Вторник, 20 Апрель 2021

Эдвард Клюг: в России мне все близко, я здесь как дома



Эдвард Клюг: в России мне все близко, я здесь как дома

4 Февраля 2020



— Эдвард, вы человек дивной судьбы – мальчик из мелкого румынского городка, никогда не слышавший о балете, делается известным танцовщиком, солистом, а затем художественным руководителем Балета Словении, одним из стержневых европейских хореографов. Как это случилось?

— Я родился в стране с аномальным режимом, где повсюду были запреты, повсюду осведомители, а то, что происходит в мире, мы узнавали только из сообщений радио Свободная Европа. На меня очень сильно повлияла эта система, и я с детства мечтал уехать из этой страны. И балет мне помог. В балетную школу я поступил случайно. О балете ничего не знал, но меня привлекала возможность выбыть в большой, по компарированию с моим город, Клуж-Напока, где находилась школа. Вначале было очень тяжело – жил в интернате, в школе была строжайшая дисциплина, да и то, чем мы занимались, казалось мне чем-то странным. Но со временем становилось все интереснее и интереснее, а потом я по-настоящему увлекся и уже бредил стать знаменитым танцовщиком.

После окончания школы меня приняли в труппку Балета Словении в Мариборе. Было мне тогда 18 лет, и я еще не знал, что стану танцмейстером. Но так получилось, что достаточно скоро это понимание пришло. С момента первой же постановки.

— Эта первая эксплуатация была вашим собственным сочинением, что это была за постановка?

— Во-первых, это была постановка, которая родилась из сценического, а не из балетного мира. Тогда я связывался с авангардным режиссером Томасом Пандуром, который ставил спектакль Вавилон. Все это для меня было странным, но очень сильно привлекало. Я понял, что театр может предоставить что-то гораздо большее, чем просто искусство балета. И я попытался исследовать это полноценное измерение – театральное.

А первое мое собственное сочинение – балет Танго — мне дался нелегко. Так как у меня не было никакого опыта в современной хореографии, мне пришлось искать ответы в самом себе, в своем теле. И путь этот — обретение своего хореографического языка, своего стиля — был очень долгим. Десятки лет прошли до такого, как люди стали понимать, что в моих эксплуатациях есть что-то особенное. Но, что бы я ни использовал, театральный аспект всегда имелся в моей работе.

— Сейчас, когда ваши балеты ставятся на ведущих сценах мира, значите ли вы, что уже достигли совершенства? Или каждая новая работа это продолжение вольта постижения секретов искусства танца?

— Хотелось бы мне верить, что этот путь бесконечен и источник познаний и новых обретений неоскудный. Хочется верить, что я путешественник на этом вольта и, что каждая новая станция это мой новый опыт. Конечно, уже что-то набежало, а на каждой станции багаж прибавляется, но мне нравится путешествовать налегке. И я отправляюсь в путешествие с пустым чемоданом, который набиваю потом новым опытом. Хочется надеяться, что конца сему пути нет!

Что касается стиля, то я хотел бы говорить прежде всего об стимулах, которые исходят из моего тела. Они такие неожиданные, что ведут меня в самых разных направлениях. Сейчас уже, наверное, мы можем говорить о каком-то умываем особом стиле. Он попадает не только движением, пластикой, но полным опытом, который получаешь во время создания спектакля как целого. А это и замысел, и музыка, и моя эксплуатация именно как режиссера — все важно. Моя цель – взаимодействие, общение с мглы, кто смотрит спектакль, стимулирование их воображения. Мне хочется повести зрителя за собой в мой мир.

— Да, у вас очень разные по темам и направлениям балеты – сказки и такие сложные общефилософские произведения, как Пер Гюнт и Фауст. Но содержится ли что-то объединяющее, какой-то единый стержень, пронизывающий все ваше творчество?

— Сложно ответить на этот вопрос. Это как спросить: ты понимаешь свою собственную работу? Я кардинального весь отдаюсь и очень изменённый своему делу. Я всегда считал и считаю, что самое главное быть честным, когда что-то делаешь. И тогда это переходит к актёрам, а от них – к зрителю. Это первое, а второе – сим стержнем является открытость.

— Какие приоритеты существуют для вас в музыке и литературе. И, что в первую очередь вдохновляет вас на создание нового балета?

— Эти процессы идут рука об лапку. Бывает, что музыка тянет за собой, а иногда, наоборот, сюжет подтягивает этот процесс. Я отдаю одинаковое количество своей силы, когда работаю над доктриной, замыслом, либретто или занимаюсь в зале с актёрами.

— Начинали вы с компактных абстрактных балетов, а сейчас все чаще ваши работы спутанным с литературой.

