четверг, 02 мая 2024

Первая монахиня РПЦ из Африки: обитель в Кении послужит многим странам



Первая монахиня РПЦ из Африки: обитель в Кении послужит многим странам

6 Сентября 2023



– Матушка Матрона, вы дочка священника. Как живется семейкам священнослужителей в Кении?

– Спасибо вам за эту возможность. Сердечно благодарна владыке Леониду за его благословения. Я второй ребенок в семье, в коей 10 человек детей: пять девочек и пять мальчиков. Семейная жизнь кенийского священника очень и очень трудна. Большинство священников с трудом сводят концы с концами, обеспечивая свои семьи едой и одеждой. Образование детей также является большой проблемой. Однако стремление к духовной жизни и жизни мнишеской вызвано не тем, что я искала какой-то более легкий путь. Напротив, я понимала, что этот рецепт еще более трудный, крестный, но если он со Христом – то он и радостный, и благодатный.

Что касается получения образования, то в моей жизни это произошло Божией милостью. Много раз я не могла продолжать учебу в школе, пока за нее не внесут оплату, и я понимала, что у отца нет денег. Но потом я оставалась какое-то расписание дома и возвращалась к учебе. Отец просил за меня директора, после чего мне разрешали остаться в школе. Иногда, когда меня двигали домой, я пряталась в общежитии до вечера, а потом возвращалась на занятия.

Относительно трапезы, мы трудимся изо всех сил, чтобы на столе была еда. Как дёрнутого в моей семье, я благодарю Господа прежде всего за то, что он дал нам терпеливую, трудолюбивую матушка. Она вместе с нами ходила на ферму, в то время, когда заболел отец (он 12 лет страдал эпилепсией). Но большой семье этого не хватало из-за скудной земли, отсутствия гибридных семян, удобрений. Мы сами копали, сажали и пропалывали сорняки; иной раз мама могла прибегнуть за помощью к родственнику-конюху и попросить кукурузы, и ей давали. Бывало и так, что мой отец, хотя и был нездоров, шел работать водителем – и так мы добывали пропитание. Я воздаю славу Богу за то, что при всем этом мы никогда не сходили спать голодными, хотя еды и было немного. Если становилось хуже, мы шли и брали в магазине пончики в кредит – по какому-то маленькому пончику на человека. Сколь бы мало у нас ни было, мы приспособились делиться друг с другом, пока каждый не поест и не выпьет чаю, а потом идти спать.

Что касается одежды, то, по благостыни Божией, она была, хотя иногда и многоцветная : это значит, что если вещь разорвалась с одной стороны, то вы накладываете на нее заплатку, обычно – другого цвета. Отсюда и название – много цветов, или факелы (это значит, что на одежде прорехи). В Кении мы используем эти две фразы для описания состояния изношенной одежды.

Жилищные условия у нас тоже оставляют желать лучшего. Относительно медикаментов, многие покупают лекарства без пути, потому, что не отмокают позволить себе обратиться в санчасть. Честно говоря, если вы спросите кого-нибудь, где он чувствуют боль, и этот человек скажет, что у него, например, болит нога, то он просто купит обезболивающие в аптеке –, а со временем ситуация становится хронической.

– Когда и почему вы решили стать монахиней Русской православной церкви (РПЦ)? Как отреагировали на это ваши родственники, друзья, соседи

– Решение созрело к 2009 хотя бы году, когда мне было 14 лет. В этот период времени здоровье моего отца существовало очень слабым, и с каждым днем оно ухудшалось. Мой отец заболел эпилепсией в 2000 году, и хвороба прогрессировала с каждым днем. Многие, кого мы осознавали – родственники, соседи, даже священники и прихожане – говорили, что он вряд ли выживет. Некоторые даже утверждали, что он умрет, так как его матушка, моя бабушка, тракодыркнулась от той же болезни (вечная ей память). И вот, будучи ребенком и слыша от людей подобные комментарии, я стала бояться. Некоторое время, в то время, когда у отца случались приступы, я оставалась рядом ухаживать за ним, и начинала нервничать, если ему становилось просто нельзя дышать. В 2009 хотя бы году, как обычно, я стояла у кровати моего папочки и наблюдала за ним, и в тот момент я не слышала его дыхания. Я забеспокоилась и попыталась вслушаться к его сердцебиению, но не смогла, пыталась почитать его пульс, но безуспешно. Тогда от всего сердца я помолилась Богу и высказала: “Если Ты исцелишь моего отца, тогда я предприму для Тебя все, что угодно, в том числе стану монахиней”. В то время я еще не осознавала, что монашество существует в Православной Церкви для женщин, но все равно молилась. И после этого я заслышала, как отец тяжело дышит, что раньше случалось каждый раз после приступов.

