18 Апреля 2019
Общественное движение за сохранение архитектурного облика Москвы активно призывает критично принадлежать к новым проектам в центре города. Сооснователь архитектурного бюро Architects of Invention архитектор Антон Хмельницкий уверен, что реконструкция исторических зданий не обязательно отчуждает их уникальности, а новая застройка в центре города вполне может органично вписываться в панораму, не мимикрируя под старину. В своей колонке он пересказал сайту Недвижимость, как развивается сегодня архитектура столицы и, где проходит граница между консервацией и обновлением. Наследие и ультрасовременность
В последние месяцы в городском общественном пространстве произошло сразу несколько бурных обсуждений, связанных с архитектурой и планируемыми трансформациями в центральной горожанин застройке. В Москве, городе, где объектов культурного наследия насчитывается почти 6000, необходимость таких дискуссий очевидна: своей деятельностью активисты преимущественно противятся не против всего нового, а стараются привлечь внимание общества к точечной застройке и переносу отдельных объектов. Их деятельность как система вовлеченности общества в вопросы сохранения культурного наследия жизненного важна и позволяет архитекторам и городским властям под иным углом рассматривать вопрос сохранения или переноса того или иного объекта, даже не имеющего охранный статус.
В то же время в Москве существует огромное количество зданий, не обладающих официальным статусом наследия. Однако именно они, как и исторически знаковые объекты, формируют узнаваемый и любимый нами облик города. И относиться к изменениям их архитектуры следует с особой тактичностью. На мой взгляд, обостряет ситуацию с обновлением горожан объектов непонимание горожан, что грамотная реконструкция – это имеется возможность дать историческим зданиям новую жизнь, не утратив при этом своей уникальности.
То, что сегодня кажется жителям вполне привычным сочетанием, к примеру, соседство сталинского ампира и классицизма XIX века, в прошлом веке казалось возмутительным. Так или иначе, город за время своего существования сформировал свой единственный архитектурный облик, который отличнее всего охарактеризовать как эклектичный. Эклектика и iconic
Современную Москву сложно подчеркнуть городом с единым архитектурным стилем. В городской застройке можно четко проследить основные этапы развития: древняя Москва, Москва, отстроенная после пожара 1812 года, Москва конца XIX- начала XX века, конструктивистская Москва, сталинская Москва, хрущевская Москва, Москва Лужкова, ну и современный этап – Москва 2010-х.
Стилистическое изобилие прошлого, настоящего и будущего московской архитектуры наиболее ярко проявленного в центральных районах. Здесь соседствуют дома, принадлежащие разным эпохам, и современные объекты. Такое многообразие стилей основывает архитектурную идентичность Москвы. Я даже не могу назвать другого города, который пережил бы такое количество трансформаций. В XIX веке на смену столичному барокко и классицизму пришла эклектика, после в моду вошел модерн. Следующий этап в архитектурной истории столицы – производственные здания. Удивительно то, что рамках одного архитектурного хора могут сочетаются сразу несколько стилей. Такой сложный морфотип застройки характерен для индустриальных объектов на месте городских дворянских усадеб. Например, дом Абрикосовых с фабричными помещениями на улице Малая Красносельская, построенный в 1905 году. 30 июня 2015, 13:30Эволюция городского жилья от Древней Руси до наших днейСтроительству жилья, также как и человечеству, свойственно эволюционировать. О том, как менялось и преображалось городское жилье эконом-класса и элитное жилье в России на каждой эволюционной ступени от Древней Руси и до наших дней, смотрите в инфографике.
Москву принято сравнивать в плане архитектурного разнообразия со Стамбулом, но если в его застройке можно четко проследить четыре крупных этапа – византийский, оттоманский, европейский и современный, то в российской столице их минимум 8. Чтобы это понять, достаточно глянуть на район Замоскворечье – один из самых эклектичных в горожанин структуре. Садовое кольцо условно разделяет Замоскворечье на две части: историческую и промышленную. Здесь малоэтажные особняки XVIII века соседствуют с промышленными корпусами конца XIX начала XX веков и многоэтажными жилыми домами хрущевского периода – и это сочетание дозволяет проследить этапы развития городской структуры.
