будет предполагать дополнительную господдержку. Мы к этому готовы. Поэтому коллективы обоих театров существенно выиграют при придании им такого особого, объединенного статуса национального театра. Причем оплачивание будет идти не путем перераспределения средств между другими театрами, а именно за счет дополнительных мер господдержки, не в ущерб никому из имеющихся сейчас других коллективов. Я покажу, что у нас даже в самые тяжелые кризисные времена не урезалось финансирование в рамках госзадания, начиная с 2014-18 года, ни одному федерационному театру, хотя в других отраслях и регионах это осуществлялось. А у нас с федеральными учреждениями никогда такого не случалось. Это все излаживалось за счет внимательной финансовой политики министерства.

— Можете ли вы как-то обозначить сроки следующих шагов в проекте по объединению театров?

— Это настолько хорошая история, что ее совсем не хочется делать кавалерийским наскоком. Хочется, чтобы в нее все поверили. Предложение Медведева осуществить широкое общественное обсуждение мне кажется самым точным и правильным, что можно сделать в данной ситуации. Торопиться нам некуда.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Владимир Путин: в России значительно снизилось употребление крепкого алкоголя




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Фильм "Партнеры" победил в конкурсе короткометражного кино ММКФ

МОСКВА, 26 апреля Кинолента Партнеры испанского режиссёра Хосе Марии Флореса получила приз в конкурсе короткометражного кино Московского международного кинофестиваля (ММКФ), передает журналист. Церемония вручения гратификаций проходит в пятницу в столичном театре Россия. ММКФ - один из старейших фестивалей в мире, впервые он … Прочитать