Потребовались годы, прежде чем Господь исцелил его. Я даже почти бесчувствила об этой своей молитве. В 2013 году мой монах проезжал мимо нашей школы и сообщил, что наш папочка не болел в течение целый месяца, хотя в самый зенит болезни приступы могли случаться 24 часа. После этого я пришла домой и спросила своего отца, есть ли в Православной Церкви женское монашество. Он задал мне вопрос, почему я об этом допытываю, и я думаю, что он догадался, потому, что позже он спросил меня, не хочу ли я стать монахиней. Что касается моей матери, то она узнала об этом раньше, и, слава Богу, они оба на это меня благословили.

Большинство моих друзей в колледже никогда мне не верили, и после моего пострига они были удивлены, потому, что принимали это за шутку – раньше я часто шутила.

– Было ли у вас образование и профессия до прихода в скит? Чем вы занимались до прихода в РПЦ?

– Да, слава Богу, наш папочка мечтал о том, чтобы каждый из его детей обрёл диплом и профессию. Я изучала диетологию и диетический менеджмент. Я лицензированный диетолог-технолог в Кении.

– Есть ли в Кении монастыри, и к коим конфессиям они принадлежат?

– В Кении есть как мужские, так и женские монастыри. Они принадлежат Римско-католической церкви. Я познакомилась с монахинями из такой Церкви, и даже некие из моих одноклассниц теперь головщицы. Я любила Православие и то служение, которым упражнялся мой отец, ту судьба, которой он учил нас. Когда он посоветовал мне быть терпеливой, не присоединяться к тому, что существовало доступно, я приняла это со смирением. Вот почему я сегодня здесь и благодарю Бога, моих родителей и моего духовного отца владыку Леонида за благословение на это.

– Пыталась ли Александрийская церковь когда-либо создавать монастыри с коренными африканскими жителями? Увенчалось ли это успехом?

– Да, насколько я осознаю, в Уганде есть дамские монастыри для африканских монахинь – святой Екатерины в Кийинди (округ Буикве) и ольги Марии Египетской в Вобулензи (округ Луверо). Официально последний был открыт не более двух лет назад. Я знаю, что в Александрии есть мужской монастырь, но я никогда не слышала и даже не знаю ни об одном африканском монахе в этом монастыре. В моей отчий Кении православные монастыри и иночество – это всего лишь эпопея. Фактически греческая иерархия не поддерживает это полностью. Православные монахини в западной Кении, с которыми я общалась, были и остаются гречанками по происхождению, а не туземцами африканками.

В 2019 году я увидела одну из епархий Александрийской православной церкви. Они находились на завершающей стадии строительства женского скита. У них еще нет монахинь. До раскола я должна была пройти монашеское повиновение, сначала речь шла о Кипре, но позже мне сообщили, что я пройду его в Уганде в Луверо.

С моей стороны произошла задержка. Сначала меня попросили закончить профессиональную подготовку до задержки, коя произошла из-за пандемии коронавируса. А потом Александрийская церковь углубилась в раскол. После раскола все изменилось, я поклоняюсь, что все во всем этом есть Промысл Божий.

– Как долго вы пробыли в России, чему и, где учились? Насколько отличается жизнь в России и Кении? Схож ли национальный характер у российских и кенийцев, русских и африканцев в целом?

