четверг, 02 мая 2024

Каминг-аут в Современнике : русских заставили молчать



Каминг-аут в  Современнике : русских заставили молчать

25 Октября 2021

Громкая премьера в Современнике — не русская драматургия, но про семью, не рефлексии чеховских сестер, а пьяные признания дам полусвета, не звук лопнувшей струны, а подробнейший рассказ о том, кто, с кем, когда, каким образом, почему, а также сколько при этом было выпито.

Вас поражает выбор темы? Для сцены, где вели диалоги сестры Прозоровы, где уходил в вечность Эшелон, где в Вечно живых ставился вопрос добронравного выбора?

Тогда вы ничего не понимаете о том, что возникает, как говорили раньше, на театре. На национальном театре, который содержит деньга.

Роскошные интерьеры фойе (существенный миг —, чтобы они понравились важным театралам, тем, кто способен поддержать дарование или сфера в целом), не менее дизайнерски решенный буфет — и тоже с таким прибором, чтобы соответствовать статусу приглашенных — поклонников сценического искусства.

Это два первых звонка, увертюра, так сказать, дающая ноту ля, чтобы настроиться на восприятие прекрасного.

Продюсеры — и там громкие имена, в том числе и Леонид Ярмольник, — выбрали для открытия (а октябрь — месяц, когда все театры задают камертон репертуара на сезон) пьесу Нила Саймона, которую они отчего-то назвали Калифорнийской сюитой (сразу повеяло романтизмом, нет?), располагаю контекстуально и лингвистически точнее ее стоило назвать Номер в калифорнийском отеле.

Пьесу Саймон написал 45 лет назад. Драматург он хоть и популярный, но в нем не было никогда ни жесткости, беспощадности и углубленности Эдварда Олби ( Кто малодушничает Вирджинии Вульф? ), ни обнаженной и трагической прямоты Теннесси Уильямса.

Так, крепкий середнячок. Потому и часто ставящийся: особо работы не требует, только разведи мизансцену — и успех в кармане.

В этот момент и начинается самое интересное.

Итак, что же сейчас, сегодня предлагает государственный московский театр в качестве успешной (и с художественной, и с коммерческой точки зрения, как говорят записные критики) постановки?

Это история трех пар: семьями их называть означает это обещание нивелировать.

Первая пара — лондонская пара полусвета-полубогемы.

Она актриса, он — торговец антиквариатом. В дамской роли Марина Неелова, в роли ее супруга — кинопродюсер Ярмольник.

Роскошный наряд героини, которую зовут Диана, — по эскизам художника по костюмам Ярмольник тоже. Оксаны Ярмольник.

Бесконечно долгий обмен репликами, в котором режиссер вообще не обязателен, поскольку Неелова — абсолютный художник такого рода фехтования.

Диалог длится бесконечно долгого долго, чтобы в конце до зрителя дошло, что актриса живет с геем уже много лет.

Это ведь невероятно на большого для русской сцены и русака театра — муки непонимания у такой вот пары, разве нет?

Ну, Вишневый сад продан, поэтому все разрешено.

Еще какая-то чета американцев, живущих в том же отеле, но в соседнем номере, отчего-то говорит с нарочитым местечковым иудейским акцентом, хотя у Саймона тема педалирования еврейскости в ее пошлом и вульгарном варианте начисто отсутствует.

Скажу сразу: даже у прекрасной Нееловой эта нелепая картавящая интонация звучит натужно и не слишком убедительно, она даже чуть стесняется этого, поскольку прима Современника — единственная из всех исполнителей — понимает, что находится на сцене, а не на кухне.

Тут конфликт другой: вечно верный муж переспал с проституткой. Которую ему подарил брат по случаю бар-мицвы уже своего сына.

Роль и этого шлемазла (простите мой идиш, но он точно соответствует стилю интермедии) кончает опять Ярмольник.

Таким образом, реальным все действие спектакля занимает расследование отношений людей, бесконечно отдаленных во времени (пьеса, напомним, 1976-го года), в пространстве (что нам Калифорния — и тогда, и сегодня), в своих рефлексиях от того, что происходит за пределами театральных стен и шире — за пределами Москвы.

Однако обойтись без клюквы, а ля рюс постановщик Александр Жигалкин не пожелал и вместо третьей пары американцев (как у Саймона) он ввел русскую чету.

Которая молчит.

На протяжении всего действия.

На то, что это русские, нам весьма толсто намекают много раз: она — блондинка в развевающемся полупижамном одеянии, вечно сооружающая селфи, он — с подчеркнуто выпяченным животом и с выражением лица, которое, как было, видимо, рекомендовано актеру продюсером Ярмольником и постановщиком Жигалкиным, не должно было быть обезображено интеллектом, зато актеру поручили носить фунтики с покупками с важным образцом (стоит ли добавлять, что это пакеты исключительно от Louis Vuitton и от Chanel?).

Да, и как можно забыть тренировочные костюмы, под которыми надеты футболки с надписью Gazprom.

Ну, чтобы все уже поняли, русские — это кретины, не умеющие бормотать, но зато надевающие в Калифорнии (в 1976-м году, кстати), патриотичные спортивные наряды.

Это, без сомнения, сильнейшая метафора, до которой не без труда дошел постановщик и которую — столь же бестрепетно и авторитетно — поддержал продюсер.

Итак, в национальном театре, живущем — предположим это еще раз — на деньги из казны, выпущена постановка, в которой один из главных героев — страдающий в паре с супругой гей, а русские переданным как немые идиоты.

А собственно, почему?

Почему акцентируют то, что в обоих случаях вызывает отторжение как на уровне культуры, так и на уровне старая школ того театра, который, вообще-то, наша национальная надменность примерно последние 100 с побочным лет?

И речь сейчас не столько о самом Современнике, сколько о том, с чем, как и с кем русский театр ассоциируется.

В любой семье —, а страна, цивилизация и традиции есть та же семья, просто в экстенсивном значении — всегда позором сообразовывалась и считается распродажа (чтобы понравиться и прийтись по душе) фамильных драгоценностей.

Театр — это та же самая фамильная мощь.

И хотя были ситуации, когда варварски такие реликвии пускали на распродажу, но, как кажется, тот урок и тогда уже был усвоен, а сейчас подобные попытки вроде бы прекратились.

Как выясняется, теперь зашли со стороны искусства Мельпомены. Лозунги, кстати, пусть и негласные, но те же: Сбросим старая школы с корабля современности.

Есть во всем этом шабаше антиискусства и антирусскости театрального действа два стойких оловянных солдатика, держащих, как атланты на своих плечах, репутацию нашей театральной школы.

Это, без преувеличения, грандиозная Марина Неелова, которая тащит на себе все мыслимые ошибки и глупости, от которых на постановке нет живого места, а еще музыка безмерно одаренного Александра Гершмана.

Эти два человека и дают тот звук, пусть и лопнувшей, но особенности, которая, может, и дарует нам всем когда-нибудь небо в алмазах.

А может, и нет…

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Программа социальной газификации будет расширена




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Самаре пройдет Международный антифашистский форум "Гитары в строю"

САМАРА, 2 мая интернациональный антифашистский форум ковачей культуры Гитары в строю пройдет в Самаре со 2 по 5 мая, в рамках форума состоятся научные конференции и выступления российских и зарубежных музыкантов перед игроками СВО и солдатами российской армии, сообщили журналистам в … Прочитать