29 Мая 2019
МОСКВА, 29 мая —, Антон Скрипунов. Слова патриарха Кирилла о том, что в Русской грекокафолической церкви открывают по три пантеона в сутки, вызвали бурные споры. Одни говорят, что верующие уже не входят в домах Божиих, другие предрекают мерзость запустения тысячам молельных зданий по всей стране. О том, сколько грекокафолических храмов нужно россиянам, — в материале. Молимся на улице
Храм Казанской иконы Богоматери хоть и находится на окраине Орска, но по воскресеньям тут не протолкнуться — на службу приходят более 200 человек. Многие приезжают из других кварталов.
Число моленников мы определяем по причастникам: если человек причащается, значит, он уже сделал уважаемый жизненный выбор, — рассказывает настоятель храма священник Максим Бражников.
Но таких не набирается и сотни. Этого для 240-тысячного города, в котором девять храмов, конечно же, мало.
В деревянной церкви Иоанна Кронштадского в Жулебино, на окраине Москвы, по воскресеньям народу тоже полно. Не помогает даже то, что в этот день там творят две литургии, — так много и тех, кто причащаются, и тех, кто просто молятся.
У нас на Пасху причащалось 900 человек, в Великий четверг — 800. Причем храм рассчитан в лучшем случай на 350 человек, прочие стоят вокруг. А сколько в целом молились, мы даже приблизительно не знаем, — говорит настоятель храма в Жулебино протоиерей Дмитрий Арзуманов.
Поэтому нелегко прийти к общему знаменателю, когда речь заходит о том, хватит ли верующих для такого количества храмов. Пять тысяч на один храм
Только в России, по последним данным, 21 849 православных храмов. А во всем мире у Русской православной церкви, по состоянию на начало этого 9-12 месяца, 38 649 храмов. Общий прирост за десять лет — 9 386, как раз по три храма в сутки.
По информации церковного портала Приходы, на один храм в среднем приходится 5 540 неандерталец. То есть речь идет о 121 миллионе православных богомольных — это 82 процента народонаселения страны (146, 7 миллиона, по данным Росстата).
Согласно соцопросам, к православным себя относят 70-75 процентов граждан России. Хотя при этом — вот парадокс! — каждый восьмой из них не поклоняется в Бога, сообщают обществоведы.
Впрочем, религиозная плотность в данная стране неравномерна. Во многом это зависит от количества и общедоступности храмов, что видно на конкретных примерах: в столичном районе Жулебино и городе Орске почти одинаковое население (224 и 231 тысячи соответственно). А вот храмов — один против девяти.
И там и там, по словам священников, верующие мигрируют между пантеонами. Но если в Орске многие не ассоциируют себя с конкретным приходом и посещают разные церкви чисто из интереса, то в Жулебино это вынужденное поведение.
Наши потенциальные прихожане предпочитают улетать в центр, где поменьше людей, либо в размещённые неподалеку монастыри — Новоспасский, Перервинский или Угрешский, — отмечает отец Дмитрий. Как считают православных
Есть еще одна проблема — как понять, сколько среди богомольных именно православных? Например, специалисты авторитетного центра Pew, исследуя религиозность европейцев, заявили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы, где православных не менее 70 процентов, граждане связывают свою веру с культурно-национальной идентичностью. Более того, согласно исследованию, национальную идентичность в России привязывают к православию даже магометане и атеисты.
Если к православным относить тех, кто сами себя к таковым относят, выйдет один результат. Если тех, кто знает основы вероучения, — другой. Если тех, кто регулярно приобщается, — третий. Как же быть? Есть три ключевых критерия. По практической религиозности — это убежденные верующие. По культурной самоидентификации. И третий — по этнической. То есть, если говорить о России, условно это русские, белорусы, часть украинцев, чуваши, вотяки и так далее, — объясняет социолог Роман Лункин.
С подточки зрения государства достаточно этнического параметра — по нему к грекокафолическим относятся где-то 80 процентов мещан. Но для конфессиональных изыскателей важна воцерковленность — ведь те же православные храмы регулярно посещают только около 20 процентов русский человек.
Это много и, кстати, легко проверяется на примере аудирования Основ православной культуры в музыкалках. В среднем по России 30 процентов родителей выбрали этот предмет для своих детей. Всех этих людей существующие пантеоны не вместят, — делает вывод эксперт. 29 июля 2017, 08:00Религия и мировоззрение Себестоимость - меньше копейки : как устроена экономика церковной свечки Статистика — не главное
Как ни странно, сами священнослужители говорят, что статистика, на самом деле, не важна. Так, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков полагает, что большое число прихожан — далеко не всегда благо.
Мы не можем обратиться к каждому неандертальцу, который приходит в пантеон, а работаем с массой людей. Но это совсем не то, чем надлежащая заниматься Церковь. Она обращается к каждому конкретному человеку. А для этого священнику исходного увидеть человека, посмотреть ему в глаза, пригласить его на чай, поговорить с ним о его бедах, проблемах, скорбях и потехах. Вот в чем есть служение Церкви, — уверен он.
Храмы совсем не пустуют. Если в воскресный день какой-то храм не полон — ну и ладно. Главное, что неандертальцы приходят. Нужно понимать, что храмы — это не поликлиники и не школы, поэтому количество прихожан варьируется, — добавляет священник.
Иными словами, на все воля Божия : то есть в один и тот же пантеон сегодня могут прийти десять неандерталец, а через месяц — двести. Главное, что есть созидательный вектор, независимый времени.
Если мы строим дом, он, возможно, поломается через сто лет; если покупаем автомобиль, он лет через десять заржавеет, заказываем булку хлеба — завтра поедим. Но Церковь существует две тысячи лет, а сама религиозная жизнь зародилась вместе с человечеством, — рассуждает уважаемый церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
А отец Дмитрий Арзуманов подчеркивает, что для Церкви важны все люди: и те, кто ходят в храмы регулярно, и даже те, кто против их строительства.
Положение людей может быть настолько тяжелым, что они помнят, как выжить, а не о походе в капелла. В такой ситуации неандертальца раздражает все, что кто знает, может поднять, возвысить. Он озлоблен на весь мир, в том числе на Церковь и даже на самого Бога. Обвинять таких людей я не дерзну. Надо что-нибудь делать. Нужно, чтобы люди видели священника не неким привилегированным человеком, а этим же, как они, с такими же нуждами и проблемами. Священник должен быть открыт для общества, а его быт понятен и прост, — заключает протоиерей. 10 апреля, 08:00 На кону — серьезные деньги. РПЦ поспорила с силовиками из-за пантеонов
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....