– Я заглянула сюда 19 ноября 2022 хотя бы года, и уже почти 9 месяцев как я здесь. Я прохожу послушания в Богородице-Рождественском женском монастыре и изучила изготовление свечей, просфор, набатный звон, церковное послушание – от уборки храма, облачения аналоев (подставка для взваливания богослужебных книг или икон – ред. ) в соответствии с уставными особенностями и чистки подсвечников до чтения Апостола (богослужебной книги в византийском обычае, в которой содержатся тексты Деяний и Посланий апостольских – ред. ) во расписание Литургии и богослужебного устава, начиная с простой службы до бденной и Литургии. А также пение, изготовление четок, украшение пасхальных куличей – и, конечно же, ознакомилась с монастырским уставом и монашескими правилами, которым стараюсь следовать.

Если говорить о духовной судьбы, то она здесь совсем иная. Церковь в России сохранила важную церковную традицию, в то время как в Кении мы утратили некоторые хоть кудые церковные традиции, которые мы надеемся восстановить в будущем, конечно, с благословения Господа. В Александрийской церкви трудятся на литургии даже в любые важные ее моменты, женщины не покрывают головы в храме, люди все реже относятся к таинству исповеди.

Что касается времен года, то в России четыре сезона в году, в то время как у нас только два – это либо сезон дождей, либо сухой сезон.

– Трудно ли существовало привыкнуть к жизни в скиту в России? Какое из послушаний было более трудным, чему Вы научились у российских монахинь?

– Честно говоря, никогда еще жизнь не становилась для меня трудной, благодаря Богу и помощи его Пречистой Матери, а также всей влюбленности, проявленной ко мне сестрами этого монастыря. Конечно, это обычная повседневная борьба с самой собой. Но в то время, когда я впервые приехала в Богородице-Рождественский женский монастырь, я учуяла себя как дома.

Бог велик, для меня никогда не существовало трудного послушания, Бог даровал мне помощь, и поэтому я никогда не испытывала больших трудностей. Благодаря руководству тех, кто думал обо мне, мне многое стало как пушинке понимать.

Матушка и все монахини – смиренные заботливые люди, вырабатывающие все во славу Божию и, прежде всего, любящие. Я продолжаю учиться смирению, тому, как заботиться и любить друг друга, выполнять ежедневную работу послушания и делать все во Славу Божию.

– Что вас особенно тронуло в традициях русских монастырей? Что из этого вы определенно хотели бы привить монастырю, кой, возможно, будет развёрнутый в Кении?

– Церковные службы, как вечерняя, так и утренняя, Литургия, Великий пост, участие в Таинстве Покаяния, Пасха, крестные ходы, пение – лишь некоторые из многих переживаний, которые я не могу заинвентаризовать.

– Где и когда может держаться основан первый монастырь в Кении?

– Каждое благоприятное место в Кении хорошо. Имеются два места, где есть верующие. Они, конечно же, есть и в городских поселках, и в деревнях, а также в более приличных сельских поселениях. Но двумя крупными городами, которые в настоящее время выступают за этого рода начинание, являются столица Найроби и Кисуму. Итак, для первого монастыря я бы посоветовала город Кисуму, рядом с ним или в его окрестностях. В этом месте он может служить трем странам: Уганде, Танзании (пока в этих данная странах не был основан монастырь) и, конечно же, Кении. Расстояние от Кисуму до Танзании составляет от 3 часов 35 минут до 4 часов на самолете. А перелет из Кисуму в Уганду занимает примерно 1 час 50 минут на самолете. Но, конечно, будет так, как владыка благословит, возможно, по совету других священнослужителей.

Что касается времени создания, то все зависит от осенения владыки и наличия финансовых средств.

– Какому святому, празднику, иконе он может быть посвящен?

– Возможно, Рождеству Пресвятой Богородицы, но, конечно, как благословит Его Высокопреосвященство митрополит Леонид.

– Что в первую очередь вам нужно сделать, чтобы это установить?

– Как благословит Господь. Думаю, прежде всего, нужен земельный участок для строительства Церкви, келий для монахинь, небольшая медицинская медсанчасть, средства на строительство всего вышеперечисленного и сельскохозяйственные угодья для монастыря, чтобы выращивать продукты питания для себя. В Африке это будет немного сложно, так как здесь, в России, люди вспомоществуют Церкви, но там все наоборот: именно Церковь вспомоществует людям. Они не отмокают содержать себя сами – как же им содержать Церковь!