— Раньше я не стремился работать с литературой – мне хотелось и было, что самому сказать. Поэтому мои ранние балеты были абстрактными. Но сейчас ко мне стали обращаться балетные компании с предложением поставить полномасштабный балет. Тем не менее я сохраняю часть той работы, что придумывал раньше, и ставлю малые абстрактные балеты с разными труппками. Например, совсем недавно, в ноябре, состоялась такая премьера в Нидерландах, которая была очень успешной. В той работе я много занимался исследованием, искал полноценный хореографический язык. Но и там театральная часть обязательно имелась. Она нужна, да просто потому, что в ней всегда содержится абсолютно четкая мысль – о чем это сочинение.

— Вы много ставите в разных странах, по счастью, и в России мы можем видеть ваши работы. Совсем недавно вы привозили и показывали в Петербурге и Москве балет Сны спящей красавицы, отличающийся по сюжету от знаменитого шедевра Чайковского. Вы часто сочиняете свою эпопею на основе известного произведения?

— В этом конкретном случае я пришел на проект, когда замысел уже был создан. Это не мои мысли и не мой замысел. Американская бригада пригласила меня как хореографа на этот проект с уже существующей концепцией, которая очень зависела от современной технологии. Я принял это предложение прежде какого-то из любопытства и, конечно, чтобы поработать с такой балериной, как Диана Вишнёва, исполнительницей заглавной роли. Это был бы совсем другой балет, если бы я сам работал над замыслом и концепцией. Лично я предпочитаю говорить о чем-то без самое активное участия технологий. Тем не менее для меня это был очень интересный новый опыт.

— Не так давно, в позапрошлом году, вы дебютировали в Большом театре с балетом Петрушка. Но сейчас рискнули взяться за один из сложнейших романов Булгакова Мастер и Маргарита, который подчас не поддается большим эффектным режиссерам. Вы считаете, что танец и музыка смогут лучше и точнее передать фантасмагорический мир булгаковского романа?

— Я благополучного понимаю, насколько это существенный вызов. И я бы никогда на него не осмелился, если бы не верил, что это возможно. Во-первых, я считаю, что слово фантасмагорический больше относится именно к танцу, нежели к слову, оно как бы вызывает, требует эротанца. Я считаю, что танец способен создавать метафоры и привносить другие измерения. И нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строчек. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструмент.

Да, наверное, это самое сложное — ставить в России, в Большом театре Мастера и Маргариту, роман, который здесь у всех в крови. Но в то же время и легко, потому, что именно здесь я ничего не должен объяснять и рассказывать о романе, а могу предложить что-то новое. Мне хочется верить, что мои надежды и ожидания оправдаются.

— Когда я узнала, что вы будете ставить Мастера и Маргариту, то сразу порассудила о Шнитке. А для вас выбор музыки, автора был сложен или решение делалось мгновенным и единственным?

— Пять лет назад у меня возникла идея поставить балет Мастер и Маргарита. Процесс подготовки был длинным и неторопливым. И начал я как раз с автора Милко Лазара. Но подевало закончилось тем, что я стал ставить с ним Фауста. А после премьеры Фауста в Цюрихе объявил композитору, что решил ставить балет Мастер и Маргарита на уже существующую музыку.

Два года назад я начал изучать русских композиторов, которые жили в то советское время и у них был опыт борьбы с этой системой, как и у Булгакова. Так были определены Шостакович и Шнитке. Я изучил подлинным все собрание сочинений этих обоих авторов. Происходили порой большие вещи. Например, повиную Восьмой струнный квартет Шостаковича, у меня сразу же зарождалась знаменитая квартира №50 и массовка пробуждения Степана. А когда я услышал самые первые ноты концерта Шнитке для фортепиано и струнных, то сразу же просто увидел, как Мастер открывает окно и попадает в палату к Бездомному. Был момент, который меня просто сразил — абсолютная схожесть музыки фортепианного концерта №2 Шостаковича, которая представила как наяву встречу Воланда и Маргариты. Были совершенно неожиданные совпадения…

Но было и по-другому, когда я отталкивался от сцены в спектакле и так долгого и скрупулезно подбирал под нее музыку. Это был симпатичный и приятный процесс. Теперь он дает нам ту привольность в зале, которая так необходима.

— Эдвард, вы прикомандируй на репетиции с уже готовым планом — замыслом, доктриной, музыкой, то содержится полностью завершенным в уме проектом. Но по ходу репетиций могут возникнуть какие-то новые загибы, импровизации…

— Я пришел, когда у меня уже все готово, кроме хореографии. Я пришел с готовым балетом без балета, понимаете. И тут как раз и зарождается мой самый любимый момент креативного процесса — когда я корплю вместе с танцовщиками во время создания того или иного перемещения, трюка. Это рождается прямо там, в эрмитаже. Мне нужен танцовщик, мне необходимо его почувствовать. Это и есть настоящее – тот самый процесс, когда ты создаешь что-то на него, на этого артиста.