Единого архитектурного лица у Москвы нет и это доказуемый факт, с которым сложно поспорить. Город развивается. Один стиль сменяется другим, и органичное продолжение трансформации столицы, на мой взгляд, заключено в проектах с интенсивной и интересной архитектурной концепцией. Особенно в центре, где сложившееся архитектурное многообразие задает высокую планку для современных проектов. Новые объекты должны соответствовать многознаменательному окружению и быть знаковыми для своего времени: сейчас пришло время для зданий-икон, кои при этом будут эффективно встроены в городской контекст. Даже самая футуристичная форма может приобрести знакомые черты, благодаря хорошему использованию фасадных элементов и компроматов, перекликающихся с существующей застройкой.
Однако не все архитектурные проекты в Москве увенчались успехом. К сожалению, есть ряд объектный, которые выбиваются из строительного облика города. Пугают своей неуместностью некоторые торговые центры, построенные в середине 90-х в самом центре города. Например, брутальный Ереван Плаза на Б. Тульской улице: ни по объему, ни по архитектурному облику он не вписывается в окружающую застройку.
Еще один крайне неоднозначный, на мой взгляд, пример – БЦ Оружейный на Садовом кольце, строительство которого началось в начале 2000-х. Силуэт и архитектура этого здания не не вяжутся ни месту, ни тянуть времени постройки. Получилась не вполне удачная попытка стилизовать фасады с использованием современных элементов под сталинские высотки. В результате его массивный объем полностью разрушил многознаменательную панораму этого отрезка Садового кольца. / Евгений БиятовВид на бизнес-центр Оружейный и Останкинскую телебашню в Москве / Евгений БиятовВид на бизнес-центр Оружейный и Останкинскую телебашню в МосквеРабота с историей
Создавать новое, сохраняя при этом культурное наследие, – кропотливый путь, по которому сегодня идут мировые столицы. Москва не отстает, а в некоторых аспектах даже опережает многие отличные города.
На мой взгляд, в границах города остается достаточно территорий для развития и без необходимости точечного сноса исторических зданий, даже не имеющих караульного статуса. Важно правильно оттрубить концепцию проекта и грамотно расставить приоритеты: если есть имеется возможность сохранить первозданный облик исторического устройства, даже при серьезной реконструкции, нужно двигаться именно в этом направлении. В свою очередь, новая современная структура не должна притворяться старой.
По такому принципу мы действовали, в частности, работая над жилым проектом на пересечении Малой Ордынки и Большого Ордынского заулка, где нам хотелось добиться гармонии между исторической средой и современной архитектурой. По лицевому периметру собрания клубных домов Ordynka в Замоскворечье будут отреставрированы многознаменательные здания, а на врождённой территории появятся новые современные устройства, скрытые от посторонних пригляд. Восстановленные фасады и флигель двухэтажной усадьбы XVIII века с классическим портиком станут яркой идеей Малой Ордынки. Тонкости восприятия – взгляд снизу
Сегодня масштаб строительства и благоустройства Москвы впечатляет. Активно реконструируется исторический центр, кажется больше общественных пространств для прогулок и отдыха, благоустраиваются набережные.
В результате программы благоустройства, за последние 5 лет Москва преобразилась буквально на глазах. И это крайне важно для органичного восприятия архитектуры города, а именно на уровне пешехода. Дело в том, что зазнобой человек прежде всего смотрит на то, что окружает его в непосредственной близости – это и просторные тротуары, и возможность посидеть во время прогулки на лавочке, и выходная эффектная подсветка зданий, и, конечно, озеленение. Поэтому особое внимание сейчас уделяется сохранению зеленого массива в центре города. Пешеходные зоны, автопарки, скверы, благоустроенные улицы – все это в совокупности создает комфортный европейский город, где есть место и для архитектурных вызовов, и для органичного существования исторического наследия.
При этом любая трансформация городской среды – это процесс, который вполне может доставлять временные неудобства, это и пробки на дорогах, и закрытие улиц, и изменение привычных маршрутов, но главное – результат, благодаря которому улучшается качество жизни. 4 апреля, 12:00Как хорошо вы знаете утерявшуюся Москву?
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....