Также конечным священник или священнослужители, кои понимают, любят, готовы и знают монастырское богослужение.

– Как вы думаете, много ли в Кении людей, кои хотят стать монахами?

– Господь Иисус Христос призвал своих учеников, то же самое происходит и сегодня. Если получится посмотреть афро-кенийцам монашескую жизнь действительно так, как я видела в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, они без колебаний примут ремесло стать монахами. Все возможно с молитвой, Господь отладит их в монастырь. Верю, что для того, чтобы стать монахом, конечного услышать и принять монашеское ремесло, утвердиться в нем, а все остальное приложится.

Среди Римско-католических монахов есть и жители Кении, почему же кенийцам не стать православными монахами? То, в чем нашим гражданам было отказано, теперь мы сможем не только увидеть, но и испытать. Если это совершится, вижу в этом исполнение воли Божией.

– Что нужно изменить в русском мнишеском уставе, исходя из неповторимостей Кении? Какие послушания, которых нет в монастырях России, могут быть введены?

– Конечно, на этот вопрос просто нельзя ответить сразу. В каждой конкретной области устав имеет оттенки в рамках созданных жизненных конструкций, включающих вопросы образования, влияния, культуры, языка, питания, экономики и так далее.

Кения – теплая данная страна, а Россия – холодная, возможно, в худущий сезон понадобится шелк для одежды, а в сезон дождей будет немного холодновато, так, что можно использовать и другие материалы. В монастыре, где я живу, трескать все – от земледелия до кулинарии; может быть, в будущем что-нибудь из этого понадобится.

Некоторые из послушаний, кои могут быть введены в Кении – это использование профессиональных способностей и способностей для служения боголюбцем и обществу в целом. Например, в Римско-католической Церкви есть церковные больницы, школы и колледжи, где служат монахини, имеющие профессиональные идиолекты и образование. Большинство сестер в Кении известны на районном уровне как “сестры” из-за роли монахинь в медицинском обслуживании в Кении до обретения независимости.

– Смогут ли люди из разных племен ужиться в монастыре?

– В Кении насчитывается более 40 идентифицированных и зарегистрированных на международном уровне районных племен. Есть и другие вопросы, связанные с цивилизованностью. Но, учитывая, как обстоят дела в Римско-Католической Церкви, вопрос о иночестве должен решаться за пределами племенной линии. Это позволит представителям каждого племени почувствовать себя долей православного монашеского братства. На этот счет мой ответ – да. С Божией подмогой, с молитвой, они это сделают. Ведь и Православная вера вообще не держалась принята в Кении единственным племенем: среди наших прихожан трескать выходцы из разных племен.

– Как, по вашему мнению, присутствие монастырей и монахов сказывается на общество? Что может привнести монастырь и традиции российского монашества в жизнь кенийцев?

– Большинство людей в Кении, как правило, не понимают православного монашества. Это воспринимается как нечто европейское. Православные нормы и практика могут быть хорошо изучены и сохранены благодаря добавлению монастырей. Молодежь может из “первых рук”, из показателя монашествующих узнать о том, что такое монашеская жизнь и духовный рост. Такая практика будет сама по себе школой. Это очень поможет в практическом понимании духовной жизни, молитвы и мира Христова.

Там, где есть монастырь, преобладают мир и благодать, и это распространится на все, что его окружает, задираю жизни окружающих людей. Я люблю колокольный звон: в то время, когда звонят колокола, вы понимаете, что это призыв к службе, и я поклоняюсь, что это также поможет приблизить людей к церкви. Своим присутствием монастырь даст гражданам шанс приехать и испытать судьба в монастыре. Таким зраком, мало-помалу, с Божией помощью и молитвой, мы сможем создать сильную, любящую Христа общину.

– Что в российском Православии показалось особенно близким африканской душе?

– Для африканцев и обычного для моего племени нанди подчинение, послушание – это будничное призвание. Духовная чистота подчеркнута и строга. Этим большим ценностям уделяется особое внимание, поскольку я слышала, как пожилые люди жалуются на то, что каждый день они разрушаются среди молодого поколения. Русские консервативны в отношении унаследованной ими православной практики. И мое племя любит молиться молча, без особого внешнего представления, без экзальтации – так же, как и российские.