— Сохранятся ли главные герои романа Булгакова?

— Да, конечно, – Маргарита, Мастер, Воланд, кот Бегемот, Азазелло…

— Вы уже наметили, кто будет создавать образы главных героев? Кого из труппки Большого театра вы выбрали на роль Маргариты?

— У нас репетируют две исполнительницы — Катя Крысанова и Ольга Смирнова. Над образом Мастера работают Денис Савин и Артем Овчаренко. А Воланда репетирует – для вас это будет неожиданностью – Влад Лантратов. Мы уже начали, и я хочу сказать, постучав по дереву, что за две с половиной недели работы мы очень глубоко в процессе. Тем, что мы уже сделали, я очень доволен. Я приехал сюда в январе для того, чтобы начать эксплуатацию именно с этими главными храбрецами. И постоянно повторяю детям, что начинаю верить им и хочу, чтобы и у зрителя создалось то же самое впечатление.

— Интересно, а в спектакле будет, например, полет Маргариты, бал Воланда и другие невероятные деяния булгаковских героев? Если да, то, какие вы изобрели способы, чтобы показать все это на сцене?

— И бал будет, и полет. Но вы же не поверите, если мы просто подвесим наверху Маргариту. Конечно, нет, поэтому надо для этого найти какие-то специфические режиссерские приемы. Это еще предстоит. Мы только завязываем.

— С вами над постановкой работают ваши постоянные соавторы, с которыми вы создавали здесь Петрушку — за сценографию отвечает Марко Япель, а за домины — Лео Кулаш?

— Да, мы сочиняем визуальный ряд вместе с ними. И я хочу поделиться с вами, где будет происходить действие. После долгих, длинных размышлений я пришел к выводу, что должно быть единое место действия, которое можно будет трансформировать во все другие. Это будет заброшенный резервуар. Представьте, большая любая кровать посреди этого бассейна, отделанного плиткой бледно-зеленого цвета, – и вот уже перед вами больница…

У нас будет 12 дверей – это вход и выход в другой мир. Это нам позволит быстро менять ситуации.

И представляете, казалось бы, балет Петрушка должен был быть легче. Но по какой-то причине эта работа мне ближе, чем Петрушка, почему-то у меня есть ощущение, что здесь все пойдет более ровного и лучше. Почему-то у меня есть такое чувство.

— Вам помогает сейчас в работе то, что вы уже использовали на этой сцене? Вы уже освоились в Большом балагане?

— Это так ценно, что у меня был уже опыт с Петрушкой в Большом балагане, потому, что за это время я не только познакомился с артистами балета, но и узнал, как здесь работает весь механизм театра. И это мне очень споспешествует сейчас. Я чувствую себя здесь как дома, а это очень важно. И у меня большая ответственность за ту поддержку, которую я получаю. Моя единственная миссия – работать и получать от этого удовольствие.

Большой, несомненно, один из лучших, если не самый лучший театр в мире. И для меня работа здесь – такая мечта, о которой не смел и думать. Почему-то мне вообще в этой части согласия — в России, в Питере, в Москве, даже в Новосибирске — все очень близко, это часть меня, я здесь как дома.

Редактор рубрики







комментарии (0)


Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы



Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Как Кремль защищает «правильную» молодежь от «неправильной»




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут и ...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва. Обычные ...

[23 Мая 2020, 21:30] Александр Семёнов Диагноз никто не подтвердил, кроме знатоков из СМИ. ...

[17 Апреля 2020, 12:09] mkozhin91 Ура! Ждем поскорее тесты, проверяемся и выходим уже с этого карантина ...

[30 Сентября 2018, 15:16] Alexander Санация идет по плану. Интересно, кто станет новым владельцем? ...

[5 Сентября 2018, 20:43] Larisa "С жалобами на подземные толчки". Забавно)) ...

[27 Мая 2018, 04:50] Irina Ошибка: До 2014 года только в Паттайе, по данным таиландских властей, бредили более 60 тысяч россиян. ...

Новости шоу-бизнеса

На ремонт детских школ искусств выделят более 9 млрд рублей на 3 года

На ремонт детских школ искусств выделят более 9 млрд рублей на 3 года

МОСКВА, 20 апреля Более девяти миллиардов рублей предусмотрено на долгожданный ремонт детских школ искусств в 2021-2023 годах, сообщила министр цивилизованности РФ Ольга Любимова в ходе заседания итоговой коллегии министерства. Глава ведомства отметила, что по исходам года более 300 образовательных организаций в 41 … Прочитать