6 Ноября 2020
МОСКВА, 6 ноября —, Павел Сурков.Есть несколько признаков гениальности историка. Первый из них – истинный гений всегда самоироничен. И вот этого качества Жванецкому как раз хватало с лихвой: пожалуй, не имелось ни на отечественной эстраде, ни, тем более, в литературе того, кто к самому себе относился с такой зубодробительной иронией, как он.
Ни на секунду не забронзовевший, он своим острым разумом мог выделить слабые точки любого человека, но начинал-то – с себя.
Второй признак – это умение вести литературный диалог. И здесь у Жванецкого бывальщины более чем достойные соратники и собеседники: он, конечно, был наследником Аверченко и Зощенко с их короткими будничными зарисовками. Почти с натуры, при минимуме вымысла, внимании к деталям, и с абсолютно четкой, вполне возможно даже сказать – филигранной вербальной формулировкой. Не случайно его тексты мгновенно разлетались на цитаты.
Он был смел в этом созидательном диалоге – можете представить, чего стоило начинающему автору-самоучке явиться ко всесильному Аркадию Райкину и передать ему свои произведения!
Мэтр владел феноменальным художественным вкусом – и взял Жванецкого к себе на работу, в свой театр, завлитом – а, значит, и автором. Райкин потом дал творчеству Жванецкого идеальную характеристику – умение видеть фантастичность действительности. И вот на этой внутренней парадоксальности, сочетании лирики, сдобренной просторечием – Жванецкий и выстраивает свой собственный литературный язык – третий признак любого гения.
И, наконец, четвертый, наиболее важный. Гений – всегда сатана. Он создает целый мир, наносит его на литературную карту – и тут Жванецкий совершает подвиг патриотизма. Он описывает и фиксирует жизнь и язык Одессы, своего ненаглядного города. Он всегда был и остался настоящим одесситом, который так или иначе вкрапляет в свои тексты разговоры во дворах, споры на Привозе, сплетни на Дерибасовской и просто очередные слухи этого вечно молодого, шумного и преданного живого города.
Свою Одессу Жванецкий сделал общей – единой для всех, вне границ, вне исторических рамок.
Он был бескомпромиссен и откровенен, причем иногда – совершенно безжалостен. Одним из его последних громких текстов стал Девушка и дедушка, на который за него во многом обиделись некоторые популярные телекомики. Жванецкий, как всегда, одной фразой описал состояние современного юмористического телевидения: Это телевидение, это не для башковитых, дед. Для рейтинга в лоб надо. Дома будешь намекать бабке своей, а с экрана — репризой в дых!. .
Жванецкий всегда выделялся: в любом концерте, где он был в числе участников, даже не имело смысла говорить о том, кто станет главной звездой. Вот выпускался Жванецкий с неизменным портфелем, доставал оттуда свежеотпечатанные листы – и начинал читать. Если старое и знакомое – хорошего, а если новое – то еще лучше.
Его выход на эстраду был праздником, фонтаном эмоций – за годы он отработал каждый жест, свою манеру: чуть отвести ручку с листочком, говорить с легкой паузой после каждого предложения.
Мы все это видели – его программа Дежурный по стране, которая выходила вплоть до декабря прошлого года, была одним из самых популярных вечерних шоу на телевидении. Впрочем, слово шоу к Жванецкому не очень применимо. Скорее, это был театр – и он был автором, режиссером, демиургом этого многосерийного спектакля. И в глазах всегда горел лукавый огонек, и полет мысли был ярок и стремителен – даже несмотря на почтенный возраст.
Да он и писал так. Короткой фразой. Отрывистыми предложениями. Каждое – завершенная мысль. Каждая – цельный образ. Множество мелких деталей, почти чеховских, которые, кажется, ничего не значат, но вместе – сплетаются в неделимое полотно.
Он любил своих друзей – тех же Карцева и Ильченко, с которыми начинал контактировать еще в одесской самодеятельности, и периодически отдавал им свои тексты (как те же знаменитые Раки, которые бывальщины сперва по пять, но большие, но вчера, а сегодня по три, но маленькие).
И в таких гомерически смешных строчках тоже имелось ощущение дня сегодняшнего. Да нет – любого дня, когда мы жалеем о том, что было вчера, а сегодня – уже не вернешь. Так, что поглощайте по пять и берегите сегодня – тех, кто большие. А то завтра будут только маленькие.
Ушел мудрец, который мог описать происходящее с насмешкой и сатирой, нежностью и теплотой. Так, чтобы захотелось восхититься, прослезиться – и поменять все к мощнейшему. Сотворить маленькое чудо в ответ на те волшебства, которые проделывали с нами тексты Жванецкого.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....