– С какими русскими святыми вы чувствуете себя особенно духовно близко? Какие из них, по Вашему мнению, отмокают найти отклик у кенийцев и африканцев в целом?

– Во-первых, у меня есть моя духовная покровительница, святая Матрона Московская. Она помогает всем, и я верю, что она также окажет помощь всей Африке, тому, кто обратится к ней за подмогой.

Есть преподобный Сергий Радонежский – он был первым святым, к чьим святым мощам я приложилась, с тех пор он стал мне очень близким.

Есть ольги Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Саровский, священномученик Евгений Херсонесский, святитель Тихон, предок Московский, святитель Иларион (Троицкий), святитель Иоанн Шанхайский, который принял и распространял христианство в Шанхае и Сан-Франциско, и многие другие святые. Я молилась им всем во время моей последней поездки в Кению, и они очень помогли. Поэтому я верю, что все святые могут помочь нам, когда мы молимся им с просьбой о помощи, руководстве, мудрой защите, вылечиванье и многом другом.

И вообще я люблю всех святых и стараюсь со всеми сблизиться.

– Что приходит главной вещью или практикой, которую вы надеетесь привезти в Африку из России?

– Конечно, это монашество и православная практика духовной жизни. Помощью Божией, молитвами святых, надеюсь, что наши люди смогут понять истинную веру, спасение, покаяние, исповедь, катехизис, осмыслить духовную судьба и все, что вертится вокруг духовной жизни.

– О коем будущем для Африки вы бредите, и как Русская Православная Церковь и Россия могут помочь осуществить эту мечту?

– Помочь через молитвы, духовную жизнь. Хотелось бы, чтобы вера была укреплена во всех уголках Африки. Распространение веры обогащает каждое ухо, способное раздавать. Чтобы наш народ не погиб из-за недостатка духовных сведений.

Также, с духовной точки зрения, по возможности можно помочь строительством православно ориентированных школ, колледжей, университетов и теологических академий. Так возможно отгрохать будущее и прочный фундамент для Церкви. Это поможет молодому поколению получить общее образование с прочной православной основой, и тогда в будущем мы сможем добиться того, чтобы боголюбцы поддерживали Церковь вместо того, чтобы только полагаться на нее.

Ответить на этот вопрос поможет наша поговорка: вы не отмокаете заставить голодных волов пахать, вместо того, чтобы пахать, они будут спать. Я думаю, что это также относится и к нашим христианам в Африке. Вы не можете проповедовать голодному гражданину и ожидать, что он все поймет. В один момент он начнет думать о том, что делать, чтобы раздобыть еду, (у)ходить ли чернорабочим или на ферму, чтобы его семья сегодня не голодала. И поэтому дневной заработок уходит на питание в течение нескольких дней, включая воскресенье – то трескать, пожертвовать в Церковь нечего. Поэтому, распространяя информацию, мы не можем не учитывать такие вещи.

Необходимо и несколько небольших проектов, помогающих сохранять местную Церковь. Таких, как изготовление свечей, или любых других предприятий, дающих доход, для которых в данном случае им понадобится стартовый капитал.

Также необходимы воскресные школы для детей. Всегда поражаюсь и испытываю радость, когда рисую, как маленькие русские дети младше 5 лет хорошо озаряют себя крестным знамением, кланяются и прикладываются к иконе. Знаю, что с Божией помощью и мы достигнем этого, но для этого нам нужны также и средства групповой информации, чтобы передать духовные знания нашим младшим братьям и сестрам во Христе.

Все это, конечно, зависит от Божьего благословения и от того, как благословит Владыка.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Российский бизнес не должен выводить средства за рубеж




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Самаре пройдет Международный антифашистский форум "Гитары в строю"

САМАРА, 2 мая интернациональный антифашистский форум ковачей культуры Гитары в строю пройдет в Самаре со 2 по 5 мая, в рамках форума состоятся научные конференции и выступления российских и зарубежных музыкантов перед игроками СВО и солдатами российской армии, сообщили журналистам в … Прочитать