9 Ноября 2021
МОСКВА, 9 ноября —, Анна Нехаева.— Как возникла идея выставки Бывают странные сближенья… ?
— Это абсолютно необычный проект. Я подумала, что сейчас, когда мы так замучены пандемией, так осторожны, когда нам не хватает эмоций, живости, смены впечатлений, важно, чтобы музей возбудил все эти чувства в человеке и дал возможность изменить парадигму жизни.
Жан-Юбера Мартена знают в России благодаря его кураторству Третьей Биеннале современного искусства, одного из самых нагремевших и визионерских проектов. Он также был одним из опекунов с французской стороны выставки Москва — Париж.
Однажды в командировке я оказалась на его выставке Carambolage в Гран-Пале. Она меня поразила, потрясла и привела в состояние счастья. Я почувствовала дыхание, лишенное типичей, внутреннюю свободу.
Ощущение Мартена совпадает с моим: мир искусства непрерывен, это общее паркете. И, чтобы его посмотреть таковым, надо обладать высокой свободой и смелостью.
На той выставке соседствовали вещи разных периодов, жанров, они существовали рядом по разным причинам. В экспозиции не было этикеток: информацию поместили в определенном помещенье, куда ты подходил уже после просмотра зала. Это был вдохновляющий проект.
— Как размышляете, для современного зрителя подобные проекты интереснее?
— Я считаю данную выставку важной для сегодняшнего средства, когда мы стараемся машистее видеть, менять парадигмы посмотренного, менять оптику.
И я заинтересовала Мартена сделать проект на базисе нашего собрания — такое сочинение на вольную тему.
Занимались этим четыре года: он ознакомился с большим количеством наших вещей, путешествовал по культурным институциям России, Франции и других помещений. Из них скрупулезно, буквально пинцетом, выбирали то, что помогло бы произведениям из нашей коллекции рассказать высокие истории.
— Довольны результатом?
— Это выставка-игра, от которой нельзя клянчить строгого следования истории искусств. Она — об истории людского воображения.
Проект большой, много тем и условных коридоров, по которым можно пройтись. Выставка занимает почти весь второй бельэтаж здания. Там около 300 экспонатов только из нашего собрания!
На протяжении полугода ГМИИ будет с разных ракурсов показывать нашу коллекцию. Первый этаж я бы описала как выставка вещей из постоянной экспозиции. Потому, что по завершении следующего года мы опять все переделаем — уже по новым принципам.
Для меня самой это интересно: на первом и втором этажах вещи из нашего собрания будут по-разному включаться.
— В чем еще специфика прожекта?
— Нет этикеток, текстов — только названия тем, которые очевидны и дают много источников к пониманию. Но у каждого будет доступ к кольереткам — на специальном сайте выставки martin. pushkinmuseum. art, адрес которого указан на билете, представлена карта экспозиции и брошюра с дополнительной информацией. Брошюра в печатном виде есть также в музейном магазине.
Это свободная ходьба, в которой человек не просто знакомится с музеем, но и становится путешественником по миру искусства.
— Много работ из зарубежных собраний? Были ли трудности с транспортировкой в связи с пандемией?
— На выставке работы из 63 коллекций. Мы брали поштучно то, что нам нужно. Я во время монтажа по многу раз в день поднималась, просто, чтобы вдохновиться происходящим.
Конечно, нелегко в пандемию. Случаются неожиданности. Например, в обозначенный день к нам не пришел транспорт, потому, что таможенный чиновник заболел, закрыли весь таможенный пункт. Транспорт прибыл на сутки позже. Ты зависишь сейчас от разных мелочей. Но все стараются, амины и кураторы приезжают, чтобы передать произведения.
— Что бы вы лично выделили в прожекте?
— Это неправильно — что-то отделять. Каждая вещь играет высокую роль, как на сцене. Здесь нет солистов.
Многие, посещавшие залы на первом бельэтаже, которые мы открыли после трансформации, сожалели, что не видели каких-то предметов из постоянной экспозиции. Так вот все они — на втором этаже, у Мартена!
А после закрытия выставки экспозиция на втором этаже опять поменяется. Самые важные вещи окажутся на первом, остальные — в хранилище или поедут на другие выставки.
— Кстати, о реэкспозиции. Как возникла эта идея и почему она была необходима?
— Это было связано с тем, что почти весь следующий год будет заполнен большими выставками: проект Жан-Юбера Мартена, потом проект, посвященный коллекции брательников Морозовых. Именно это и стало основным триггером осуществившегося.
Мы прикокнули сделать реэкспозицию, добавить запошивочное, итальянское искусство XVII-XVIII веков, пригласили французского сценографа и историка искусств Патрика Уркада.
Было затруднительного — сотрудники музея и сейчас привыкают. Но у нас скоро открытие нового здания Галереи старых мастеров. Нужно понимать, что с искусством можно работать по-разному.
Мы живем, в тех случаях, когда необходимость изменений диктует развитие наших нейросетей. Ничто не вращается навсегда — и это хорошая новость. Надо стараться с этим жить.
— Как движется сооружение музейного городка? Какие работы и, где сейчас ведутся?
— Строить очень тяжело, не сдать словами насколько. Но все идет по плану: в конце 2023-го мы откроем депозитарий, выставочное пространство, реставраторное.
Сразу вслед за этим — Галерею импрессионистов и постимпрессионистов, затем — Галерею старых мастеров и Дом текста.
Кстати, также в 2023-м организуем большую совместную выставку вместе с Лондонской Национальной галереей (она будет и в Лондоне, и в Москве), посвященную импрессионистам. Это в главном здании, а после завершения начнется переезд в Галерею импрессионистов.
— Какие церемониалы на выставку Арчимбольдо, которую перенесли из-за пандемии?
— Надеемся на конец будущего года. Очень осторожно говорю, потому, что там много лендеров (владельцев работ. — Прим. ред. ) со всего мира. Арчимбольдо нигде нет в больших количествах. Чтобы собрать, надо постараться.
— Как оцениваете систему с QR-кодами в музее?
— Мне кажется, это уже устоялось, хотя поначалу было трудно и все побывальщины нервно настроены. На этот небольшой момент посетители дисциплинированны, и я им очень благодарна.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....